До начала зимнего периода в энергетике остается меньше семи недель. В октябре начнет холодать, и потребление электроэнергии будет быстро увеличиваться, а значит, придется обратиться к запасам топлива. Если, конечно, таковые останутся…
Согласно июньскому постановлению Кабмина, к 1 октября для нужд энергетики должно быть накоплено 6 млн. тонн угля (в т.ч. две трети в Госрезерв). Но подобные указания давно никто буквально не воспринимает.
Считается, что запас угля в 3-3,5 млн. тонн (вместе с массированными «веерными отключениями») позволяют энергетике худо-бедно протянуть средненькую по холодам зиму.
В июне-июле с накоплением запасов топлива не сложилось - в месяц поступала пара миллионов тонн угля, а сжигалось чуточку больше. За июль это «чуточку» дало снижение запасов угля на четверть миллиона тонн. К началу августа его осталось всего 1,82 млн. тонн, что вдвое меньше, чем год назад. И только потом (на четыре месяца позже планируемого) пошел, наконец, прирост запасов топлива: к 20 августа его накопили 2,39 млн. тонн. Если же удастся сохранить ежесуточный уровень поставки угля на ТЭС в 100 тыс. тонн, то это и позволит сформировать запасы угля в начале октября порядка 3 млн. тонн. Вот только сколько в нем будет породы?
Зольность украинского угля уже достигла такой величины, что, как мрачно шутят энергетики, непонятно: остались в Донбассе терриконы или их уже все перевезли к электростанциям. Теперь уголь с содержанием породы в 50% уже никого не шокирует. То, что такое «топливо» гробит оборудование, еще полбеды. Но оно, вдобавок ко всему, еще и гореть «не хочет»… Чтобы его попытаться зажечь, нужен газ или мазут - так называемая «подсветка». («Зеркало недели» регулярно освещало газовую тему, так что не стоит повторяться.)
Можно, конечно, еще использовать мазут, но это когда-то самое дешевое топливо за последние годы стало очень дорогим и дефицитным. В первом полугодии этого года его за месяц сжигали столько же, как в 1991-м… за три дня. Несколько ТЭС вообще сидят без мазута. И хорошо если рядом проходит газопровод, с которого в крайнем случае можно стянуть (т.е., извините, «несанкционированно отобрать») какое-то количество газа. Но не у всех же рядом такое счастье. У Кураховской ТЭС (компании «Донбассэнерго») рядом трубы нет и, соответственно, «одолжить» газ таким способом негде.
«Стрельнуть» же «на шару» мазут удается хуже. Как ни тяжело, но за него приходится платить. Впрочем, долг и за это топливо составляет уже 47 млн. грн. (плюс еще 79 млн. грн. - долг Госрезерву). Нефтетрейдеры, как правило, требуют оплаты части мазута «живыми» деньгами (мазут по «чисто бартерным» схемам обходится в полтора раза дороже). Вот и приходится доставать его кто как может.
В сентябре-октябре за остатки мазута в увлекательную игру «а ну-ка, отними» вступят сахарные заводы. Им тоже нужно от государства порядка 300 тыс. тонн. К слову, нынешние запасы мазута у Минэнерго всего 284 тыс. тонн, причем энергогенерирующим компаниям принадлежит менее 60 тыс. тонн. В принципе, небольшие объемы потребления мазута дают возможность быстро исправить ситуацию, было бы финансирование.
Импорту
долги помеха
Но все же мазут и газ - это только «добавки» к основному топливу - углю. А его нехватку можно восполнить только импортом. Последние годы энергетики потребляли до 4,5 млн. тонн импортного угля, в основном из России и Польши. Но в начале этого года импорт сократился вчетверо. Между тем, одна из основных функций более качественного импортного угля в том, что, смешивая его с донбасским, удается заставить этот «коктейль» гореть, а значит - экономить мазут или газ.
Импортируют уголь в Украину госпредприятие «Укринтерэнерго» и частные операторы. Но «Укринтерэнерго» практически поставляет уголь только для экспортеров электроэнергии - Бурштынской и Добротворской ТЭС. Всего, по данным Минэнерго, в июне было потреблено 94 тыс. тонн, а в июле - 110 тыс. тонн. импортируемого угля. Но это крохи… А вот других операторов от импорта угля отстранили. Весенняя проверка Генпрокуратурой энергорынка по существу превратилась в тотальный разгром существующих схем, без внятного предложения новых. В частности, была прекращена аренда блоков коммерческими структурами… Между тем арендаторы нередко ввозили импортный уголь. К примеру, ЗАО «Интеграция» за время аренды блока №6 Ладыжинской ТЭС импортировала свыше 1 млн. тонн польского угля...
Теперь возникла проблема, как достать импортный уголь, ведь само Минэнерго из-за отсутствия средств покупать его не может. А у операторов еще не настолько «поехала крыша», чтобы снова одолжить его Минэнерго, им и так должны 220 млн. грн. (что эквивалентно 2,5 млн. тонн угля).
«Давальческим» схемам приказано выжить
И все чаще звучит словосочетание «давальческая схема» (она же - толлинг). Вообще-то такая схема приемлема не только к поставкам угля, но и мазута, в меньшей степени к газу (слишком уж доступны методы «тырить» российский) и даже ядерному топливу. Ее суть состоит в том, что «давалец» поставляет на ТЭС (причем далеко не всякую) свое топливо, поэтому и выработанная из него электроэнергия ему же и принадлежит. Станция получает плату за переработку, плюс свою долю получают «Укрэнерго» и облэнерго - за передачу электроэнергии своими сетями. Несмотря на внешнюю простоту схемы для ее воплощения в жизнь приходится преодолеть массу препятствий. Всего пару лет назад руководство Минэнерго расценивало такую схему как «абсолютно аморальную».
