UA / RU
Поддержать ZN.ua

В струях «Боржоми» и Куры

Человек, никогда прежде не бывавший в Грузии, при посещении Боржомского ущелья неизбежно испытывает эмоциональный шок...

Автор: Наталия Яценко
Завод по разливу «Боржоми»: у подножия гор, на берегу Куры

Человек, никогда прежде не бывавший в Грузии, при посещении Боржомского ущелья неизбежно испытывает эмоциональный шок. Почти два столетия, с 1830-х годов, пьют люди целебную боржомскую воду, а источники не скудеют.

Если предпоследнее, 1982 года, исследование запасов подтвердило 537 тыс. литров воды в сутки, то за минувшие четверть столетия, несмотря на интенсивное использование месторождения, ситуация не ухудшилась. Как рассказал украинским журналистам менеджер по водным ресурсам Темур Корошинадзе, грузинские гидрологи совместно с ведущими специалистами из Франции и Чехии провели тщательнейший аудит боржомских запасов минеральных вод. И на основании их материалов Госкомиссия по запасам Грузии не далее как в июне 2006-го вынесла вердикт: без ущерба для окружающей природы месторождение может давать 561 тыс. литров ежесуточно. Вплоть до 2030 года.

А какая на вкус вода прямо из источника?

Это в среднем, пояснял мне г-н Темур. А ежедневная цифра может быть меньше или больше — в зависимости от спроса на продукцию. С которым сейчас, к сожалению, огромная проблема. На пути к потребителю прославленная грузинская вода наткнулась на такую непробиваемую преграду, как большая политика.

С осени 1995-го, когда новая управляющая компания — Georgian Glass & Mineral Waters — возобновила в Боржоми сильно подупавшее в начале 90-х производство минеральной воды на двух заводах, продажи, в том числе и в страны СНГ, год от года росли. На 2006-й планировалось выпустить 222 млн. условных бутылок, и уже первый квартал зафиксировал бурный рост продаж. Однако бойкот грузинской воде, объявленный Россией 7 мая с.г. (буквально через месяц после запрета на ввоз из Грузии вина и виноматериалов!), спутал все карты производителям.

По какой же причине под удар попали и стратегия развития компании, и благополучие жителей Боржомского региона, многих из которых вода, без преувеличения, кормит? По российской официальной версии — из-за несоответствия качества. Такой формулировке грузинские специалисты страшно удивились и, не мешкая, взяли свыше 200 альтернативных проб продукции из тех же партий, в которых якобы была выявлена недоброкачественная вода. По словам вице-президента Georgian Glass & Mineral Waters Левана Багдавадзе, никаких отклонений от стандартов качества пробы не зафиксировали.

Документы же, подтверждающие «некачественность», на завод не пришли и месяц спустя. Несмотря на неоднократные просьбы.

Возможно, «спорная» вода была контрафактной? Но подобное также малореально. Леван Багдавадзе приводит цифры: только за два последних года совместно с Роспотребнадзором удалось закрыть 60 подпольных заводов по производству «Боржоми». Благодаря этому уровень фальсификации этой воды снизился в России до 4—5%, а в Москве и Санкт-Петербурге — и до 2%. Ни одна фальсифицированная бутылка не покинула территорию Грузии, официально заявил украинским журналистам вице-президент Georgian Glass & Mineral Waters.

И руководство компании, и руководство Грузии, судьба «Боржоми» которому небезразлична, принимают меры для урегулирования «водного» конфликта. Но поскольку договариваться с россиянами — дело непростое, делаются попытки срочно переориентировать сбыт по другим адресам. И если в Украину «Боржоми» регулярно поступала уже не один год (имеется в виду — после «реанимации» производства в середине 90-х), а в Прибалтике имеет неплохие шансы, так сказать, по старой памяти, то в числе абсолютно новых рынков — Таджикистан, Монголия и Киргизия, а среди рынков перспективных — Узбекистан, страны Ближнего Востока.

Кстати, в июне, когда в России уже нельзя было купить бутылку грузинской воды, «Боржоми» в той же Москве с блеском выиграла золотую медаль и диплом на выставке-дегустации минеральных вод, состоявшейся в рамках Международного конгресса «Акватек-2006». Золотых медалей у этой среднеминерализованной воды с неповторимым (так и просится слово) букетом уже, наверное, добрая сотня — начиная с самой первой, на конкурсе 1907 года. Однако нынешняя стала, можно сказать, моральной победой старой доброй марки над политическими «изысканиями». Очередное подтверждение класса — итоги дегустации «вслепую»: на ней «Боржоми» заслужила высшую оценку — 24,8 балла из 25 возможных.

Ну а что Украина? Украинский рынок признан стратегическим для поставок «Боржоми». Грузинские производители считают, что он близок к европейскому по культуре потребления: у нас много источников природной минеральной воды, и употребление именно минералки прочно вошло в привычку. Причем, в отличие от Европы, в основном газированной (85% объемов бутилированных вод).

Пока в нашу страну продукции из Боржоми поступает сравнительно немного — 30 млн. бутылок в год (для сравнения, вдесятеро меньшая по численности населения Грузия выпивает 32 млн. бутылок — только этой минералки — в год). Однако, на наш взгляд, более важна динамика: в 2005 году по сравнению с 2004-м прирост поставок составил 76%! А на сегодняшний день — уже 50% по сравнению с 2005-м.

Остановка — за покупателями. Нечего греха таить, некоторых из них отпугивает продажная цена воды в украинских супермаркетах — порядка 4 грн. за пол-литровую стеклянную бутылку. На прямой вопрос «Зеркала недели», не планирует ли Georgian Glass & Mineral Waters, в целях лучшего продвижения грузинской продукции, хотя бы символически снизить на нее цену, вице-президент компании заявил, что таких планов нет. «Боржоми» — брэнд премиум-сегмента, в котором он является безусловным лидером. Ну а лидер по сниженным ценам смотрелся бы, как минимум, нелогично.

По прогнозам, до конца года «Боржоми» сможет занять 70% премиум-сегмента украинского рынка, потеснив, в частности, французские минеральные воды. Специально для защитников отечественного производителя, которым такое развитие событий не по душе, скажу, что в Грузии сейчас как никогда много наших товаров — от туалетного мыла до шоколадных конфет и подсолнечного масла. Наверное, это именно тот факт, который подтверждает закономерность: взаимные симпатии в политике оборачиваются взаимной выгодой и ростом достатка граждан.