UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫНУЖДЕННЫЙ ОТПУСК ЗА СВОЙ СЧЕТ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Словосочетания «несбалансированность бюджета», «резкий рост бюджетного дефицита», «стремительн...

Автор: Оксана Приходько

Словосочетания «несбалансированность бюджета», «резкий рост бюджетного дефицита», «стремительное увеличение государственного долга», ставшие обязательными атрибутами характеристик современного состояния постсоветских экономик, оказывается, актуальны и для американской экономики. Причем об этой актуальности многие граждане государств узнали не из экономических обзоров, а совершенно неожиданно для себя, уткнувшись в закрытые двери американских посольств. Тем, кто пришел (или даже приехал) в посольство, надеясь на получение визы, и выяснил, что его надежды оказались напрасными из-за неурегулированности американского бюджета, этот демарш американского правительства показался просто возмутительным. Сами же американцы относятся к происходящему не только терпимо, похоже, даже испытывают чувство гордости, считая это своеобразным проявлением американской демократической системы.

Нынешний бюджетный конфликт между президентом Клинтоном и Конгрессом, большинство в котором составляют республиканцы, является продолжением кризиса, разразившегося в начале 80-х годов, когда произошло стремительное увеличение федерального бюджетного дефицита. В результате размер общего государственного долга вырос с 1980 по 1995 гг. на 550 процентов. Вообще же за последние 50 лет американский бюджет лишь восемь раз был бездефицитным.

Есть несколько причин, вызвавших резкий рост бюджетного дефицита и государственного долга. Вначале важными факторами были военные расходы и снижение налогов, которые не были компенсированы сокращением расходов. Впоследствии главным фактором стали постоянно растущие социальные расходы. Последний раз бюджет без дефицита удалось свести в 1969 году, когда годовые доходы бюджета составили 20,2 процента ВВП, а расходы - 19,8 процента. При этом общий федеральный долг составил 39,5 процента ВВП.

В 70-х годах годовой бюджетный дефицит начал увеличиваться, хотя размер долга, выраженный в процентах к ВВП, сократился. В 1981 году президент Рейган предпринял ряд шагов, в результате которых разрыв между бюджетными доходами и расходами еще более возрос. Администрация Рейгана резко увеличила военные расходы, сократив при этом налоги. Все это происходило на фоне общего экономического спада 1981-1982 гг., когда федеральный дефицит финансировался за счет привлечения средств населения под очень высокие проценты.

Своего пика бюджетный дефицит достиг в 1992 году, составив 290 400 млн. долларов в результате дополнительных федеральных расходов на страхование депозитов. Это было вызвано повсеместным крахом в 80-х годах системы сберегательных и кредитных институтов, гарантом которых выступало государство.

1995 финансовый год закончился в сентябре. Дефицит бюджета составил 2,3 процента ВВП, что является самым низким показателем за весь период с 1979 года. Правда, при этом общий государственный долг составил 4 989 700 млн. долларов, то есть около 70% ВВП. До 1 октября 1995 года необходимо было принять закон о выделении средств для бюджетного финансирования. Однако такой закон принят не был, а значит, не было возможности и проводить дополнительные государственные займы для пополнения казны: по американской конституции правительство не может брать на себя никакие долговые обязательства, кроме тех, под которые законодательным путем ассигнованы средства. В результате разразился финансовый кризис, ударивший едва ли не в первую очередь по дипломатическим миссиям за рубежом и самому государственному департаменту.

Анализируя бурные дебаты, которые идут в настоящее время между контролируемым республиканцами Конгрессом и находящимся под властью демократов Белым домом, относительно способов сбалансирования федерального бюджета, а также отправки американских войск в Боснию, Том Манн, руководитель отдела исследований по проблемам государственного управления в Брукингском институте, с удовлетворением констатирует, что «политическая система США работает хорошо».

В основу американского принципа государственного управления положена сложная система ограничений и противовесов, призванных воспрепятствовать поползновениям государства стать выше народа. В течение последних лет в обществе нарастала неудовлетворенность государственной властью. Наиболее ярким проявлением этой неудовлетворенности стали результаты выборов 1994 года: именно тогда, впервые с начала 1950-х, республиканцы получили большинство в обеих палатах Конгресса. Одним из предвыборных обещаний республиканцев было сбалансирование федерального бюджета. Правда, президент Клинтон во время выборов тоже обещал сбалансировать бюджет в течение пяти лет. Но, в отличие от республиканцев, он на деле не доказал того, что действительно стремится сдержать свое обещание. Зато он активно противостоит курсу республиканцев, нацеленному на сбалансирование бюджета в течение семи лет, и не одобряет предлагаемых ими проектов решений по отдельным вопросам.

