UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ФОТОБИЗНЕСЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ?

Запуская в 1900 году проект Kodak Brownie, его создатели придумали для своего детища весьма привлекательный для потребителей лозунг: «Вы нажимаете кнопку, а все остальное делаем мы!»...

Автор: Максим Череда

Запуская в 1900 году проект Kodak Brownie, его создатели придумали для своего детища весьма привлекательный для потребителей лозунг: «Вы нажимаете кнопку, а все остальное делаем мы!». С того времени фотографы перестали быть химиками-любителями, специалистами по смешиванию реактивов и затемнению помещений, а фотографирование очень быстро превратилось в массовое увлечение.

Столетие спустя цифровая фотография ожидает такого же прорыва. Популярность цифровых фотоаппаратов неуклонно растет (в прошлом году уровень их продаж достиг четвертой части всех камер, реализованных в мире), однако их приобрести по-прежнему может не каждый. Дело в том, что обладание таким аппаратом предполагает и обладание компьютером, без которого невозможно хранение, редактирование, размножение и печатание цифровых фотографий. Для большинства людей это серьезное препятствие на пути к камерам XXI века. Согласно данным компании Eastman Kodak, 80% владельцев цифровых фотоаппаратов в половине случаев по-прежнему пользуются их пленочными аналогами, а более пятой части из 30 млрд. цифровых снимков, производимых в мире ежегодно, так и остаются ненапечатанными. Процесс печати является самой финансово- и трудоемкой частью цифрового фото.

Промышленность пытается решить эту проблему, так как печатание фотографий является главным источником доходов для компаний, работающих в фотобизнесе. В настоящее время львиная их доля уходит изготовителям бумаги и картриджей для цветных струйных принтеров, главным образом производства компании НР (Hewlett-Packard). И этот бизнес стал в последнее время таким прибыльным, что Европейский союз был даже вынужден недавно начать расследование фактов незаконной «привязки» потребителей к картриджам именно тех фирм, которые производят принтеры.

Печатание цифровых фотографий в домашних условиях выглядит сегодня поистине занятием для энтузиастов, поскольку оно включает в себя выполнение таких процедур, как перенос фотофайлов из камеры в персональный компьютер, их обработку (например, устранение эффекта «красного глаза») и, наконец, распечатку. Значительно проще пользоваться принтерами, которые подключаются непосредственно к фотоаппарату, что позволяет получить отпечатки без использования компьютера. Однако в этом случае все равно возникает проблема хранения снимков — когда память камеры будет заполнена до предела, их все равно придется куда-то «сбрасывать».

Альтернативный подход заключается в производстве оборудования для мини-фотолабораторий, которые могли бы на месте печатать фотографии с цифровых носителей. Такие заведения были бы копией нынешних лабораторий, в которых привыкли печатать свои фотографии обладатели аналоговых камер. Ведущие фотокомпании мира, в частности тот же Kodak, активно поддерживают и расширяют сеть таких производств, выпуская для них не только оборудование, но и расходные материалы — пленки, реактивы и бумагу. Однако в случае с цифровым оборудованием все равно остается проблема хранения файлов с фотографиями. Возможно, ее решат путем перенесения этих файлов на компакт-диски, с которых в дальнейшем и будут повторно печататься снимки.

Еще один вариант решения проблемы — это пересылка сброшенных из камеры в компьютер фотофайлов через сеть Интернет подрядчику, выполняющему работы по их распечатке. Готовые снимки затем возвращаются заказчику по обычной почте. Сегодня в мире существует несколько компаний, предоставляющих такие услуги, однако ни одна из них не может считать свой бизнес успешным. Причина прозаична: большинство рядовых пользователей Интернета имеют доступ к «всемирной паутине» по телефонным линиям, скорость передачи данных по которым накладывает ограничение на количество цифровых снимков, пересылаемых по электронной почте.

Пока что непонятно, какой из перечисленных подходов — печать снимков в домашних условиях, выполнение этой функции специализированными фотолабораториями или использование для этих целей Интернета — окажется наиболее приемлемым для потребителей. По оценке специалистов компании Infotrends, специализирующейся на исследовании современных рынков, все три, скорее всего, будут сосуществовать параллельно. Эксперты отмечают, что люди, очевидно, захотят распечатывать самостоятельно некоторые, особенно дорогие для них снимки, а обращаться в приемные пункты будут в тех случаях, когда надо изготовить много фотографий, скажем, со свадьбы или юбилея.

А пока что HP и Kodak стараются на всякий случай перестраховаться. Обе недавно представили свои новые цифровые фотоаппараты и программное обеспечение, призванные упростить процесс размножения и печатания снимков. Несмотря на то, что изделия называются по-разному (новинка НР носит название Instant Share, а Kodak — EasyShare), в работе использован один и тот же принцип. В обоих фотоаппаратах их владельцы имеют возможность из всего перечня снимков, хранящихся в памяти устройства, выделять понравившиеся им кадры, которые после подключения к компьютеру автоматически пересылаются по электронной почте указанным абонентам, размещаются на веб-страничке пользователя, печатаются на струйном принтере или пересылаются через Интернет для дальнейшей обработки фирмами-изготовителями фотографий.

По мнению экспертов, никто сегодня не может сказать, насколько внедрение цифровых технологий изменит вкусы и привычки потребителей. Очевидно, что цифровые снимки значительно легче размножать, но зато намного труднее распечатывать. Означает ли это, что владельцы камер нового поколения будут фотографировать чаще, однако печатать фотографии будут реже? И сможет ли монитор компьютера или экран телевизора превратиться в главное средство просмотра снимков?

В этих условиях чрезвычайно трудно определить, кто из двух конкурентов окажется в конечном итоге в выигрыше — Kodak, имеющий развитую систему оценки спросов потребителей и широкую дилерскую сеть, или НР, производящий не только цифровые камеры, но и персональные компьютеры, серверы и принтеры. Возможно, преуспеют обе компании, тем более что у них есть совместное предприятие по изготовлению фотопринтеров.

С другой стороны, не стоит забывать и о бесчисленном количестве обычных фотографий (по некоторым оценкам, только в США их число достигает триллиона), хранящихся сегодня в домашних коллекциях, чаще всего в коробках из-под обуви. Тот, кто сможет предложить достаточно дешевый путь их преобразования в цифровой формат, получит ключ к колоссальному рынку.

В общем, фотобизнес имеет впечатляющие перспективы. Однако успех компаний, работающих на этом рынке, будет зависеть от выбора модели развития цифровой фотографии. И пока он не будет сделан, людям, для бюджета которых две-три сотни долларов имеют решающее значение, не стоит спешить менять привычный аналоговый фотоаппарат на новомодный цифровой.

По материалам журнала The Economist