UA / RU
Поддержать ZN.ua

Впечатлительные потребители «перекосили» американскую экономику

Как утверждают эксперты, современные американцы слишком много тратят на рестораны, развлечения, путешествия, здравоохранение и недостаточно — на холодильники, шарикоподшипники и джинсы...

Автор: Оксана Приходько

Как утверждают эксперты, современные американцы слишком много тратят на рестораны, развлечения, путешествия, здравоохранение и недостаточно — на холодильники, шарикоподшипники и джинсы. Иными словами, они предпочитают покупать впечатления, а не материальные ценности. Хотя эта тенденция появилась не так давно, однако уже успела оказать существенное влияние на структуру рынка труда в США, их демографию и политику.

Еще в 1959 году средний американец тратил на услуги 40% своего дохода. В 2000-м — 58%. Однако последнюю величину экономисты считают явно заниженной, так как очень часто сложно отделить товары от услуг. Взять хотя бы питание. В 1959 году на эту статью расхода уходило 25% дохода, в 2000-м —14. Но при этом именно на продукты питания, то есть на товар, в 1959 году американцы тратили 19%, против нынешних 8%. Согласно другим данным, из каждого доллара, потраченного на еду, в 1987 году американцы оставляли в ресторане 29 центов, а в 2000-м — 41.

Ходить в рестораны американцы предпочитают не только ради того, чтобы избежать дома кухонной возни. Посетители ресторанов платят не столько за калории, сколько за впечатления. Приятная обстановка и новые блюда привлекают посетителей сильнее, чем просто качественная еда и хорошо вымытая посуда. В результате эмоциональная составляющая товара перевешивает его материальную ценность.

Эта тенденция характерна не только для США, но и для всех стран с высоким уровнем дохода. Когда человеку не хватает денег на самое необходимое, ему хочется иметь больше. Однако если денег становится достаточно, он больше значения придает своим впечатлениям. Лиф ван Бовен и Томас Гилович в своей статье в Journal of Personality and Social Psychology вводят понятия «материальные приобретения» и «чувственные приобретения». Роль последних возрастает все больше и больше. Однако для «производства» этих впечатлений обычно не нужны ни заводы, ни конвейеры, ни многотысячные трудовые коллективы. В результате занятость в сфере производства стремительно падает, причем не только из-за роста производительности труда и перемещения заводов в страны с более дешевой рабочей силой. А вот в сфере услуг спрос на рабочую силу растет далеко не такими быстрыми темпами, как этого требует американская экономика.

Более того, сравнительный анализ экономической жизни отдельных американских штатов показывает, что сейчас более динамично развиваются не те из них, которые богаты природными ископаемыми или обладают хорошей инфраструктурой, мощным производством. Фактором роста, как это ни удивительно, становится красивая местность и благоприятная погода. По оценкам демографа Питера Френсиза, ежемесячно по этим причинам место жительства меняют 30 тыс. американцев, в основном молодых. Так что в дальнейшем, судя по всему, «чувственная» экономика приобретет еще большее значение.