UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫ ГРУЗИТЕ, ИМ ЗАЧТЕТСЯ

С 1997 года, когда Артем перевелся на учебу из Днепропетровска в Киевский институт журналистики, работает специальным корреспондентом программы «Вікна» (СТБ)...

Автор: Артем Шевченко

С 1997 года, когда Артем перевелся на учебу из Днепропетровска в Киевский институт журналистики, работает специальным корреспондентом программы «Вікна» (СТБ). И вам, наверное, знакомы его репортажи на ТЭКовскую тему. А «ЗН» стремится приобщить его и к клану «газетчиков»

В последние дни киевские кабинеты чиновников Минуглепрома зачастую пустовали - «все ушли на фронт». По данным Профсоюза работников угольной промышленности (ПРУП), фронт этот охватывает около 130 из 209 украинских шахт, которые не отгружают уголь потребителям-должникам. Если учесть, что в сентябре шахтеры резко сократили ежесуточную отгрузку топлива со 100 до 84 тысяч тонн угля, создав дефицит в 300 тысяч тонн, то выполнение задания по формированию до 15 октября запасов угля на ТЕС в 3,5 млн. тонн достаточно проблематично.

Есть в украинском правительстве игра под названием «Курс первого вице-премьера». Раунд первый - переговоры с российским «Газпромом», раунд второй - переговоры с украинскими шахтерами. Только прошедший это чистилище с наименьшими потерями для украинского ТЕКа, госбюджета и собственной нервной системы может в перспективе рассчитывать на почетное звание «экс-первого вице-премьера», реже - на премьерское кресло.

В 98-м году после летних акций протеста горняков и показательного марш-броска павлоградских шахтеров на Киев тогдашний первый вице-премьер А.Голубченко устраивал публичные экзекуции «угольным генералам». «Кто вам давал право не выполнять постановления правительства и отгружать уголь без оплаты!» - окна в зале заседаний правительства дрожали, а директора угольных холдингов и производственных объединений покрывались испариной. Это действо называлось «работой по обеспечению выплаты текущей зарплаты шахтерам».

«Опальный реформатор» В.Куратченко не был склонен к подобным публичным разбирательствам. Он просто работал с энергетиками, пытаясь увеличить расчеты с шахтерами за отгруженную продукцию. (Специальным постановлением КМ Минэнерго обязали выйти на 35-процентный уровень проплат угольных поставок. Сейчас он составляет около 5,5%.)

Нынешний первый вице-премьер А.Кинах, похоже, избрал иную тактику. На заседании Координационного совета по проблемам угольной отрасли, состоявшемся 25 сентября, о нынешней акции протеста горняков попытались умолчать. Мол, есть, конечно, проблемы, не везде шахтерам платят текущую зарплату (с начала года она выросла на 145 млн. гривен и составила 250 млн. - Авт.), и все это накаляет сложную политобстановку. Но в целом валовой план добычи перевыполняется на 560 тыс. тонн. Главная причина присоединения к объявленной ПРУПом недельной неотгрузке угля Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) - нежелание правительства решать проблемы шахтеров, заявил лидер НПГУ Михаил Волынец. Показатель этого самого «нежелания» - отсутствие первого вице-премьера на Совете председателей членских организаций НПГУ, куда его специально приглашали. Похоже, что правительство или считает, что ничего страшного в отрасли сегодня не происходит, или просто не воспринимает всерьез шахтерские акции.

Возможно, одна из причин такого прохладного отношения Кабмина к НПГУ - принятый 15 сентября ВР и подписанный Президентом «закон о профсоюзах». Он фактически может уничтожить независимые профсоюзы, поскольку предусматривает их обязательную регистрацию в Минюсте (ранее для обретения статуса юридического лица профсоюзам было достаточно лишь представить протокол учредительной конференции. - Авт.) и наличие в их составе не менее половины работников отрасли. Во всяком случае в самом НПГУ считают такой сценарий достаточно реальным. «Почему Минуглепром не может запретить бесплатные поставки угля энергетикам? Почему руководители на местах заставляют сегодня грузить уголь электростанции, завтра - коммерческой фирме-посреднику, а денег шахтеры так и не видят?» - наивно вопрошали лидеры региональных организаций на Совете НПГУ. Чиновники из Минэнерго отвечали, что надо время для создания эффективной системы расчетов между генерирующими компаниями и Энергорынком. Дескать, проведем в октябре-ноябре собрания акционеров в пока еще государственных облэнерго, сделаем соответствующие кадровые оргвыводы. Правительство утвердит новые временные правила Энергорынка, а тут еще и ВР созреет для принятия закона об электроэнергетике. На все про все надо месяца три-четыре, тогда, глядишь, и расчеты за отгруженный уголь пойдут активнее. А пока, извините, надо грузить, поскольку крайние меры в виде отключений потребителей нынче у нас непопулярны ввиду сложности текущего политмомента.

Из-за отсутствия на многих шахтах достаточных угольных складов неотгрузка топлива может перерасти в масштабную забастовку. Минуглепром в регионах уже делает все, чтобы если и не остановить акции протеста, то хотя бы уменьшить их масштаб и общественный резонанс в преддверии президентских выборов. Вместо открытых переговоров с профсоюзами правительство выбрало тактику «работы» с шахтерскими коллективами на местах: во многих случаях разовые выплаты горнякам из фондов облгосадминистраций достаточно эффективны. Надо только продержаться до выборов. Затем хоть старый президент, хоть новый - все равно правительство менять. А это уже совсем другая история.