Однажды они это уже сделали. В 1994 году, объединив свои усилия, дизайнер Том Форд и предприниматель Доменико де Соле превратили корпорацию «Гуччи групп» из тривиальной компании по производству кожаных изделий в локомотив индустрии моды, активы которого оцениваются в 1,2 млрд. долларов США. Сейчас этот американский дуэт пытается провести подобную операцию с фирмой «Ив Сен Лоран» (известной по латинской аббревиатуре YSL), еще одной меркнущей звездой на небосводе современной моды. Ставки в этой игре высоки: успех с YSL мог бы превратить возрожденную «Гуччи» в уникальную империю, производящую предметы роскоши и практически не имеющую серьезных конкурентов. Де Соле и его соратник намереваются превратить компанию, известную благодаря одному яркому брэнду, в корпорацию, располагающую несколькими громкими торговыми марками.
Их замыслы уже близки к воплощению. В парижских мастерских YSL Форд работает над созданием коллекции женской одежды «Весна-2001», премьерный показ которой запланирован на 13 октября c. г. По некоторым сведениям, новые модели американского дизайнера хоть и содержат в себе элементы модернизма, но выгодно отличаются элегантностью от традиционных нарядов «Гуччи», выполненных в стиле рок-культуры. Однако компаньоны замышляют нечто более, чем выпуск новой коллекции. Великая «реконструкция» YSL, во владение которой де Соле вступил в конце прошлого года благодаря протекции известного французского предпринимателя Франсуа Пино, содержит в себе ключ и к будущему «Гуччи». По мнению европейских экспертов, «Ив Сен Лоран» является феноменальной торговой маркой и обладает громадным потенциалом. Они предсказывают, что объемы продаж YSL, составившие в прошлом году 88 млн. долларов, с 2002 года начнут расти как минимум на 50 процентов ежегодно.
Однако, заплатив за YSL миллиард долларов, де Соле вряд ли ограничится лишь использованием этого громкого имени на этикетках своей продукции. Бывший адвокат, специализировавшийся на налоговых вопросах, он в 1985 году, невзирая на протест семьи и финансовые проблемы, выкупил компанию «Гуччи Америка» и доказал, что может вывести ее в «высшую лигу» современной индустрии моды. Обладание же YSL поможет удачливому предпринимателю расширить возможности по ведению конкурентной борьбы с таким магнатом, как Бернард Арно, владеющим концерном «Моэт Хэннесси Луи Витто» стоимостью в 8,9 млрд. долларов, под крышей которой процветает множество известных дизайнерских брэндов. Кстати, этот гигант в прошлом году едва не «проглотил» и «Гуччи».
Новый хозяин YSL отдает себе отчет в том, что перестройка приобретенной компании потребует определенного времени, поэтому де Соле в первую очередь намеревается заняться реконструкцией производственных линий, маркетинговой и распределительной систем. Подобную стратегию он применял и при реанимации «Гуччи» и считает ее ключом к успешному возрождению компаний по производству предметов роскоши, утративших свои отличительные черты за счет внешнего воздействия. В момент приобретения им YSL логотип фирмы присутствовал на множестве изделий, начиная от бейсбольных кепок и заканчивая пластиковыми шлепанцами, а прибыль от лицензионных соглашений составляла 65% от всех доходов компании. Однако де Соле убежден, что при создании настоящего брэнда предметов роскоши необходимо отказаться от гонки за быстрой прибылью. Судя по тому, что его опыт возрождения «Гуччи» теперь изучается в Школе бизнеса Гарварда, такой подход оправдан.
Хирургическая операция по «удалению лишнего» проходит успешно. Сразу же после заключения сделки по приобретению компании ее новоиспеченный хозяин вместе с новым директором Марком Ли вылетел в Токио, где в течение трех дней аннулировал все лицензии, выданные японцам прежним руководством. В последующие три месяца были ликвидированы 167 договоров на использование логотипа YSL, выкуплены 11 магазинов, имеющих монопольные права на торговлю товарами этой марки, продана фабрика по пошиву готовой одежды и запущены новые производственные линии по изготовлению аксессуаров и обуви.
