UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВТО: субсидии и дискуссии

В очередной раз переговоры о мировой торговле грозят зайти в тупик. Поскольку министрам из ключевых стран—членов Всемирной торговой организации опять не удалось достичь никакого компромисса по сельскому хозяйству...

Автор: Юлия Загоруйко

В очередной раз переговоры о мировой торговле грозят зайти в тупик. Поскольку министрам из ключевых стран—членов Всемирной торговой организации опять не удалось достичь никакого компромисса по сельскому хозяйству. Не помогла даже смена «декораций»: заседать начали в понедельник в Цюрихе, а закончили в среду в Женеве. В зыбкой надежде уберечь от срыва всемирный раунд торговых переговоров министры и торговые представители США, Европейского Союза, Китая, Бразилии, Индии и еще десятка стран, договорились встретиться на следующей неделе...
Если же и в будущие среду-четверг женевская встреча закончится безрезультатно, можно прогнозировать провал министерского саммита ВТО, который состоится в декабре в Гонконге. Именно Гонконг сегодня обрел статус «последнего шанса» для текущего раунда торговых переговоров, начатых в Дохе четыре года назад.
Как известно, в ноябре 2001 года в Дохе, столице Катара, на саммите ВТО были начаты переговоры о либерализации мировой торговли. Именно там был согласован и принят план действий под названием «повестка развития», согласно которому подписание Всемирного торгового соглашения должно было завершиться к концу 2004 года. Однако, как показало время, никаких существенных подвижек в деле реформирования международных торговых отношений не происходило. Большие надежды возлагались на саммит ВТО в мексиканском Канкуне в сентябре 2003-го. Но он завершился безрезультатно и стал по сути поражением в деле либерализации мировой торговли. В Канкуне с новой силой вспыхнули старые и глубокие противоречия между богатыми и бедными странами мира.
Через год, в августе 2004-го, второй «последний шанс» для «Доха-раунда» мог реализоваться в Женеве. Туда, в штаб-квартиру ВТО, съехались делегаты всех стран—участниц организации и попытались нащупать пути к компромиссу по самому больному вопросу — по условиям торговли сельскохозяйственной продукцией. Делегатам очень хотелось хоть какого-то успеха. И они объявили, что наконец-то достигнуто предварительное соглашение о снижении импортных тарифов и уменьшении субсидий для сельхозпроизводителей. Но после этой «маленькой победы» ничего существенного не произошло, необходимые согласования взаимных уступок по-прежнему срывались. Так что о завершении раунда переговоров о свободной торговле к концу 2004 года, как было записано в Дохе, не могло быть и речи. Подписание Всемирного торгового соглашения перенесли на год — к концу 2005-го.
И вот когда до декабрьского саммита ВТО осталось всего ничего, каких-то два месяца, вдруг вспоминают о «повестке развития», принятой в Дохе, и о графике отмены сельхозсубсидий, составленном в Женеве. Причем первыми вспоминают американцы. И выступают с неожиданными и довольно «щедрыми» предложениями, тем самым придав новый толчок переговорам. Торговый представитель США Роберт Портмэн заявил, что США могут снизить основные аграрные субсидии для американских фермеров на 60%, а торговые импортные тарифы на сельхозпродукцию — «урезать» на все 90%, а со временем отменить.
Вашингтонская инициатива вызвала практически немедленную реакцию со стороны Европейского Союза. Правда, реакция эта оказалась менее амбициозной. Питер Мандельсон, комиссар ЕС по торговле, объявил, что ЕС предлагает 70-процентое сокращение субсидий европейским фермерам и снижение вдвое самых высоких импортных тарифов, которые сегодня составляют 90%. Тем не менее Парижу не понравилась такая «смелость». Министр торговли Франции Кристин Лягард заявила, что еврокомиссар по торговле, британец Питер Мандельсон «зашел слишком далеко» и даже превысил свои полномочия, от имени Евросоюза соглашаясь на столь значительные сокращения субсидий и ограничения на импортные тарифы.
Впрочем, это заявление никого не удивило. Поскольку именно Франция из бюджета ЕС ежегодно выбивает такие огромные суммы для поддержки своих фермеров, что приводит в замешательство даже партнеров по Евросоюзу, не говоря уж о развивающемся мире. Не секрет, что именно вопрос о сельхозсубсидиях в последние годы все больше охлаждает французско-британские отношения. Так как Британия принципиально и последовательно выступает за упразднение данной расходной статьи общего европейского бюджета.
Несмотря на то, что торговые представители США и ЕС поздравляли друг друга с тем, что своими предложениями сдвинули «Доха-раунд» с мертвой точки, в самих странах ЕС, а также в США и Японии все сильнее раздаются голоса против «чрезмерной» либерализации мировой торговли. Саксби Чемблис, председатель комитета по сельскому хозяйству в Сенате США, призвал американскую администрацию не соглашаться на снижение общих расходов на сельхозсубсидии. Хотя и признает, что некоторые субсидии, слишком явно деформирующие мировую торговлю, могут быть пересмотрены. Кроме того, Сенат настаивает на сохранении весьма спорных платежей, которые служат компенсацией фермерам в случае снижения цен на сельхозпродукцию. Но отмены такого рода платежей требует ЕС.
