UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСАМДЕЛИШНЫЕ ВОЙНЫ ИГРУШЕЧНЫХ ГИГАНТОВ

Вообще-то гиганты там тоже всамделишные. Просто занимаются они игрушечным бизнесом. А точнее, производством игр и игрушек...

Автор: Оксана Приходько

Вообще-то гиганты там тоже всамделишные. Просто занимаются они игрушечным бизнесом. А точнее, производством игр и игрушек. И зарабатывают на этом более чем серьезные капиталы. Правда, жесткая конкуренция, возникшая в последние годы в этом бизнесе, превратила его в постоянную битву за выживание. Сохранить в таких условиях детскую непосредственность и азарт достаточно непросто, но совершенно необходимо для создания той продукции, которая придется по душе многим миллиардам игроков по всему земному шару. Причем не только несовершеннолетним.

В мире собственно игрушек основное противоборство наблюдается между транснациональными компаниями Mattel Inc. и Hasbro Inc. Первая фирма прославилась на весь мир своей куклой Барби, пережившей к своему полувековому юбилею множество реинкарнаций. Менее известна у нас популярная серия игрушечных автомобилей Hot Wheels, благодаря которой юные джентльмены не ощущают своей обделенности по сравнению с представительницами слабого пола. А Hasbro, соперница Mattel, привлекла пристальное внимание после того, как приобрела в прошлом году небольшую компанию Tiger Electronics. Именно последней принадлежит честь создания не оставивших никого равнодушными говорящих пушистиков Фарби.

Ситуация внутри этих двух гигантов развивается в противоположных направлениях. Длинноногой Барби действительно удалось покорить весь мир, однако удержать на плаву огромный промышленный концерн ей, судя по всему, в одиночку не удастся. За первый квартал объявленные убытки компании составили 17,9 миллиона долларов против 12,7 миллиона прибыли, полученной за аналогичный период прошлого года. Доходы компании при этом сократились за год на 2 процента и составили всего лишь 692,1 миллиона долларов. Жиль Барад, назначенная новым исполнительным директором компании и способная ослепительностью своей улыбки посоперничать с самой Барби, наметила самую крупную за всю историю существования компании реорганизацию. В частности, уже началось сокращение 3 тыс. из 29 тыс. работников компании, наряду с закрытием некоторых фабрик и заводов.

В то же время в Японии популярность Барби начала резко расти, так что вряд ли стоит удивляться, если стандарт «американской мечты» взглянет на мир раскосыми глазами. Наверное, именно этот успех позволил акциям компании прекратить затянувшееся падение и вернуться на вполне приличный уровень в 29 долларов за акцию (правда, бывали времена, когда за эти акции платили и по 40 с лишним долларов). Впрочем, отчасти этот относительный успех объясняется еще и тем, что положение компании оказалось гораздо лучшим, нежели еще недавно предрекали ей аналитики. Теперь те же аналитики утверждают, что худшие для компании времена уже позади.

Зато у конкурирующей фирмы финансовые показатели пребывают в отличном состоянии: чистый доход за прошлый год вырос на 77 процентов, тогда как рост прибыли составил 38 процентов. И все благодаря разговорчивым Фарби и забавным Телетабби. Правда, в абсолютных показателях Mattel Inc. все еще опережает Hasbro, отстав от нее за последний год приблизительно на четверть миллиарда долларов выручки. Тем более что объемы продаж нестареющей Барби за последний год возросли по всему миру на 3 процента. А в Соединенных Штатах - на все 11, тогда как ее конкурентами, судя по всему, являются игрушки достаточно недолговечные.

Тем не менее, обе компании не собираются стоять на месте. Hasbro, в частности, уже приобрела лицензию на выпуск игрушечных моделей героев одиозного продолжения «Звездных войн». Mattel же предпочитает делать свои собственные римейки, отдавая дань уже сослужившим ей хорошую службу героям Тарзаниады и вариациям на тему улицы Сезам. Кроме того, большие надежды возлагаются на проекты анимации интер-Барби в режиме on-line, а также создание Интернет-версий видеоигр с участием знаменитых машин.

Впрочем, занять достойное положение на рынке видеоигр достаточно сложно. Это доказывается не менее драматической историей конкурентной борьбы двух других соперников, специализирующихся именно на создании видеоигр, - Nintendo и Sony. Собственно, изначально на видеоиграх специализировалась лишь первая компания, а вторая значительно больше прославилась своей бытовой электроникой широкого профиля. Тем не менее только за последний год прибыль от наиболее традиционного бизнеса компании упала на 59 процентов, сопровождаемая 30-процентным снижением прибыли от продажи аудиозаписей и 11-процентным снижением доходов от менее традиционного страхового бизнеса. В то же время удачная инновация в виде игровой приставки Playstation, которой по всему миру продано уже более 50 миллионов, обеспечила 40 процентов всей прибыли компании. Только за последний год доходы от этого вида бизнеса возросли на 16,7 процента, и неудивительно, что основные надежды руководства компании возлагаются именно на эту продукцию.

