«БЛУДНОГО» ОБЛЭНЕРГО?
В преддверии выездного заседания Кабмина в Луганске, запланированного на конец мая, участвовать в котором собирается Президент Украины, процесс выяснения отношений между областными властями и ОАО «Луганскоблэнерго», похоже, вступают в завершающую стадию. Долгие разговоры о реприватизации «рубильника», которые так полюбили в последнее время местные власти, сменились конкретными шагами, направленными на разрыв договора купли-продажи с ООО «Веррона плюс», владеющим 35% акций «Луганскоблэнерго». Акции того же облэнерго купили еще несколько субъектов хозяйственной деятельности, которые, по мнению руководства Луганской области, связаны между собой.
По данным местной «разведки» (подробно изложенным на восьми страницах послания главы Луганской облгосадминистрации А.Ефремова первому вице-премьеру), директор «Верроны плюс» также возглавляет ЗАО «Укрэнергосбыт» (выступающим посредником на энергорынке Украины); г-н Паршаков является не только замдиректора «Верроны плюс», но и занимает аналогичную должность в ОАО «Деловые партнеры», возглавляет которое г-н Марченко. Он же является директором ЗАО «F.C.I», ЗАО «Финансы и кредит» и ООО «Кворум». Все вышеперечисленные компании имеют хозяйственные связи с КБ «Финансы и кредит». В результате представители данных компаний, по мнению облгосадминистрации, «застолбили» за собой большинство голосов в наблюдательном совете (5 из 9) ОАО «Луганскоблэнерго» и практически монополизировали межбанковские и вексельные расчеты «Луганскоблэнерго» с потребителями за отпущенную электроэнергию.
От независимых поставщиков в местный «Белый дом», говорят, стали поступать жалобы на то, что руководство ОАО «Луганскоблэнерго» создало для них неравные условия поставки электроэнергии и злоупотребляет монопольным положением. Очень кстати пришлись многочисленные проверки, которые выявили другие нарушения действующего законодательства. Все они теперь находятся в прокуратуре. Все вышеизложенное стимулирует Луганскую облгосадминистрацию просить всех, кого только можно, разорвать исторический договор купли-продажи.
Главные же аргументы в пользу своей позиции областные власти черпают из данных комплексной проверки облэнерго, которая установила факты несоблюдения норм действующего законодательства в ходе приватизации. Не берусь оценивать результаты проведенного в облэнерго «шмона». Но среди множества информации, доносимой главой облгосадминистрации вице-премьеру В.Куратченко, например, присутствует такая:
- нарушения Временнего положения о порядке регистрации и выпуска акций ОАО, созданных в процессе приватизации и информации об их выпуске. Фондом госимущества Украины приказ о создании комиссии по продаже акций был издан 19.11.97 г. в то время, как информация о выпуске акций «Луганскоблэнерго» была зарегистрирована Государственной комиссией по ценным бумагам только 11 декабря 1997 года;
- нарушения требований ст. 38 закона Украины «О государственной программе приватизации на 1998 год». После окончания одного года, по состоянию на 15.02.99 г., не внесли проценты по учетной ставке НБУ в размере 1232 грн. 39 коп. руководители, которые приобрели акции за денежные средства и написали заявления об отсрочке платежей сроком на один год с начала льготной продажи;
- выборочной проверкой реестра именных приватизационных сертификатов с алфавитной книгой работников Краснолучских электросетей установлено, что семь работников не значатся в данной книге;
- установлен факт предоставления «Верроной плюс» недостоверной информации Антимонопольному комитету Украины. Проверкой установлено, что «Луганскоблэнерго» имеет хозяйственные отношения с ООО «Укрэнергосбыт», которое возглавляет г-н Эдуард Мисевра. Договор купли-продажи акций ГАЭК «Луганскоблэнерго» на коммерческом конкурсе заключен «Верроной плюс» с ФГИ в лице директора Э.Мисевры;
- «Верроной плюс» при заключении инвестиционного соглашения с «Луганскоблэнерго» нарушены условия договора купли-продажи. Пункт 15 данного документа предусматривает, что покупатель обязуется выполнить инвестиционные обязательства и остальные условия конкурса в размерах и в сроки, предусмотренные условиями проведения коммерческого конкурса.
Внесение инвестиций предусматривается ежегодно с 1998 по 2002 годы. Инвестором не выполнены в прошлом году обязательства в размере 7300 тыс. грн. В том числе не внесены инвестиции в размере 7000 тыс. грн. на осуществление программы технической реконструкции электросетей; 1000 тыс. грн. не «дождались» объекты социально-культурного назначения и 200 тыс. - экология;
- инвестором не выполнены условия договора, касающиеся внесения по состоянию на 16 февраля 1999 года 6000 тыс. грн. на пополнение оборотных средств ОАО «Луганскоблэнерго». К той дате на счета облэнерго и его структурных подразделений поступило только 700 тыс. грн. (11,7%).
В результате, за невыполнение «Верроной плюс» инвестиционных обязательств, Фондом госимущества насчитана пеня в размере 217 тыс. грн. Информацией о том, что она уплачена, на 10 мая местные власти не располагали.
Вышеописанное и многое другое, вызывающее недовольство и протесты Луганской облгосадминистрации, неоднократно направлялось ею во всевозможные инстанции. Аналогичная информация включена облгосадминистрацией и в обоснование к проекту постановления Кабмина Украины «О государственной поддержке реализации программы социально-экономического развития Луганской области на 1999-2010 годы» (хорошо, что не в преамбулу сего проекта постановления…). При этом обладминистрация не забывает подчеркнуть, что «проведенные облгосадминистрацией мероприятия по изучению вопросов, связанных с деятельностью ОАО «Луганскоблэнерго», наталкиваются на серьезное сопротивление «собственников» этого предприятия. Ими инициируются обращения в различные инстанции, в средства информации, в которых предпринимаются попытки дискредитировать местные органы государственной власти. Во многом этому способствует прямое участие в финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Луганскоблэнерго» народного депутата Украины Жеваго К.В.»
Трудно сказать, чем закончатся попытки вернуть «блудное» облэнерго в лоно областной «семьи». Но ясно, что такая работа проводится по всем направлениям. Результаты ее могут быть известны уже в самое ближайшее время. Руководству же «Верроны плюс», похоже, остается только молиться, чтобы во время встречи Президента с областным хозактивом, в зале, в котором будет происходить доверительная беседа, не погас свет: поди потом докажи, что это не «политическая провокация». Тем более, что не так давно заместитель губернатора намекал, что во время выборов область вообще три дня может без света просидеть. Если «рубильник» будет «не в тех руках»...