UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА—ПОЛЬША: ПОГОВОРИМ, НАКОНЕЦ, ОБ ЭКОНОМИКЕ...

Уже не раз бывало так, что говоря о польско-украинских отношениях, наблюдатели в Киеве и Варшаве се...

Автор: Иван Сагайдачный

Уже не раз бывало так, что говоря о польско-украинских отношениях, наблюдатели в Киеве и Варшаве сетовали: какими бы хорошими ни были контакты между лидерами двух стран, проблемы экономического сотрудничества всегда находились в тени и не должны были омрачать стратегическое партнерство между государствами. Но на минувшей неделе — пожалуй, впервые за много лет отечественные СМИ умолчали об очередной встрече Леонида Кучмы и Александра Квасьневского в кулуарах саммита лидеров стран Центральной и Восточной Европы в Словении. (Заметим также, что эта встреча первоначально вообще не планировалась.) Сообщения типа «Леонид Кучма спешит встретиться с Александром Квасьневским на кладбище» — вот и все, о чем был проинформирован украинский читатель... А разве может быть иначе, если на «орлятах» как будто свет клином сошелся, и у поляков с украинцами отпало желание обсуждать другие актуальные вопросы.

Нынче же появилась уникальная возможность поговорить об экономике без обиняков, по-деловому и конкретно. Своеобразным полигоном для обкатки этого нового тезиса в двусторонних отношениях стал небольшой польский город Жешув в граничащем с Украиной Подкарпатье.

Надо отдать должное польским партнерам: они не поставили экономику в зависимость от сложившейся политической обстановки. Даже когда стало известно, что президенты не откроют кладбище «орлят» в срок, визит в Киев министра экономики Польши Яцека Пехоты перенесен не был. Кроме того, украинская столица избрана местом проведения совещания торговых представителей при польских дипломатических миссиях в странах СНГ. В конце мая в Киеве состоялась 6-я конференция предпринимателей Польши, Украины и польской диаспоры, а в Херсоне польская делегация изучала возможности региона в сфере туризма.

Наконец, нельзя не отметить возобновление работы не созывавшихся месяцы и даже годы постоянной украинско-польской конференции по вопросам европейской интеграции и украинско-польского межправительственного координационного совета по вопросам трансграничного сотрудничества. И это далеко не полный список мероприятий и событий, которые создали весьма благоприятный фон накануне проведения Седьмого заседания смешанной межправительственной комиссии по вопросам торговли и экономического сотрудничества в Жешуве, на которое прибыли премьеры двух стран Анатолий Кинах и Лешек Миллер.

Чем вызван этот всплеск интереса к Украине со стороны польского бизнеса? Не будет большим преувеличением утверждение, что поляки неожиданно для себя вновь открыли Украину. На этот раз они видят государство со стабильной экономической ситуацией, демонстрирующее рост. Это все еще рискованный рынок, но на нем можно заработать деньги. По данным украинской статистики, в прошлом году импорт польских товаров в Украину вырос почти на 50 процентов. (Польские эксперты называют другую цифру — более 25 процентов.) Отмечено увеличение практически по всем товарным группам, за исключением разве что минеральных продуктов. Украина остается чуть ли не единственным торговым партнером Польши, с которым полякам удается удерживать положительное сальдо в торговле. С начала текущего года эти тенденции также доминируют. По данным Главного статистического управления Польши, за два месяца этого года торговый оборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объемы торговли выросли на 20 процентов и перевалили за 200 млн. долл. при положительном сальдо для Польши в 100 млн. долл. Есть все основания полагать, что при сохранении таких темпов в нынешнем году товарооборот между двумя странами выйдет на уровень 1997 года, а тогда был зафиксирован рекорд в 1 млрд. 622 млн. долл. (В прошлом году товарооборот уже перевалил за миллиард.)

Впрочем, как выяснилось, в Жешуве в портфелях премьеров двух стран находились абсолютно разные статистические данные. Варшава и Киев по-разному оценивают взаимный товарооборот. Несовпадения в оценках порой составляют десятки и даже сотни миллионов долларов. Получение точных данных становится особо актуальным в контексте переговоров с Польшей о поддержке заявки Украины на вступление во Всемирную торговую организацию и будущей интеграции западного соседа в Европейский союз. Как заявил в Жешуве Лешек Миллер, Польша подумывает о введении квот на продукцию украинских металлургических предприятий по примеру ЕС. В случае принятия этого решения квоты могут быть установлены исходя из среднего уровня поставок за последние три года плюс 10 процентов. Вся продукция сверх этого лимита может облагаться дополнительной пошлиной на уровне 25—30 процентов.

Избежать антидемпинговых расследований друг против друга стороны смогут только путем перевода торговли на принципы, принятые в ВТО, сняв барьеры, мешающие взаимной торговле. В Жешуве украинская делегация предложила уже в этом месяце завершить тарифные переговоры с Польшей и подписать двусторонний протокол по вопросам взаимного доступа на рынки товаров и услуг. Уже достигнуто взаимопонимание по тарифам на промышленную продукцию, продолжаются консультации по перечню примерно из 40 наименований сельскохозяйственных и продовольственных товаров. При этом Киев поставил польскую сторону в известность, что в переговорах с Европейским союзом тарифы на эти группы товаров уже согласованы. И прозрачно намекает, что требования новых уступок со стороны Польши могут затруднить переговорный процесс о вступлении Украины в ВТО.

