Кризис …железнодорожного жанра
Середина 90-х для железных дорог постсоветских стран стала временем тяжкого испытания «на износ» — и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Значительный спад производства во многих отраслях промышленности не обошел стороной и транспортное машиностроение.
Ситуация стала, пожалуй, наиболее сложной к рубежу тысячелетий, когда рынок объективно потребовал от железных дорог роста пассажирских и грузовых перевозок. Даже морально и физически устаревшего, отстающего от требований времени парка локомотивов стало катастрофически не хватать. Так, российские эксперты уже в 1999 году оценивали дефицит тепловозов и электровозов на своих дорогах более чем в 50%! В Украине грузовые локомотивы выпускаются в Луганске, но с «тяговой силой» для пассажирских поездов ситуация была, пожалуй, ещё более сложной, чем у россиян.
Рынок требовал производителя, способного преодолеть огромный дефицит специфического товара. Рынок требовал лидера. И можно было бы сказать, что такой лидер появился, но — гораздо точнее: традиционный лидер просто подтвердил своё лидерство, берущее начало более сотни лет назад.
В традиции — делать новое первыми
Коломенский завод (а ныне — ОАО «Холдинговая компания «Коломенский завод») имеет давнюю и богатую историю. Основанный в 1863 году, он постоянно опережал конкурентов, первым принимая вызовы времени. С 1903 года завод одним из первых в России освоил серийное производство дизельных двигателей. Первым в мире сконструировал и построил речной теплоход в 1907-м, а в 1932-м — первым в СССР — электровоз.
В течение всей своей долгой истории предприятие было многопрофильным. Помимо тепловозов и электровозов, в Коломне выпускают электростанции, дизели и дизель-генераторы. Завод полностью автономен — здесь создан полный цикл производства, включающий все технологические процессы, необходимые для выпуска готовой продукции: металлургическое, заготовительно-сварочное, механосборочное, вспомогательное. Коломенский завод знаменит в мире своей конструкторско-технологической и лабораторно-экспериментальной базой, высококвалифицированными специалистами в области локомотивостроения и дизелестроения.
В 80-е годы прошлого столетия для железных дорог здесь ежегодно выпускалось свыше 70 серийных машин, однако в кризисные 90-е выпуск упал до 10. Продукцию производили, но из-за отсутствия средств железные дороги не могли ее оплатить. Тем не менее именно в эти годы специалисты и конструкторы завода активно разрабатывали новинки. Так была создана оригинальная, не имеющая аналогов в мировой практике экипажная часть локомотивов, сверхэкономичные дизели.
Последняя новинка была презентована заводом в начале этого месяца. Это — тепловоз нового поколения ТЭП70А мощностью 4 тыс. лошадиных сил. Высокая надёжность обеспечивается компьютерной диагностикой узлов и систем. Пробег между техобслуживанием двигателя увеличен более чем вчетверо, но главное достоинство новинки — значительно более низкая нагрузка на экологическую среду.
Нынешнее уверенное положение на рынке потребовало значительного переоборудования и инвестиций. Только за минувшие полтора года объемы инвестиций в производство и совершенствование технологий составили более 6 млн. долл. Главным инвестором переоснащения предприятия стал новый акционер — российская транспортная компания «Северстальтранс». Впрочем, затраты инвесторов и усилия менеджеров не пропали даром. И на сегодняшний день инвестиционный портфель Коломны оценивается до 2010 года в 65 млн.
Контракты лидера
Сегодня Коломенский завод по полному праву считается в СНГ ведущим, активно наращивающим производство дизельных двигателей, пассажирских магистральных тепловозов и запчастей к ним. Ныне мощности завода в состоянии обеспечить потребности в новой высококачественной и высоконадежной продукции не только Министерство путей сообщения России — основного своего заказчика, но и потребности железных дорог в других странах. Коломенские тепловозы и дизели покупают Украина, Беларусь, Узбекистан, Монголия. На постсоветском пространстве с заводом пытались конкурировать американцы (корпорация General Electriс) и швейцарцы (компания Bombardier). Однако рынок пассажирских локомотивов в СНГ остался за Коломной.
Впрочем, завод успешно конкурирует не только на родных просторах, но и в дальнем зарубежье. В прошлом году начались поставки дизелей для железных дорог Германии. Большой контракт стал итогом тендера и четырехлетних сопоставительных испытаний. Дизели, сделанные в Коломне, выиграли состязание у дизелей американской компании Caterpiller и немецкой «МАK-Krupp». И хотя именно Германия — родина дизеля, продукция из Коломны с успехом выдержала тест на надёжность, простоту в обслуживании и экономичность. И что очень важно, она полностью соответствует европейским экологическим стандартам.
В последние годы на заводе наблюдается более чем уверенный рост производства. За девять месяцев текущего года объемы реализации предприятия выросли более чем на 25%. Прогнозно в 2002-м объемы производства составят 60 млн. долл. (для сравнения: в 2000-м этот показатель был на уровне 40 млн. долл.).
Очередным успехом завода можно считать заключение стратегического контракта с Министерством путей сообщения РФ. Согласно его условиям, Коломна становится основным производителем дизелей и пассажирских тепловозов для российских железных дорог и уже в следующем году МПС получит 26 тепловозов. Дальше объёмы будут планомерно возрастать — до 120 тепловозов и более 600 дизельных двигателей в 2010 году. Иными словами, к этому времени из ворот предприятия раз в каждые три дня будет выходить новый современный тепловоз!