UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА

В ОЧЕРЕДИ НА КРИЗИС Возникающие рынки, особенно после вспышки азиатской «чумы», большинством экономистов относятся к основной группе риска финансовой нестабильности...

Автор: Оксана Приходько

В ОЧЕРЕДИ НА КРИЗИС

Возникающие рынки, особенно после вспышки азиатской «чумы», большинством экономистов относятся к основной группе риска финансовой нестабильности. Именно поэтому на страны Центральной Европы, которые раньше радовали инвесторов дружными всходами своих молодых фондовых рынков, смотрят особенно настороженно. Тем более, что у них есть и другие усугубляющие обстоятельства, связанные с не полностью реформированной посткоммунистической экономикой. Однако после первоначального шока большинство экономических показателей в Польше, Венгрии и Чехии выравнялись и ведут себя не намного хуже, чем, скажем, в Германии. Правда, до сих пор еще неясно, что именно является явлением временным - ухудшение или стабилизация, и что сейчас в большей степени определяет судьбу этих государств - околосоветское прошлое или же европейское будущее.

Детальный анализ позволяет выявить немало причин как для оптимизма, так и для пессимизма. Польша и Венгрия заслуженно пользуются репутацией наиболее реформированных из посткоммунистических стран. Чехия если и отстает от них в макроэкономическом реформировании, тем не менее производит благоприятное впечатление темпами развития своей экономики. Во всех трех государствах инфляция удерживается во вполне благопристойных рамках, а процентные ставки имеют выраженную тенденцию к снижению. К тому же преодолена многолетняя привычка равняться на Восток: большая часть торгового оборота Польши, Венгрии и Чехии сейчас приходится на ЕС, и он же является крупнейшим инвестором в их экономики. Тройка центральноевропейских лидеров решительно готовится к вступлению в эту организацию, и, по всей видимости, уже недалек день их присоединения к еврозоне.

После августовского дефолта в России рынки Центральной Европы, как, впрочем, и всего мира, испытали серьезное потрясение. Цены на акции в Варшаве и Праге за два последующие месяца упали на 30 процентов, а в Будапеште - на все 50. Тем не менее сейчас наблюдается их достаточно уверенное выравнивание, которое идет параллельно тем процессам, которые происходят в развитых странах Западной Европы.

То же самое относится и к курсам национальных валют трех центральноевропейских стран. В Польше и Венгрии эти курсы привязаны к корзине стабильных валют, прежде всего к доллару и евро, причем в Польше допускаются значительно большие отклонения, чем в Венгрии. Чешской же кроне предоставлена полная свобода плавания. Тем не менее во всех трех странах резких обвалов на валютных рынках не наблюдалось.

Одна из причин такого стойкого иммунитета к ползучей инфляции заключается в том, что валюты этих стран уже пережили периоды резкого и длительного падения. А международные спекулянты предпочитают иметь дело с валютами, обладающими очевидной искусственной завышенностью курса (именно к таким валютам и относился до недавнего времени бразильский реал). Кроме того, профилактическим эффектом обладает и перспектива недалекого членства в ЕС, что служит дополнительным стимулом для привлечения инвесторов и требует от национальных правительств гораздо более ответственного поведения. Марина Вей, аналитик из ЕБРР, утверждает, что именно эта перспектива «существенно сокращает вероятность отката Центральной Европы назад». Да и процентные ставки страны должны будут довести до уровня, общего для еврозоны.

И все же, несмотря на все эти положительные факторы, Центральной Европе предстоит очень нелегкий год. Рост западноевропейских экономик обещает существенно замедлиться, а это самым негативным образом скажется на объемах экспорта. При этом самым опасным врагом окажется гидра протекционизма, которая уже сейчас начала активное копошение во многих странах мира. По оценкам J.P.Morgan, темпы роста в ЕС снизятся до 1,4 процента. В условиях, когда на ЕС приходится 27 процентов польского экспорта и 35 - венгерского, такая перспектива не может не тревожить правительства этих двух стран. Тем более после возбуждения антидемпинговых процессов против польских и венгерских сталепроизводителей. Более того, текущий дефицит платежного баланса в этих странах увеличивается исключительно резкими темпами, и это еще сильнее подрывает уверенность в стабильности.

В Чехии дела обстоят и того хуже. ВВП к сентябрю 1998-го упал на 2,9 процента по сравнению с сентябрем 1997-го. После валютного кризиса 1997 года процентные ставки были значительно повышены, а при проведении приватизации правительство гораздо больше интересовалось ее темпами, чем рациональностью реструктуризации. А банки, которые до сих пор еще находятся в государственной собственности, ведут себя подобно Шалтаю-Болтаю, пока еще со стены не свалившемуся. Правда, у них относительно небольшие обязательства перед внешними инвесторами, благодаря чему можно будет избежать приступов головокружения, которые и вызывают падения.

Реформирование Польши и Венгрии оказалось гораздо более эффективным. Прежде всего благодаря тому, что перед приватизацией там была проведена реструктуризация предприятий. В частности, перед приватизацией банков Польша очистила их от задолженности. В Венгрии доля иностранных инвестиций в банковской сфере была намного более высокой, поэтому весь сектор работал и так достаточно эффективно. Благодаря этому обе эти страны в течение нескольких лет наслаждались преимуществами быстро растущих экономик. Однако предварительные оценки показывают, что в конце года темпы роста в обеих странах несколько замедлились. Особенно это относится к Польше.

Резкое снижение экспорта неизбежно приведет к росту дефицита бюджета. По оценкам Филиппа Пула из ING Barings, дефицит польского бюджета достигнет в этом году 5 процентов, а венгерского - даже 5,4. Конечно, эти показатели существенно ниже тех, которые прогнозируются для Бразилии, да и зависимость центральноевропейских экономик от деятельности фондовых спекулянтов значительно ниже, чем в Латинской Америке. Правда, еще неизвестно, сохранится ли эта добрая традиция и в дальнейшем.

В обеих странах еще предстоит завершить обширную программу приватизации, и инвесторы проявляют к этому процессу повышенный интерес, опять-таки с прицелом на перспективу членства этих стран в ЕС. Однако именно дефицит бюджета как раз и может оказаться тем камнем преткновения, о который разобьются наиболее радужные мечты. Причем Венгрия в этом отношении выглядит гораздо более уязвимой не только из-за того, что ее бюджетный дефицит выше, чем в Польше, но и потому, что у нее меньшие валютные резервы. Да и привязка к иностранным валютам венгерского форинта гораздо более жесткая, чем у польского злотого.

И все же, несмотря на обилие неблагоприятных факторов, будущее стран Центральной Европы выглядит достаточно радужно. В этом смысле можно даже сказать, что в очередь в ЕС им удалось записаться гораздо раньше, чем в очередь на финансовый кризис.