UA / RU
Поддержать ZN.ua

УПАЛИ РОСЫ НА ПОКОСЫ

Такая поэтическая строка, даже соответствуя действительности, все равно как-то не вяжется с тревожной реальностью нынешнего дня...

Автор: Светлана Кабачинская

Такая поэтическая строка, даже соответствуя действительности, все равно как-то не вяжется с тревожной реальностью нынешнего дня. Не поэтических рос, а натуральных дождей жаждала и ждала земля в июне. Хоть в селе в этом месяце самая главная забота - сено, а сену, как известно, солнца подавай, да побольше, но само время косовицы на Подолье, как правило, - сезон дождей. Нынешний же год упрямо меняет все веками сложившиеся представления о мягком среднеукраинском климате. И косовица - первое подтверждение тому, что наши урожаи все же в первую очередь зависят от небесной канцелярии.

Резкое похолодание в мае не могло не повлиять на развитие трав. Впрочем, проблемы начались еще раньше. Хотя в области взяли курс на увеличение поголовья крупного рогатого скота, но кормовой клин явно не соответствовал этим планам. В прошлом году он составлял 192 тысячи гектаров многолетних трав, в этом к началу косовицы - всего 138 тысяч. Сказалось уменьшение производства хозяйствами области семян многолетних трав, а вследствие низкой покупательной способности - невозможность приобрести их, чтобы подсеять. В итоге подсеяно в три раза меньше, чем в прошлые годы. А майские морозы, доходившие до семи градусов, и более чем тридцатиградусная июньская жара завершили черное дело: урожайность зеленой массы составляет сегодня в области 130 центнеров с гектара, в то время как привычный урожай - 250-300 центнеров.

Еще ниже - раза в три прошлогодней - продуктивность однолетних трав. Они посеяны на 35 тысячах гектаров. Ситуация не оставляет никакой надежды на то, что с первого, основного укоса будет заготовлено достаточное количество кормов.

В этих условиях просто необходимо собрать и заготовить то, что есть. Но темпы зеленой страды напоминают замедленные съемки. И объясняется все очень просто, в духе привычных нехваток нашего времени: в хозяйствах нет горючего.

Солярка - это слово самое волшебное сегодня в селах Виннитчины, а продукт - самый желанный. Но его нет - даже для заправки личного транспорта. Начальство почти невозможно застать на месте: все в поисках дизтоплива. На госрезерв надежд мало: из него на район приходится 100-110 тонн, что фактически равно потребности одного хозяйства. Положение тяжелейшее: ведь началась жатва, озимый ячмень и горох нужно косить немедленно, а чем? И о зеленой жатве уже почти не вспоминают.

А напрасно. Ее горькие уроки надо бы учесть, не откладывая в долгий ящик. И еще стоило бы вспомнить классическую формулу: кто не хочет работать - ищет причины, кто хочет - ищет возможности. Вручную собирали травы в Теплицком районе - не только выполнили, но и перевыполнили задание: вместо 3,1 тысячи тонн сена с первого укоса припасли 3,8 тысячи. Их примеру последовали в Крыжопольском, Пищанском, Тростянецком, Барском районах. Но работа совершенно спустя рукава в Тульчинском, Литинском, Оратовском, Тывровском, Хмельницком районах (увы, этот список можно продолжить) привела к тому, что на 5 июля было скошено только 88% трав и заготовлено 76% сена и 60% сенажа. А ведь косовицу необходимо было завершить к 25 июня.

Впрочем, к этой оптимальной по требованиям агротехники дате по всей Украине было заготовлено кормов только около половины от потребности. Однако даже на этом довольно тусклом фоне Виннитчина была среди отстающих.

И это нельзя объяснить только более поздним, чем обычно, началом косовицы из-за неблагоприятных для роста трав погодных условий, а все же в первую очередь - плохой организацией работ. Хотя в Винницкой области это тем более недопустимо, так как тут работает единственный в Украине Институт кормов Украинской академии аграрных наук, способный создать и популяризировать самые современные технологии заготовки кормов, адаптированные к местным условиям. Но вряд ли помогут суперпередовые рекомендации специалистам, скажем, Жмеринского района, если тут весь район закладывал в траншеи лишь 40 тонн сенажа за сутки, в то время как технология требует как минимум 200…

Да, агрометеорологическая обстановка в этом году очень неблагоприятна для сельского хозяйства Виннитчины. Такая жара фиксировалась только в 1979 году. Правда, засушливыми были и май-июнь 1956, 1964 и 1998 годов - тогда осадков выпало только 50% от нормы. Орошаемых же площадей на Виннитчине немного, и погоды в агропромышленном комплексе области они не делают. Июньская засуха стала причиной отставания большинства сельскохозяйственных культур в накоплении биомассы. Это касается бобовых, сахарной свеклы и картофеля, ярых зерновых. Биопотенциал злаковых вообще вдвое ниже нормы. Дожди были очень редкими и недолгими гостями и очень придирчивыми в выборе места. Так что обстановка действительно не располагает к самоуспокоению: уже сегодня в области предупреждают, что каждая травинка будет на счету: и солома, и кукуруза, и свекольная ботва - все будет закладываться для зимнего потребления.

Винницкие специалисты настаивают и на заготовке 100 тысяч тонн зерносенажа из злаково-бобовых смесей. Хотя и это уже не компенсирует недобора трав с первого укоса. По прогнозам специалистов, майские холода и июньская жара уже уменьшили урожай приблизительно на треть.

Первым среагировал на это рынок. Майский ажиотаж вокруг продуктов питания спровоцировал новый и довольно серьезный виток повышения цен. Сегодня они немного уменьшились, но к начальным цифрам не вернулись. И даже дожди, согласно обещаниям синоптиков таки прошедшие в конце июня, вряд ли заставят похудеть цифры на ценниках.

Впрочем, сегодня на повестке дня - лозунг более актуальный, хоть и абсолютно банальный: сберечь выращенное. Ведь никто не знает, какие еще сюрпризы приготовила нам погода в этом сезоне.