Поскольку компромисс между отдельными ветвями власти к началу финансового года достигнут не был, Конгресс одобрил, а президент подписал временную «резолюцию о продлении полномочий», благодаря которой стало возможным ассигнование средств, необходимых для выполнения государственными органами своих обязанностей до полуночи 13 ноября 1995 года. Однако и за это время конфликт между президентом и Конгрессом уладить не удалось, закон, соответственно, тоже не был принят, и с 14 ноября, не получившие финансирования, государственные органы начали сворачивать свою работу. Около 800 тысяч федеральных служащих, чью работу сочли «второстепенной», были отправлены по домам; им сообщили, что они должны оставаться дома до тех пор, пока Конгресс и президент Клинтон не договорятся об ассигнованиях.

Начиная с 1981 года, когда министр юстиции вынужден был издать директиву о закрытии государственных организаций в случае, если бюджетные средства окажутся исчерпанными, федеральные власти четыре раза отправляли служащих домой до тех пор, пока Конгресс и Белый дом не достигали согласия по вопросам бюджета.

23 ноября 1981 года президент Рейган наложил вето на закон о расходовании средств, посреди рабочего дня отправив домой около 400 тысяч служащих. Через 10 часов Конгресс подал новую версию закона, и уже на следующий день служащие вернулись на свои рабочие места.

4 октября 1984 года, через два часа после того, как часть правительственных организаций формально исчерпала бюджетные средства, президент Рейган приказал свернуть деятельность 8 департаментов и некоторых независимых агентств из-за того, что проекты их бюджетов не были утверждены. В тот же день Сенат утвердил бюджетный законопроект, который до этого уже был одобрен Палатой представителей, и подал его на рассмотрение президенту. Это позволило служащим вернуться на свои рабочие места на следующее утро.

17 октября 1986 года более 500 тысяч служащих после обеда опять были отосланы домой. Вопросы с годовым бюджетом урегулировали в тот же вечер, и работа государственнных служб возобновилась на следующий день.

6 декабря 1990 года в разгар бюджетных дебатов в Конгрессе президент Буш наложил вето на законопроект о кратковременном ассигновании. Деятельность государственных организаций была свернута на протяжении трехдневного уикенда до Дня Колумба, когда большинство служащих и так не работало.

Нынешний конфликт между двумя ветвями власти особенно затяжной и напряженный. В ноябре «вынужденный отпуск» 800 тысяч федеральных служащих продлился два дня, а с 18 декабря им опять пришлось перейти на сокращенный график работы. На этот раз подписание еще одной временной резолюции позволило им приступить к своим обязанностям с 9 января 1996 года, а когда же наконец будет принят сам бюджет, сказать трудно. Еще в самом начале кризиса президент заявлял своим соратникам по партии: «Я буду бороться сегодня, завтра, через неделю и через месяц. До тех пор, пока Америка не получит бюджет, справедливый по отношению ко всем гражданам».

Проводившиеся опросы общественного мнения показали, что нынешняя позиция президента пользуется поддержкой большинства американцев. Согласно данным, опубликованным в «Лос-Анджелес таймс», двое из трех опрошенных считают вето президента уместным, а более 70% заявили, что ни при каких условиях не отдадут свои голоса на выборах спикеру парламента Ньюту Гингричу.

Тем не менее республиканцы не хотят отказываться от своего плана, согласно которому бюджет должен быть сбалансирован в течение ближайших 7 лет, а отдельные штаты должны получить более широкий контроль над программами, которые в настоящее время проводятся федеральным правительством. Однако при сохранении предлагаемого президентом объема расходов на социальные программы не представляется возможным одновременное снижение налогообложения и сохранение бездефицитности бюджета. Отвергая предложения республиканцев о сокращении расходов на эти программы, администрация демократов заявляет, что такая стратегия ударит по старикам, по больным и неимущим, а также потребует пересмотра программы помощи иностранным государствам.

«В борьбе, затеянной вокруг бюджета, ставки довольно высоки, - говорит упоминавшийся уже Том Манн. - В действительности речь идет о той роли, которую играет правительство в жизни граждан. В то время, как некоторые тактические приемы не нравятся многим американцам, сама по себе эта борьба носит вполне серьезный характер, и я думаю, что мы находимся на пути к определенному согласию».

Борьба, происходящая во властных эшелонах вокруг бюджета, доказывает, что система государственного правления в США «срабатывает», говорит консервативный обозреватель Джордж Уилл. «Нам следует отдать должное уму и проницательности авторов Конституции, создавших систему «ограничений и противовесов» и разделения властей, которая может приводить к бездействию, когда такое бездействие требуется, - констатирует он. - Сегодняшний паралич отражает бездействие правительства, возникшее в результате противоборства мощных течений в управлении страной. Общественность должна понимать, что важный спор, который ведется сегодня по поводу бюджета, является отражением торжества демократии».

По материалам зарубежной печати, предоставленным ММЦ Интерньюз.