UA / RU
Поддержать ZN.ua

«УКРНЕФТЬ»: ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РАСПУТЬЕ

На состоявшемся недавно общем собрании акционеров ОАО «Укрнефть» не предпринималось ни попыток р...

Автор: Игорь Маскалевич

На состоявшемся недавно общем собрании акционеров ОАО «Укрнефть» не предпринималось ни попыток расчленить компанию (как это было полтора года назад), не пришлось также безуспешно искать пропавшего с 61% акций представителя государства (как в апреле прошлого года) и даже не переизбирали руководство компании (как в октябре 1998-го). Всего-то начисляли дивиденды и немного подкорректировали устав ОАО. В общем, почти рутина...

ОАО «Укрнефть» создано 31 марта 1994 года путем корпоратизации одноименного государственного производственного объединения.

Уставный фонд АО составляет 13557127,5 грн. и разбит на 54228510 акций номиналом 0,25 грн. каждая.

Максимальная цена акций «Укрнефти» на фондовом рынке в 1998 году составляла 9 грн., средняя по результатам года - 4,82 грн.

Капитализация ОАО в 1998 году (средневзвешенная рыночная) составила 261,11 млн. грн.

Ко времени общего собрания акционеров этого АО его акции размещены следующим образом:

8,6% реализовано за имущественные приватизационные сертификаты и денежные средства в ходе льготной подписки;

30,49% (оплачено - 30,21%) реализовано на сертификатном аукционе;

10,95% принадлежит государству в лице ФГИ;

50%+1 акция переданы в управление НАКу «Нефтегаз Украины».

В 1999 году ФГИ намерен продать за деньги госпакет акций «Укрнефти».

Прибыль -

это как...

Но несмотря на такую безобидную повестку, собрание акционеров было на грани срыва. Сначала предметом спора стала величина выплаченных дивидендов. В Украине не слишком много предприятий, образующих реальные денежные потоки. Во всяком случае их куда меньше, чем желающих «сесть на них». А если смотреть на балансы «Укрнефти», то это сверхприбыльное предприятие. По словам председателя правления этого АО Дмитрия Егеря, в прошлом году рентабельность производства «Укрнефти» превысила 80%. Правда, с названной радужной цифрой плохо уживается имеющаяся более чем двухмесячная задолженность по зарплате, на погашение которой в лучшем случае уйдет месяца четыре.

При этом компанию «давят» неплатежи. Причем, основной виновник тому - государство: «Укрнефть» практически лишена возможности распоряжаться вырабатываемой продукцией - судьба двух третей нефти, которые еще только запланированы к добыче в этом году, уже расписана. Согласно постановлению Кабмина от 10 декабря 1998 года 2 млн. тонн нефти, добытой в Украине, будет направлено на удовлетворение извечных нужд АПК. Другими словами - деньги за свою продукцию «Укрнефть» вряд ли скоро увидит. В итоге, выпуская самую остродефицитную продукцию, компания вынуждена отдавать его самому отпетому неплательщику. Правда, в соответствующем постановлении обещают за 1,5 млн. тонн заплатить, но реальный уровень оплаты в первом квартале за нефть не больше четверти. В общем львиная часть нефти просто идет бесплатно. Любопытно, пробовал ли кто-нибудь из министров бесплатно заправиться импортным бензином на бензоколонке?

Но даже плачевное состояние расчетов за нефть - это сладкий сон по сравнению с оплатой за газ, который также добывает «Укрнефть». Это АО имеет, как оказывается, весьма сомнительное счастье добывать ежегодно 3,2 млрд. кубов газа (17,7% общей газодобычи в Украине). Теоретически этот вид деятельности приносит «Укрнефти» 35-38% прибыли. Практически же - просто обеспечивает непрерывную головную боль. Дело дошло до того, что, выступая на общем собрании акционеров, председатель правления ОАО «Укрнефть» сказал, что не считает необходимым строить новые газовые скважины, так как фактически они ничего в финансовом плане компании не дают.

В первом квартале, отпустив газа на 72 млн. грн., компания получила в оплату аж… 1,5 млн. грн. Зато налоги насчитывают вполне исправно на всю сумму стоимости отпущенной нефти и газа. В частности на начало года из 453 млн. грн. долгов потребителей, доля долгов за газ составляла 82% (370 млн. грн.). К тому же практически все расчеты теперь идут через НАК «Нефтегаз Украины», а у этой компании и без «Укрнефти» хватает проблем с платежами российским и туркменским газовикам... «Укрнефть» самостоятельно пробует вести претензионную работу, но без особого успеха: из предъявленных претензий на сумму 421 млн. грн. пока удовлетворено только 33,4 млн. (8%). Так что налицо наличие высоко ликвидной продукции, которая непрерывно проваливается в черные дыры. Причем, не только в бюджетные.

