UA / RU
Поддержать ZN.ua

Возможности неопротекционизма

Как побеждать в торговых войнах.

Автор: Игорь Гужва

Со времени развертывания мирового финансово-экономического кризиса в торговой политике абсолютного большинства стран доминируют протекционистские тенденции.

По данным Независимого мониторинга влияющей на глобальную торговлю политики Global trade alert, начиная с 2009 года зафиксировано около 9 тысяч мер, вводившихся правительствами стран для ограничения импортных и стимулирования экспортных товаропотоков, и всего 3, 3 тысячи мер, направленных на либерализацию торговли. И хотя пик протекционистских тенденций пришелся на 2012–2015 годы, большинство ограничивающих мер до сих пор не отменены, а следовательно, общее количество торговых барьеров в мире продолжает расти по накопительному итогу.

Как ни странно, наибольшее число протекционистских мер введено в основном сильнейшими мировыми экономиками, имеющими самые большие доли на глобальном рынке товаров. Это, в частности, США (1407 мер), Германия (824), Индия (797), Аргентина (519), РФ (513), Бразилия (491), Япония (360), Китай (309 мер). Украина на протяжении 2009–2018 годов ввела всего 79 мер, искажающих условия международной торговли товарами.

Основными протекционистскими мерами, введенными начиная с 2009 года, стали довольно стандартные и простые механизмы влияния на товаропотоки: экспортные и внутренние субсидии, ввозные пошлины и т.п.

С увеличением количества торговых ограничений также следует отметить и расширение арсенала таких мер. В мире этот процесс уже известен как неопротекционизм, или неоклассические инструменты торговой защиты. На практике это чаще всего выглядит как защита окружающей среды или защита этики и морали человека.

Однако существуют и еще более утонченные варианты торговых ограничений. Например, в Директивах ЕС о государственных закупках можно встретить положения, свидетельствующие о том, что при отборе тендерных предложений предпочтение отдается товарам с инновационной или энергосберегающей составляющей. На первый взгляд, это совершенно объективное и умеренное требование, но выполнить его практически крайне сложно, и по факту это довольно серьезное ограничение.

Несмотря на изменение механизмов торговых ограничений, парадигма торговых войн остается практически неизменной. Хотя в основном все современные доктрины, концепции и стратегии государственной безопасности избегают понятия "торговая война", политики большинства государств направлены на ограничения, деформацию, устранение и вплоть до физического уничтожения конкурентов.

Также широко практикуется концепция "разорение соседа" - это когда одни государства обогащаются за счет других государств.

Лишь немного трансформировалось понятие "все против всех" в "каждый сам за себя", также известное как "политика национального экономического прагматизма".

Что касается причин торговых войн, по моему глубокому убеждению, ключевыми мотивами таких войн является борьба за доступ к сырью, а после его переработки - борьба за рынки сбыта готовой продукции. Именно два этих фактора лежат в основе всех торговых и экономических войн.

В эпоху ожесточенных боев за ресурсы и рынки сбыта готовой продукции Украина, к величайшему сожалению, находится в проигрышном положении. Назову только несколько ключевых показателей:

- 2/3 украинского экспорта - это сырье или товары первичной обработки;

- более 50% украинского импорта - готовая продукция;

- уровень проникновения импорта в сектор государственных закупок - 38%. Это, наверное, самый высокий показатель в мире. Для сравнения, в США и ЕС этот показатель не превышает 5–7%;

- при этом хронический дефицит торгового баланса: 2015 год - 3,4 млрд долл. США, 2016-й - 6,9 млрд; 2017-й - 9,6 млрд, а на 2019 год в государственном бюджете предполагают свыше 11 млрд долл.;

- уровень индустриализации экономики - доля перерабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 45% в 1991 году до 12% в 2017-м;

- интересы украинских товаропроизводителей на внешних рынках за это время были затронуты 1384 протекционистскими мерами других стран мира, из которых 60,6% продолжают действовать по сегодняшний день. Соответствующие меры затрагивают в основном торговлю товарами, имеющими наибольшее торгово-политическое значение для Украины, - изделия из черных металлов (504 меры), черные металлы (278), другие изделия из металлов (132), зерновые культуры (101), транспортные средства и запчасти к ним (84 меры).

Этот список можно продолжить. И это все является результатом торговых войн. Вывозится сырье, а ввозится готовая продукция. Суммарно эти показатели никто не оценивал, но даже в первом приближении видно, что экономика страны переживает чрезвычайно сложный этап.

Особенно явно эти сложности прослеживаются в отношениях с ЕС как с одним из основных торгово-экономических партнеров Украины. Так, в 2009–2017 годах ЕС ввел 137 протекционистских мер, которые так или иначе затрагивали интересы отечественных производителей, из них 96 продолжают действовать по сегодняшний день. Среди них - три антидемпинговые меры, введенные целенаправленно против Украины. При этом следует отметить, что 20 мер представляли собой широкомасштабное финансирование международных контрактов экспортно-кредитными агентствами Германии и Польши, выходившее далеко за рамки обычных для таких учреждений направлений, как страхование, гарантирование и частичная компенсация процента по экспортным кредитам.