В конце концов, такая практика была запрещена знаменитым постановлением №487 от 21 мая 1997 года. Так как электроэнергию в качестве платежей в госбюджет не принимают (хотя с местными бюджетами иногда можно договориться), то задолженность перед ним постоянно увеличивалась. Но в конце июня уже само Минэнерго предложило Кабмину проект постановления о возобновлении давальческой схемы с начала июля. Пока проект болтается по кабинетам и министерствам, но, по словам министра энергетики Ивана Плачкова, вскоре это постановление будет действовать. Да и деваться-то некуда - топлива слишком мало.
Хотя не совсем ясно, как будет действовать схема в новых условиях. В проекте Минэнерго не было упоминания об обязательной оплате «давальцем» за переработку топлива электростанцией и транзит электроэнергии деньгами. Но позже руководители энергокомпаний стали настаивать на денежной форме оплаты. Например, представители «Донбассэнерго» заявляли, «что система давальческих поставок будет иметь право на существование, если в договорах энергокомпаний с поставщиками давальческого топлива будет обязательная денежная оплата услуг электростанций».
Впрочем, представитель одного из крупнейших потребителей давальческого топлива, директор «Западэнерго» Владимир Павлюк, настроен мягче. Он уверен, что теперь все «будет в корне отличаться от ранее действующего. Это будет цивилизованная, прозрачная схема поставок импортного топлива, все концептуальные моменты механизма которого уже отработаны». «Западэнерго» уже имеет предложения минимум трех украинских компаний (того же ЗАО «Интеграция»), готовых поставлять польский уголь на электростанции. При этом оплата топлива будет «осуществляться электроэнергией по строго установленным ценам и тарифам». Цена польского угля будет где-то в пределах 25-28 долларов.
А «давальцам» предстоит крутиться...
Вообще-то, если «давальцы» будут платить за все услуги деньгами, то большинство схем потеряет конкурентоспособность. Формально электроэнергия в Украине стоит копеек 11-13. Но соперничать на рынке придется не с этой мифической ценой, а с электроэнергией АЭС. А способность НАЭК «Энергоатом» дисконтировать цену на свою электроэнергию практически безгранична. Себестоимость производства АЭС всего 3,5 копейки, то есть в три раза ниже, чем на ТЭС. При этом даже в разгар проверок прокуратуры котировки векселей «Энергоатома» не поднимались выше 25% от номинала (т.е. при денежной оплате ее можно было получить копейки за три-четыре).
Так что приходится «крутить схему», максимально снижая себестоимость электроэнергии. Фантазия трейдеров просто неисчерпаема. Если вам предложат за металл зачет по электроэнергии в Рио-де-Жанейро белыми штанами для мулатов, то перед вами не обязательно жулик - это может быть простой украинский трейдер.
Но работать этой схеме все равно придется в новых условиях. Уже потому, что в 1997 году не было частных облэнерго. А им, как правило, удается, в отличие от государственных, заставить независимых поставщиков оплатить деньгами их транзитные услуги. Правда, иногда они соглашаются принять в оплату за транзит и электроэнергию, вот только обойдется это едва ли не втрое дороже… Впрочем, и само частное облэнерго может оказаться в шкуре «давальца». Например, «Сумыоблэнерго» прорабатывало вариант с поставкой топлива на Змиевскую ТЭС.
Но самая веселая часть схемы - это «заведение электроэнергии на предприятие». А все ликвидное давно закреплено, в основном - за атомщиками. Да и других желающих хватает. Так что снова приходится крутиться. Например, операторы «Энергоатома», по словам одного из трейдеров, «слегка укушались» и часто пропускают предприятия с объемом потребления менее 5 млн. кВт/ч в месяц. А там есть вполне «съедобные» и т.д. Впрочем, слишком много электроэнергии таким способом не продашь. А, скажем, за миллион тонн угля можно получить порядка двух миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Так что, чтобы «распихать» ее по рынку, одного умения торговать мало - тут не мешала бы и поддержка сверху. Но и с ней, родной, намаешься. В лучшем случае 60% электроэнергии реализуется за полгода, а остальное может зависнуть и на год, и на два. И все это тоже надо учесть в схеме. Хотя при этом никто не опровергает железное правило: было бы невыгодно - не работали бы.
Масштабы грядущих «давальческих схем» по углю оценить нелегко. С одной стороны, Минэнерго на последний квартал нынешнего и первый квартал будущего года неплохо бы завезти до 6 млн. тонн импортного угля. Но эксперты считают, что вряд ли до конца года придет больше 2 млн., время на заключение контрактов уже упущено. Правда, «Интеграция» заявляла о наличии у нее контрактов на 2 млн. тонн. силезского угля. О готовности завезти полмиллиона тонн кузбасского угля заявляло и ЗАО «Промэнергокомплекс», есть и другие желающие. Насколько эти планы будут реализованы, посмотрим.
Пока можно сказать одно: фактически разогнав арендаторов, имевших хоть какие-то обязательства перед ТЭС, в итоге все откатились назад и вернулись к простейшей схеме - «получил актив, а на станции - хоть трава не расти». Теперь и поставщик топлива, и производитель энергии будут выживать сами по себе. Интересно все-таки классик говорил: «Шаг вперед, два назад», прямо-таки о нас…