Не секрет, кстати, что между ЕС и США не всегда и не по всем вопросам торговли наблюдается согласие. Вот и в этот раз предложение американцев оказалось не просто жестом доброй воли, как это пытался представить торговый представитель США Роб Портмэн, сказав, что «США готовы идти на риск во имя всеобщих договоренностей». На самом деле американцы предложили сократить сельхозсубсидии на 60% — но только при условии, что ЕС и Япония уменьшат свои, на сегодняшний день более высокие субсидии на 80%. «Кто субсидирует больше, тот и снижает больше», — объяснил Портмэн американскую позицию.
Однако же главные разногласия, которые препятствовали успешному завершению трехдневных переговоров в Швейцарии, свелись к противостоянию точек зрения богатых и бедных стран—членов ВТО. «Большая двадцатка» (G20), объединяющая группу крупнейших развивающихся стран, провела 11 октября в Женеве отдельную встречу, дабы обсудить последние «уступки» США и ЕС в глобальной торговле. В результате предложения были названы «лукавыми». По мнению «двадцатки», они не окажут реального влияния на уровень поддержки и защиты, предоставляемой фермерам в богатых странах, однако способны помочь, в первую очередь, таким развивающимся странам, как Бразилия, у которых аграрный экспорт конкурентоспособен. Поэтому, очевидно, Бразилия хоть и говорит, что США и ЕС пока прилагают недостаточные усилия для либерализации мировой торговли, но вместе с тем признает, что их новые предложения способны стать шагом вперед для реанимации раунда переговоров Дохи. А бразильский министр иностранных дел Кельсо Аморим, в свою очередь, требует очень жестких определений насчет того, как и где в дальнейшем будут расходоваться пресловутые субсидии в развитых странах.
А вот самые бедные страны — члены ВТО недовольны. Они считают, что обнародованные планы по сокращению субсидий неадекватны и вряд ли облегчат им доступ на мировые рынки. Министр торговли Замбии Дипак Патель, координирующий группу наименее развитых стран в переговорах по Доха-раунду, написал письмо участникам женевской встречи. В нем он напомнил, что недавние предложения Всемирного банка в рамках «помощи по торговле» являются слишком незначительными, чтобы повлиять на ситуацию в мировой торговле.
Как известно, Международный валютный фонд и Всемирный банк предложили выплаты в размере 200—400 млн. долл. на последующие пять лет, чтобы оказать помощь беднейшим странам в усилении экспортных возможностей за счет улучшения своей транспортной инфраструктуры и менеджмента. Но, согласно подсчетам, на каждую страну в год придется всего 2 млн. долл., которые будут истрачены на техническую помощь и разработку проектов. Во что-то подобное, считает замбийский министр, может вылиться и помощь, которую некоторые развивающиеся страны, особенно африканского и карибского регионов, получат от завершения нынешнего раунда торговых переговоров.
Итак, необходимость либерализации мировой торговли признают все: и богатые, и бедные страны—члены ВТО, часто именуемые «севером» и «югом». Все понимают, что подписание Всемирного торгового договора способно поднять глобальный экономический рост и в результате привести к снижению всеобщего уровня бедности. Однако реально «поступаться принципами» оказывается очень нелегко.
«Бедный юг» хочет во что бы то ни стало добиться отмены экспортных субсидий в богатых странах и радикального снижения торговых тарифов. Ибо такие меры, говорят представители этих стран, искажают рыночные цены и делают бессмысленным сам принцип честной конкуренции, закрывают доступ на рентабельные рынки мира. В свою очередь «богатый север», поддерживая конкурентоспособность собственного аграрного сектора при помощи государственных субсидий, опасается наводнения своих рынков сельскохозяйственной продукцией из третьего мира, дешевизна которой является прямой угрозой их национальному аграрному сектору. А посему требует от партнеров по ВТО из развивающегося мира более широкого доступа на их рынки и принятия условий так называемого сингапурского протокола, согласно которому унифицируются патентное законодательство, финансирование государственных заказов и права иностранных инвесторов. Что вкупе, по мнению бедных стран, может лишить их контроля над национальной индустрией...
Расставаясь в минувшую среду в Женеве, торговые представители как бедных, так и богатых стран сошлись в одном: компромисс должен быть обоюдным. Как им удастся воплотить этот лозунг в жизнь, покажет повторная встреча.
Итак, очередному «последнему шансу» для раунда переговоров в Дохе учинили пролонгацию до следующей недели. Страны—члены ВТО все еще надеются, что им удастся согласовать проект соглашения для окончательной стадии переговоров. Если же результат достигнут не будет, последняя надежда — переговоры в самом Гонконге. Хотя без предварительных договоренностей шансы на успех минимальны. Однако, если вдруг «богатым» и «бедным» удастся услышать друг друга и прийти к столь желанному компромиссу, мировая экономика получит многомиллиард­ную поддержку и освободит сотни миллионов людей из рабства бедности.
А если нет... Тогда раунд Дохи опять продлят, и он продолжит свою вялотекущую биографию. Тем более что до «рекорда» еще полно времени: предыдущий, уругвайский раунд переговоров в рамках ВТО длился восемь лет. Тем временем Всемирная торговая организация будет оставаться без единого торгового соглашения, а глобальная торговля — осуществляться по-прежнему: без равных условий для всех.