В частности, президент компании Нобуки Идеи считает, что следующая модификация Playstation сможет составить достойную конкуренцию всемогущей Wintel, непобедимого доселе конгломерата микропроцессоров Intel и операционной системой Microsoft, заменяющего и сердце, и душу большинству персональных компьютеров.

Судя по размерам инвестиций, сделанных в создание Playstation второго поколения, речь не идет лишь об усовершенствовании игровой приставки. Кен Кутараджи, самый талантливый и в то же время самый амбициозный инженер компании, считает, что в недалеком будущем Playstation сможет стать интеллектуальным центром всей «умной» бытовой техники в доме. А пока он разрабатывает системы скоростного спутникового или кабельного подключения приставок к Интернету, а также системы распознавания не только речевых команд, но даже и реагирования на мимику лица. Такая амбициозность обходится компании слишком дорого - от 1 до 2 миллионов долларов ежегодно. Тем не менее руководству не остается ничего другого, как смириться: 52-летний Кутараджи пригрозил, что в случае ограничения его амбиций он уйдет из компании.

Перспективы, которые открывают перед компанией идеи Кутараджи, действительно очень заманчивы. Представьте себе на экране дисплея неотразимую мордашку ДиКаприо, который подмигивает вам и улыбается в ответ на вашу улыбку. Вот только стоимость такой игрушки может оказаться выше, чем вы согласитесь за нее заплатить. По оценкам экспертов, такая приставка может стоить от 700 до 800 долларов, что значительно превышает стоимость конкурирующей продукции.

Тем более что основной конкурент Sony по видеоприставкам, тоже японская фирма Nintendo, ставку делает не на технические новшества, необходимые для создания новых игр, а на увлекательность сюжета и артистичность графического решения. И, надо сказать, это неплохо удается. Сигеру Миямото, генеральный менеджер по анализу развлекательной продукции фирмы Nintendo, был удостоен специальной награды на международной конференции по развивающим играм, которая состоялась в этом году в Калифорнии. Однако гораздо больше, чем факт присуждения награды, дизайнера порадовала та известность, которой, как оказалось, он пользуется в Соединенных Штатах. За время посещения Америки ему ежедневно приходилось раздавать по полсотни автографов в день; его узнавали таксисты и официантки, продавцы и полицейские, не говоря уже о фанах из числа тинэйджеров. Вернувшись в свой родной Киото, где расположена штаб-квартира Nintendo, Сигеру вначале наслаждался возможностью спокойно пообедать в ресторане, а затем, как он сам признался, слегка заскучал по тому успеху, который выпал на его долю в Америке.

Г-ну Миямото недавно исполнилось 46 лет, из которых 22 года он отдал Nintendo. За это время он создал более 60 видеоигр, каждая из которых стала своеобразным шедевром, а своему создателю принесла репутацию Непревзойденного. Именно эта репутация и позволяет Сигеру, занимая высокий и ответственный пост в одной из крупнейших японских компаний, носить волосы почти до плеч и иногда появляться в своем офисе в джинсах. Более того, он почти не скрывает своего увлечения - игры на гитаре и даже держит банджо у себя под рабочим столом. Наверное, именно этот «нонконформизм» и позволяет маэстро создавать игры, которые безо всяких технических «наворотов» позволяют удержаться всей компании на плаву. Из 10 видеоигр, которые были признаны лучшими в прошлом году, пять были созданы в Nintendo. Причем идеи двух из них принадлежали лично Миямото. Только в США в прошлом году было продано 2,6 миллиона копий игры «Зелда», тогда как рекордсменами в Америке считаются игры, разошедшиеся в 100 000 экземпляров.

Тем не менее у руководства фирмы вызывает некоторую озабоченность тот факт, что стиль творчества знаменитого дизайнера за все двадцать с лишним лет работы в компании остался практически неизменным. Поэтому недавно Nintendo заключила контракт с компанией Disney Interactive на право использовать в своих играх персонажей знаменитых мультфильмов. Первая игра, главным героем в которой будет Микки Маус, должна появиться на прилавках уже к концу этого года. Основной темой, естественно, станут похождения отважного мышонка в новом тысячелетии.

Аналитики предсказывают значительный успех подобным видеоиграм. Тем более что Nintendo стала чуть ли не первой компанией, которая занялась созданием видеоигр для девочек. Тот огромный неосвоенный рынок, который остался неохваченным из-за обилия «стрелялок» и «догонялок», которыми девочки увлекаются лишь от нечего делать, обещает баснословные прибыли. Поэтому в 2001 году Nintendo порадует и себя, и покупателей увлекательными версиями «Алисы в Стране чудес» и «Красавицы и чудовища». Одно лишь известие о подобных намерениях привело к росту цен на акции компании сразу на 10 процентов. Так что перспективы у компании с годовым оборотом в 4,5 миллиарда долларов остаются достаточно радужными даже без запредельных расходов на развитие.