Особое внимание де Соле уделяет сети фирменных магазинов. Ранее YSL имел их 25. Для сравнения, «Гуччи» обладает 130 специализированными универмагами, которые приносят более 60% прибыли компании. Разработав прототип магазина нового типа, де Соле и Ли собираются в ближайшие три года открыть не менее 60 универмагов, торгующих продукцией YSL. Ведущие магазины компании будут в Беверли Хиллз, Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге и Милане. К концу года в Лас-Вегасе примет покупателей первый такой универмаг. Де Соле убежден, что его компания будет работать успешно только в том случае, если потребитель сможет купить свежую коллекцию изделий полюбившейся марки в любой точке планеты.
Любовь де Соле к дисциплине, а также его способность мгновенно принимать решения стали определяющими в деле возрождения «Гуччи». Четыре года назад, посетив магазин своей компании в Гонконге, он закрыл его в один вечер, лишившись в одночасье весьма прибыльного предприятия. Однако он был убежден, что безвкусный интерьер универмага разрушает сложившийся имидж известной торговой марки и в перспективе принесет больше вреда, чем временная потеря части прибыли. Эксперты ожидают подобный бескомпромиссный подход и при реформировании YSL. Они полагают, что в нынешнем и следующем годах де Соле ожидают убытки, а затем результаты его деятельности дадут о себе знать.
Что же касается дизайнера Тома Форда, то его поджидают другие проблемы. Главная среди них — сохранение оригинального лица YSL в среде стремительно растущей империи «Гуччи». Здесь существует особый риск, так как до последнего времени Форд занимался разработкой исключительно моделей последней. В случае прокола при создании своей первой коллекции YSL этот дизайнер вынужден будет пропустить как минимум два сезона для поиска нового, более удачного подхода.
И если задача Форда заключается в создании «маленького дизайнерского чуда», то де Соле ставит себе более прозаическую цель: за счет рискованных реформ добиться мощного роста продаж продукции компании. Он полагает, что, по аналогии с «Гуччи», завоевание YSL рынка готовой одежды вернет доверие потребителей к знаменитой марке и поможет поднять уровень продаж аксессуаров с аналогичным логотипом, имеющих высокую долю прибыли в цене. И пошив женской одежды высокого класса с престижной торговой маркой является лишь частью общей картины. «Гуччи» также владеет отныне и брэндом YSL Beaute, который включает в себя косметику, духи, очки и другие аксессуары. Предел доходности его в прошлом году составлял 5,6% — половину среднего показателя по отрасли. Де Соле предполагает в текущем году достичь величины 8%, а в дальнейшем довести ее до 12%. Та же сеть «Гуччи» в прошлом году достигла доходности в 27%, что стало одним из самых высоких показателей в индустрии моды.
Конечно, на сегодняшний день «Ив Сен Лоран» остается главной проблемой для де Соле, но не единственной. Он пытается интегрировать в свою империю два новых приобретения — итальянского производителя обуви «Сержео Росси» и французскую ювелирную компанию «Бушерон». Хотя обе фирмы являются прибыльными, де Соле намерен расширить географию их деятельности и использовать их опыт для других своих брэндов. К примеру, фабрика «Сержео Росси», расположенная в Болонье, отныне будет производить всю обувь с торговой маркой YSL и «Гуччи».
Де Соле выделил еще 2 млрд. долларов США на приобретение других известных торговых марок для своей коллекции. Специалисты поговаривают, что он, в частности, «положил глаз» на «Джорджио Армани» и «Долче и Габбана», однако представители этих фирм опровергли информацию о ведении с ним переговоров. Тем не менее аналитики убеждены, что слияние компаний «Гуччи» и «Армани» было бы весьма удачным ходом для де Соле, так как последняя имеет весьма прочные позиции в области изготовления готовой одежды, а первая могла бы компенсировать ее слабость за счет своих аксессуаров, а также позиций в Азии.
Сам де Соле отрицает любую информацию о ближайших целях своей империи, однако допускает возможность новых приобретений в конце этого года. Постоянные финансовые поступления наверняка будут способствовать этому. По мнению экспертов, в 2000 году объем продаж предприятий группы «Гуччи» возрастет на 80% и достигнет 2,2 млрд. долларов. Цифры выглядят внушительно, особенно если учесть, что в прошлом году рост продаж составил всего 19%.
Что же касается YSL, то к этой марке у де Соле отношение особое, так как ее стиль близок ему по духу. То, какими предстанут ее новые модели 13 октября, пока что является строгой коммерческой тайной. Однако если удачливый предприниматель и талантливый дизайнер все сделают правильно, то они дадут «Ив Сен Лорану» вторую жизнь и сделают его одним из наиболее ценных бриллиантов в короне империи «Гуччи».