На собрании акционеров «Укрнефти» всплыла любопытная история с созданием дочерней страховой компании этого ОАО. По словам представителей ревизионной комиссии, изначально доля «Укрнефти» в ее уставном фонде превышала 98%. За второй и третий кварталы прошлого года эта компания с уставным фондом менее миллиона гривен получила по договору страхования векселей «Укрнефти» на 56 млн. грн. Полученные от их реализации средства были израсходованы на покупку ценных бумаг на 5,68 млн. грн. Судьба же остальных средств покрылась легким туманом. Вдобавок, в результате всей этой благотворительности доля «Укрнефти» в уставном фонде страховой компании упала до 57,72 %. Кстати, ее деятельность члены ревизионной комиссии прямо связывают с предыдущим руководством компании. Впрочем, делать окончательные выводы- дело суда, если до него, конечно, дойдет. Пока, по словам представителей «Укрнефти», возбуждено уголовное дело.

Словом, с «живыми» деньгами у «Укрнефти» давно уже напряженка. Между тем, в прошлом году государство решило, что на выплату дивидендов будет направлено 25% от прибыли ОАО. С учетом того, что в уставном фонде «Укрнефти» доля госсобственности составляет 61%, цена такого серьезного пожелания составляет около 98 млн. грн. «Укрнефть» же предложила выплатить акционерам не 25%, а только 5% (т.е. 19,5 млн. грн.).

Торг или поиск взаимоприемлемой формулы продолжался в течение всего двухчасового перерыва. В конце концов пришли к компромиссу - начислять 25%, но за базу расчетов принять не всю прибыль, а за вычетом фонда развития производства. В сумме получалось, что заплатить придется порядка 46,62 млн. грн. дивидендов (12% от прибыли). Вдобавок их обложат 30-процентным налогом. Хотя для государства это скорее плюс: с учетом налога оно получит почти 73% всех выплат. Но не с 1 июля, как ранее планировалось, а с 1 ноября… Сколько они тогда будут стоить, посмотрим. А на 1999 год наметили выплатить 25% (ранее компания настаивала на 7%). Правда, окончательно определять это будет уже следующее годовое собрание акционеров.

И еще несколько слов о рентабельности. В ОАО «Укрнефть» не уверены, что прибыль компании считают правильно. На собрании в который уже раз говорилось о том, что при исчислении затрат следует учитывать и расходы компании на бурение. Сейчас эти затраты относятся на счет прибыли. Государство при этом будто бы старательно делает вид, что у нефтяников просто хобби такое - «делать дырки в земле». Если же учесть расходы на бурение, то рентабельность сразу снизится до 15-20%. В компании очень надеются, что в этом году сию проблему удастся разрешить, так как без бурения нефтедобыча обречена. Новая скважина дает в шесть раз больше нефти, чем старая, а разведочное бурение помогает поддерживать запасы. На обустройство и строительство новых скважин, а также разведочное бурение ежегодно необходимо выделять сумму, эквивалентную 200 млн. долл., считает председатель правления АО Д.Егерь, «иначе через 3 года останемся совсем без бурения». Последние годы прирост запасов нефти был меньше ее годовой добычи. Вдобавок уже в начале этого года «Укрнефть» сократила объем бурения: разведочного - в 5 раз, а эксплуатационного - почти на 30%. Единственная причина такого положения - отсутствие финансирования.

Бунт

на борту...

Не успели разобраться с дивидендами, как гром грянул с другой стороны. Шум подняли представители портфельных инвесторов. Их у компании аж 54, причем самых разных. Несмотря на то, что на общем собрании акционеров были представлены владельцы 88,3% акций, в принципе, определяющую роль играли два акционера. Это НАК «Нефтегаз Украины», в распоряжение которого переданы 50%+1 госакция. (НАК представлял член правления этой компании Олег Салмин.) Еще 10,95% были переданы агентству по управлению государственными корпоративными правами. Вообще-то имевшихся голосов у государства вполне хватало для принятия решений. Однако на собрании предполагалось и внести некоторые поправки к уставу. В частности в состав добывающих управлений планировали передать сервисные службы, дополнить перечень видов деятельности ОАО. Причем некоторые виды деятельности довольно оригинальны. К примеру, «Черниговнефтегаз» собирается в числе прочего торговать спиртными напитками и табаком. Всего же эта реорганизация ОАО даст возможность, по предварительным подсчетам Д.Егеря, сэкономить 17-19 млн. грн. в год.

