UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ — ВИРТУАЛЬНЫЙ ЗАВОД

На грандиозном фоне прошедшей президентской кампании события на Николаевском глиноземном заводе сильно поблекли… Впрочем, и он внес скромную лепту в происходящее...

Автор: Игорь Маскалевич

На грандиозном фоне прошедшей президентской кампании события на Николаевском глиноземном заводе сильно поблекли… Впрочем, и он внес скромную лепту в происходящее. Вряд ли случайность, что в первом туре выборов на Николаевщине победил нынешний Президент, а после того как состоялся первый этап собрания акционеров НГЗ, - уже его оппонент. Просто на собрании нескольким тысячам акционеров завода продемонстрировали, «за кого их здесь держат». Они обиделись - и совершенно зря, так как оказались в хорошей компании: похоже, рядом с ними на лавочке сидит и государство Украина. У него прямо из-под носа увели финансовые потоки завода.

За истекшие с момента смены руководства месяцы получил дальнейшее развитие процесс, известный, как «оптимизация налогообложения», при котором завод ведет практически бесприбыльную работу, а всю прибыль получает оффшорная компания. Уже сейчас все поставки сырья и реализация глинозема полностью замкнуты на входящую в TWG оффшорную фирму Morlay Trading. В результате, по данным баланса, рентабельность завода за третий квартал составила аж 1,3%, что более чем в восемь раз меньше по сравнению с первым полугодием. Можно предположить, что в ближайшем будущем вопросы уплаты налога на прибыль станут совершенно неактуальными («Да нет у нас прибыли, отстаньте!»). Правда, когда заводик передавался «в пользование» нынешнему руководству, то, помнится, обещалось, что рентабельность будет не менее 10%. Так что за такие фокусы (теоретически) могут и должности лишить.

Но практически сделать это будет не так просто - уже разработана подстраховка. По данным народного депутата Украины Инны Богословской, руководством НГЗ недавно подписана любопытная бумага. Это долгосрочный, на пять лет, контракт между фирмой Morlay Trading и НГЗ на поставку глинозема по цене 13,5% от цены алюминия на Лондонской бирже металлов (ЛБМ). Что, на первый взгляд, достаточно неплохо. Ранее цена глинозема устанавливалась на уровне не выше 13,4%. Но изюминка в том, что в качестве базы для определения цены взята средневзвешенная цена алюминия на ЛБМ за последние три года, а эти три года цена на него была беспрецедентно низка. То есть нынешний подъем цен на алюминий для завода значения не имеет.

Кстати, в контракте, по данным г-жи Богословской, зафиксирован и верхний предел цены - 201 доллар за тонну глинозема. Хотя на фоне нынешних цен продажи и это неплохо. Сейчас, несмотря на убытки, НГЗ продолжает отгружать «дружественному» ЗАО Торговый дом «Кунгурский машиностроительный завод» глинозем по цене 170 долл. И это при том, что его цена в России на границе (DAF) доходит до 270 долл. Угадайте с трех раз: куда уходит «дельта»? Прелесть этого документа в том, что он предусматривает многомиллионные штрафные санкции. Так что если нынешнее руководство завода «уйдут», то все равно новое должно либо заплатить неустойку, либо выполнять контракт дальше. Тем более что, в отличие от оффшора Morlay, заводу раствориться в пространстве куда сложнее.

Контракт должен действовать с 1 января 2000 года. Другими словами, до 2005 года украинскому правительству, как и положено в виртуальной экономике, останется любоваться только видом на дымящиеся трубы НГЗ. Прибыль же будет возникать на экологически чистых Виргинских островах. Кстати, чтобы не мешать этой идилии, принадлежащую заводу социальную сферу уже передают городу.

Впрочем, если не государство, то, по крайней мере, некоторых его представителей эта перспектива устраивает. 24 ноября возобновляется собрание акционеров, где представители государства горой встанут за нынешнее руководство. При этом толком неизвестно, был ли вообще на первом собрании акционеров кворум. Ряд акционеров утверждают, что до 1,5% голосов представляли фирмы, которых нет даже в применявшемся правлением октябрьском реестре. Так это или нет, проверить будет трудно - повторной регистрации руководство ОАО проводить не намерено. Это при том, что председатель ГКЦБФР Олег Мозговой считает, что «нужно дать возможность всем акционерам, законно приобретшим акции после 5 ноября, принять участие в собрании». Он также высказал мнение, что поскольку реституция (возврат прежнему собственнику) акций ЗАО «ТК НГЗ» не произведена, то оно может принимать участие в собрании.

Будет ли эта точка зрения учтена, посмотрим. Похоже, что именно роль «смотрителей» и уготована на ближайшие пять лет всем украинским участникам. А что, классная схема: завод вроде виден, а на самом деле его нет…