В то же время соседи полагают, что вступление Польши в Европейский союз, при условии, что к этому времени Украина станет членом Всемирной торговой организации, создаст для торговли двух стран (особенно украинскими товарами в Польше) хорошие стимулы. Но как бы ни превозносилась роль торговли в экономических отношениях двух стран, наибольшее беспокойство польской стороны вызывает возможность вытеснения польских товаров с украинского рынка производителями из других государств. Наиболее дальновидные политики и представители польских деловых кругов говорят о том, что они могут потерять рынок соседа, если не закрепятся на нем путем создания СП и инвестиций. В этой области в последние годы наблюдается застой, хотя по некоторым данным (они опять-таки разные у Киева и Варшавы) количество предприятий с польским капиталом в Украине достигло 1800 (по украинским сведениям — 710). При торговом обороте миллиард долларов в год польские инвестиции за все 10 лет независимости Украины составили лишь 70 миллионов. Прошлогодние инвестиции соседа в украинскую экономику оцениваются всего лишь в 7 млн. долл. (!).

Причины такой ситуации понятны, но польский премьер Лешек Миллер особо отметил только одну — отказ возвращать польским инвесторам НДС в сфере экспорта, а также страхование и гарантии кредитов. Украина понимает важность разрешения этих проблем, но уже почти четыре года под сукном лежит не ратифицированное Верховной Радой соглашение о сотрудничестве в сфере кредитования. В Жешуве стороны пытались обсудить новые механизмы поддержки инвесторов и кредиторов, привлекая к этому крупные банки. Подчеркивалась необходимость более активного участия польских фирм в приватизации украинских предприятий, возможность создания финансово-промышленных групп в металлургии. Но все эти далеко идущие планы, по сути, не наполняют сотрудничество реальным смыслом.

Очевидно, что для Украины и Польши назрела необходимость проанализировать все те проекты, которые не были воплощены за несколько лет, и определиться с теми, которые могут дать реальную выгоду. В Жешуве такой подход уже ощущался в вопросе трансграничного сотрудничества. Например, ничего не говорилось о сотрудничестве в рамках популярных еще несколько лет назад еврорегионов. Теперь здесь доминируют тема обустройства границы по европейским стандартам и проблема введения виз. В ходе заседания комиссии польский премьер Лешек Миллер сказал, что Варшава пойдет на максимально возможные в рамках Шенгенского договора уступки в области визового режима. По словам польского премьера, у Варшавы накоплен немалый опыт в отношениях с ЕС в вопросе трансграничного сотрудничества, в частности, он призвал украинцев обратить внимание на то, как эти вопросы в свое время Польша решала с Германией. Плохим примером такого сотрудничества польская сторона считает решение властей Львовской и Одесской областей брать с польских автомобилистов дорожные сборы, что противоречит межправительственному соглашению о международном автомобильном сообщении. Со своей стороны Польша 29 мая ввела дорожные сборы со всех грузовых машин и автобусов, зарегистрированных в Украине. Киевские чиновники в Жешуве просили приостановить действие этого постановления с условием, что в ближайшее время разберутся с самоуправством местных властей.

В Жешуве стороны обсудили проекты, от которых не откажутся ни при каких условиях. Это нефтепровод Одесса—Броды—Гданьск, который теперь становится ключевым звеном Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. По мнению Анатолия Кинаха, реализация проекта позволит доставлять в Европу и Польшу до 40 млн. тонн каспийской нефти в год. Это наиболее весомый вклад, который Киев и Варшава могут сделать в энергетическую безопасность Европейского союза. Правда, для воплощения этих планов Киеву и Варшаве нужны инвестиции от тех же европейцев. В повестке дня — строительство трубы на участке между Бродами и польским городом Плоцк, который станет исходным пунктом для польского отрезка нефтепровода к берегу Балтийского моря. Чтобы усилить интерес польских инвесторов к данному проекту, Киев предлагает рассмотреть участие польской стороны в управлении трубопроводом. Решено, что во время очередного украинско-польского бизнес-форума при участии президентов Леонида Кучмы и Александра Квасьневского, которые 20—21 июня приедут в Жешув, состоится масштабная презентация проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора.

Следует отметить, что нынешняя встреча премьеров Украины и Польши была, пожалуй, первой за много лет, на которой, по крайней мере публично, не затрагивалась тема обходного российского газопровода. Вместо этого говорилось о возможности хранения польского газа в подземных хранилищах на территории Украины, а также о совместных работах по газификации приграничных районов Польши. Перспективными названы проекты по совместной с Польшей эксплуатации магистральных газопроводов Торжок—Долина и Ивацевичи—Долина, которые при соответствующей реконструкции могут использоваться для прокачки дополнительных объемов российского газа в Европу.

Отметим прагматизм участников жешувской встречи, проявившийся, в частности, и в том, что главы правительств участвовали лишь в ее открытии и закрытии, а рабочее заседание проходило под председательством министров экономики двух стран. Правда, каких-либо конкретных решений принято не было. Но чтобы не создалось впечатление безрезультатности прошедшей дискуссии, устроители постарались завершить ее на оптимистической ноте. При участии премьеров было подписано соглашение между машиностроительным «Гута Сталева Воля» и украинским предприятием «Укрпол» о сборке в Житомире автопогрузчиков.