Но даже если абстрагироваться от эскалации протекционизма в период неустойчивого посткризисного восстановления, доступ к рынку ЕС остается крайне усложненным из-за действия ряда скрытых ограничений - технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер. Результаты международных обозрений специалистов ЮНКТАД свидетельствуют, что ЕС на сегодняшний день является одним из мировых центров неопротекционизма. Доля тарифных линий, на которые в ЕС действует хотя бы одна из таких мер при импорте, достигает 90%, соответственно, с этими барьерами сталкивается до 86% импортированной странами ЕС продукции. Импорт одной товарной позиции в ЕС ограничивается в среднем 3,78 нетарифной мерой.

При этом Украина в 2009–2018 годы ввела только 33 новые протекционистские меры, которые, по мнению экспертов Global Trade Alert, так или иначе затрагивали интересы стран ЕС. Из них до сих пор действующими остаются 17 мер, основными из которых являются следующие:

- введение 10-летнего моратория на экспорт необработанных лесоматериалов;

- поднятие вывозной пошлины на лом черных металлов с 10 до 30 евро за тонну и продление действия этой меры еще на год;

- предоставление компенсации от Министерства аграрной политики отечественным производителям сельскохозяйственного оборудования в размере 15% от стоимости его изготовления, если местная компонента составляет как минимум 35% в 2017 году, 45% в 2018-м, 55% в 2019-м, до 60% в 2020 году;

- введение требований об обязательном использовании местной компоненты при строительстве объектов генерации энергии из возобновляемых источников;

- предоставление производителям сельскохозяйственной продукции 50-процентной компенсации стоимости страхования по внешнеэкономическим договорам;

- освобождение предприятий авиакосмической отрасли от уплаты налога на прибыль сроком на десять лет;

- внедрение неавтоматического лицензирования импорта для отдельной продукции товарной группы "черные металлы";

- введение специальных мер на гибкие пористые плиты и серную кислоту независимо от страны происхождения или экспорта.

Сюда также можно отнести и ряд новых инициатив, в частности, таких:

- "покупай украинское, плати украинцам", что предполагает внедрение многофакторной оценки тендерных предложений в рамках государственных закупок и введения обязательного критерия локализации;

- создание Экспортно-кредитного агентства (ЭКА) для гарантирования, страхования и удешевления кредитов на экспорт;

- налоговые преференции для индустриальных парков;

- бесплатное присоединение к инженерным сетям и прочее.

Принципиально важен тот факт, что ни одна из этих мер не направлена специально против ЕС. В основном это меры, преследующие цель обеспечить доступ национальным производителям к сырьевым ресурсам путем ограничения их экспорта, способствовать локализации высокотехнологичного производства и строительства на территории Украины с помощью внутренних субсидий и налоговых льгот, защитить внутреннего производителя от неожиданного и чрезмерного роста импорта согласно нормам и правилам ВТО. Если взглянуть на ситуацию под другим углом, большинство этих мер формируют не столько барьеры в торговле, сколько стимулы к инвестированию в экономику Украины, в частности из стран ЕС в отечественную "зеленую" энергетику, деревообработку, машиностроение, авиакосмическую отрасль и т.п.

Яркий пример - лес-кругляк. Да, эта мера привела к определенным ограничениям поставок этого сырья на рынок ЕС. Но суть моратория явно не в том, чтобы нанести кому-либо какой-то ущерб.

Говоря о моратории на экспорт леса-кругляка, важно понимать в первую очередь, что эта временная мера введена в порядке исключения из экологических соображений. В абсолютном соответствии с нормами ВТО и ЗСТ.

Однако из-за недостаточно эффективных коммуникаций с ЕС приближается конфликтная ситуация. Да, следует признать, что в последние годы во внешнеэкономическом блоке украинского правительства действительно слабое управление. Но, по моему личному убеждению, эту проблему можно рассматривать как новые взаимовыгодные возможности для обеих сторон. Концентрация усилий на размещении деревообрабатывающих мощностей в Украине принесет значительно больший позитивный эффект прежде всего для ЕС в результате увеличения производства и экспорта в Украину деревообрабатывающего оборудования.

Безусловно, торговая и промышленная политика Украины требует институциональной и отраслевой актуализации. Значительных финансовых и кадровых ресурсов для реализации этих инициатив и их защиты в международных отношениях.

В Украине есть немало проблем, но, учитывая аннексию Крыма и боевые действия на Востоке страны, при формировании торговой политики с позиции национального прагматизма Украина подпадает практически под все возможные исключения из правил международной торговли.

Таким образом, Украина может воспользоваться развертыванием в мире торговых войн как возможностью для реструктуризации и модернизации экономики. Во-первых, усложнение доступа на мировой рынок традиционного для Украины сырья и полуфабрикатов при условии реализации продуманной промышленной политики может стать весомым стимулом развития производственно-экспортного потенциала для продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости. Во-вторых, демонстративный отход ведущих стран и регионов мира (прежде всего США и ЕС) от до недавнего времени господствующей идеи всеохватывающей и максимально возможной либерализации международной торговли свидетельствует об открытии окна возможностей для Украины, чтобы усилить собственную протекционистскую политику и заложить фундамент для развития международной конкурентоспособности национальных производителей продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.