UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПЯТНАДЦАТИ КОПЕЙКАХ ОТ КОРИДОРА…

Во первых строках своего выступления на пресс-конференции в пятницу глава НБУ Виктор Ющенко слегк...

Автор: Наталия Яценко

Во первых строках своего выступления на пресс-конференции в пятницу глава НБУ Виктор Ющенко слегка попенял журналистам за обвинения НБУ в бездеятельности на фоне все углубляющейся девальвации гривни и все свое красноречие направил на то, чтобы доказать: ситуация под контролем, монетарных причин у нынешнего кризиса нет. Однако оставим в стороне настоящий водопад цифр, характеризующих ситуацию июля и начала года, и попробуем по-простому, по-народному разобраться, что собирается (а что - не собирается) делать главный банк страны, когда официальный курс гривни (в пятницу он достиг показателя 4,455 грн./долл.) находится уже меньше чем в пятнадцати копейках от верхней границы объявленного валютного коридора.

Как бы на поверхности - сразу несколько вариантов действий. Во-первых, НБУ если не с конца нынешней, то с начала будущей недели теоретически мог бы ужесточить требования к коммерческим банкам, скажем, подняв норматив обязательного резервирования, и тем самым сильно усложнить им выход на валютный рынок. Ибо некоторые действия банков если и не являются спекулятивными, то подогревающими ажиотаж - наверняка. К концу торгов в четверг котировки на межбанковском рынке снижались до 4,75-4,85 грн./долл., хотя средневзвешенный курс, по расчетам НБУ, в тот день не превысил 4,455. Однако… Виктор Ющенко открытым текстом заявил, что процент обязательного резервирования и без того высок и очередной его пересмотр в сторону увеличения может подкосить десятков шесть банков. «Нельзя лечить ситуацию изменением политики обязательных резервов», - сказал он. Правда, тут же последовала оговорка: при определенных условиях в Нацбанке «не исключают возможности изменения этой политики».

Вторая кажущаяся возможность - гасить ажиотаж путем продажи обязательных резервов - на поверку также оказалась призрачной. Главный банкир призывает как можно серьезнее относиться к происходящему в топливном секторе: «навес» неудовлетворенного спроса на горючее нынче таков, что если он срикошетит по валютному рынку, для удержания курса валюты никак не хватит, будем откровенны, скудных резервов НБУ. Не хватило бы, по мнению В. Ющенко, резервов и многих других, более «богатых» национальных банков. Хотя валютные интервенции НБУ - опять-таки при неких «специальных условиях» - не исключены.

Значит, вероятнее всего третий путь - постепенное обесценивание гривни с неминуемым через какое-то время пересмотром валютного коридора? Опять не угадали: по мнению главного банкира страны, происшедшая за последние недели 15-процентная девальвация - это достаточная плата за топливный кризис и взрывообразное подорожание бензина. «Глубже платить за это нелогично», - говорит Виктор Андреевич, имея в виду, естественно, глубину девальвации гривни.

Итак, из трех зол Национальный банк пока не выбирает ни первое, ни второе, ни третье. Возможно, его руководителям греет душу не одно-двух, а 15-копеечный зазор, за которым... Ну не будем раньше времени о грустном. Возможно, они надеются повлиять на темпы девальвации, воспитывая, так сказать, в эксклюзивном порядке некоторых руководителей коммерческих банков. Но ведь нельзя же всерьез, при нынешнем кадровом и идейном бессилии правительства, уповать, как это делает В.Ющенко, на комплексные меры. Что в Кабмине найдут какие-то ответы на бензиновый кризис, любыми способами сформируют надлежащее предложение нефтепродуктов, а там, дескать, Нацбанк подключится со своими инструментами - и валютные проблемы разрешатся.

Нет, за «уроненную» гривню, по доброй украинской традиции, отвечать придется самому Виктору Андреевичу. Может быть, потому, что за ним уже закрепился имидж человека ответственного. А правительство - по той же традиции - у нас ни за что не отвечает. Ни за топливный кризис, ни за пенсионный, ни за зарплатный...