Вторым изменением в уставе являлось введение положения о том, что теперь председателя правления ОАО будет избирать наблюдательный совет. И вот эти-то два изменения нуждались в 75% голосов.

Между тем представители портфельных инвесторов, которые на собрании имели порядка 26% голосов, решили внести и третье изменение.

Уместно напомнить в этой связи, что пакеты акций АО у каждого из них довольно небольшие и не у одного из посредников нет 10% голосов, достаточных для вхождения в наблюдательный совет. Еще на прошлом собрании они предлагали ввести норму так называемого кумулятивного голосования, когда их голоса суммируются. В этом случае они тоже могли бы выдвинуть своего кандидата в наблюдательный совет АО. Тогда им это предложение пообещали рассмотреть и благополучно об этом забыли.

На этом собрании посредники его повторили, пригрозив заблокировать прохождение первых двух изменений в уставе. И угрозу реализовали на практике: необходимые правлению изменения устава собрали только 69-72% голосов, вместо необходимых 75%.

Зато против «третьего пункта» проголосовал представитель НАКа, и предлагаемая посредниками поправка набрала при голосовании всего 41% голосов. Правда, это же означало, что представитель агентства поддержал требования посредников… В воздухе отчетливо запахло срывом голосования. Инвесткомпании «уперлись» и держались единым фронтом: «Если наши требования блокируют, то теперь наша очередь» (тем более что терять посредникам было нечего).

Как вариант предлагали также продлить собрание и переголосовать спорные поправки через неделю. Новое же собрание можно провести только через полтора месяца, и обойдется это в полмиллиона гривен.

Объявили очередной перерыв и стали торговаться. В принципе, второй пункт особо никого не волновал: пока у государства контрольный пакет акций, как будут выбирать председателя правления - особого значения не имеет. Торг шел по принципу: «мы вам даем возможность спокойно реорганизоваться, а взамен получаем право направить нашего представителя в наблюдательный совет». Наконец, после закулисных переговоров достигли соглашения о том, что представителя посредников в наблюдательный совет введут, но уже на следующем собрании, что и будет зафиксировано.

К тому времени остатки рядовых акционеров, которых и так было немного, и вовсе разбрелись и в зале осталось человек 40. После этого провели голосование сразу по трем вопросам (одним бюллетенем) и сразу набрали 96,1% голосов. Этим собрание акционеров благополучно и завершилось.

Тем не менее последний урок корпоративной культуры был поучителен - «маленьких» тоже надо уважать. Тем более что вскоре доля сторонних акционеров в компании возрастет: 11-процентный пакет, которым нынче управляет агентство, в этом году намерены продать - скорее всего, это сделают на одной из украинских бирж, например на Украинской межбанковской валютной бирже.

Хотя возможен и другой вариант. Буквально перед собранием акционеров «Укрнефти» (6 апреля) американская комиссия по ценным бумагам (SEC) утвердила программы выпуска американских депозитарных расписок (ADR) 1-го уровня на акции ОАО «Укрнефть». Это означает, что после выпуска расписок, который ожидается в июле, ими можно будет торговать на международных рынках, где их смогут покупать и продавать свыше 2100 инвесторов. На две акции будет выпускаться одна ADR. Если на внутреннем рынке цена акций «Укрнефти» сейчас составляет порядка 0,66 доллара, то на внешнем, по расчетам, например, начальника управления акционирования и приватизации ОАО Владимира Тимонина, цена составит около 3 долларов. До кризиса фондового рынка их потенциальную стоимость вообще оценивали почти в 20 долларов, а 6-7 долларов они уже набирали. Пока депозитарные расписки будут выпускаться примерно на 3 млн. акций компании (5,7% уставного фонда).

Интересно, что, по причине необходимости их перерегистрации, акции, на которые будут выпущены ADR, не были представлены на собрании. В прошлом году была создана межведомственная рабочая группа по вопросам продажи акций предприятий через ADR на государственные пакеты акций ОАО. Так что если не спешить, а подготовиться получше, то государство от этих операций получит денег больше, чем в виде дивидендов. Вот только сможет ли Фонд госимущества (на который непрерывно давят со всех концов: «Дай денег, сейчас!») устоять перед соблазном быстрой продажи?