UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТУГИЕ КОШЕЛЬКИ» ПОКА В ДЕФИЦИТЕ

В Гуанчжоу, столице процветающей южнокитайской провинции Гуандун, никто уже не смотрит с удивлением на проносящийся мимо черный «кадиллак»...

В Гуанчжоу, столице процветающей южнокитайской провинции Гуандун, никто уже не смотрит с удивлением на проносящийся мимо черный «кадиллак». Лавки там полны товаров, рестораны забиты людьми, повсюду идет какое-то строительство, на рекламах — названия компаний и фирм разных стран. И вполне естественно, что иностранный бизнесмен, попадая в этот город и памятуя о том, что население Китая превышает 1,2 миллиарда человек, испытывает соблазн открыть свое дело. Но Гуанчжоу столь же типичен для Китая, как Беверли Хиллз — район миллионеров в Лос-Анджелесе — для Соединенных Штатов Америки.

Для подавляющего большинства китайцев покупка электронных изделий, стильной одежды и даже мороженого — и сегодня отдаленная мечта. Восемьдесят процентов китайцев живут в сельской местности, и те 6 миллионов, что обитают в Гуанчжоу, — очень малая доля всего населения.

В некоторых китайских городах инфляция достигает 30 процентов, заработки горожан там быстро увеличиваются, но это не распространяется на сельских жителей. По официальной статистике средний доход городской семьи — 355 юаней (42 доллара) в месяц, а в сельской местности — 1000 юаней в год.

Да, Китай — огромный потенциальный рынок, но это — рынок раздробленный, спрос на товары не одинаков. Скажем, то, что купят в Шанхае, никто не станет покупать в Фучжоу. И даже если какая-то компания найдет более или менее состоятельных китайцев в отдаленных провинциях, возить туда продукцию, особенно дешевую, как, скажем, пепси-кола, невыгодно.

На каждого гражданина Китая, по официальной статистике, приходится менее 400 долларов из валового национального продукта. Это очень мало. Покупательная способность китайцев может сравниться с покупательной способностью жителей Южной Кореи в 70-х годах. И при этом индустриализация Китая сейчас гораздо ниже, чем в Южной Корее 20 лет тому назад.

По данным гонконгской консалтинговой фирмы «Маккинси», численность «экономически активного» населения Китая — тех, чей ежегодный доход превышает 1 тысячу долларов, — около 100 миллионов человек. К концу столетия это число может увеличиться до 270 миллионов. То есть один миллиард человек все еще не войдет в эту категорию. И все же через пять лет число китайцев, которые смогут позволить себе купить такую продукцию, как зубная паста, косметика, продукты питания, будет больше, чем все население США. По прогнозам экономистов, за тот же период заметно возрастет спрос и на товары, которые сегодня относятся в Китае к числу дорогих. В их числе — не только ювелирные изделия, но и компакт-диски, современные печи для приготовления пищи, холодильники, мебель, кондиционеры.

Но даже такие товары, которые перестали считаться на Западе предметами роскоши, большинству китайцев останутся недоступными. Знаток Китая экономист Питер Перкинс разделил китайский потребительский рынок на три основные сферы:

— импортные товары-люкс, такие как дорогие алкогольные напитки, дорогие часы, дорогая косметика, могли бы найти рынок в 5 миллионов покупателей. Это 1 процент самых богатых людей в городах и только 0,2 процента толстосумов сельской местности;

— импортные товары, «для средних классов» — такие, как джинсы и дешевые кроссовки, — смогут купить около 20 миллионов китайцев: 2,5 процента самых богатых в городах и 1 процент состоятельных людей в сельской местности;

— произведенные в самом Китае «товары для средних классов», например, дешевое электрическое оборудование, смогут приобрести приблизительно 65 миллионов человек: верхние 10 процентов в городах и 4 процента наиболее богатых людей в сельской местности.

Учитывая все сложности китайского потребительского рынка, иностранные фирмы, такие, как «Юнилевер», «Проктер енд Гембл», «Нестле», начали с малого — с участия в производстве местной продукции. Это, кстати, не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сеть распространения товаров в основном принадлежит государству, и работает она скверно. «Юнилевер», к примеру, жалуется на то, что уже сейчас мог бы снабжать своей продукцией 600 миллионов китайцев, но порой требуется до шести недель, чтобы эта продукция дошла до потребителя.

Помимо этого, в разных районах Китая — свои вкусы. Нужно время, чтобы китайцы при стирке белья заменили мыло на стиральные порошки и чтобы перешли от ручной стирки на стиральные машины...