Маленькая медная монетка с профилем президента Линкольна... К ней относятся без особого внимания и, скажем, уронив, не всякий считает нужным нагнуться, чтобы её поднять. Время, когда на один цент можно было что-то купить, давно ушло в прошлое. Уже раздаются голоса, призывающие прекратить его чеканку. Стоит ли тратить металл и рабочее время тысяч людей на производство монетки, которая перестала быть необходимой?
Впрочем, действительно ли она не нужна?
Казалось бы, проще заплатить доллар вместо 99 центов и не отягощать свой кошелек никчемной мелочью. Но при любой покупке в большинстве магазинов Нью-Йорка взимается 8,25-процентный налог, и даже если округлить цены, без мелочи в кассе не обойтись. Не будет цента - торговцы станут округлять стоимость любого товара, и каждый раз придется переплачивать не один, а несколько центов. Подсчитано, что отмена цента обернется для средней американской семьи потерей 17 долларов ежемесячно. Если в России когда-то «копейка рубль берегла», то в Америке и сегодня «цент бережет доллар».
Исчезновение цента означало бы к тому же ликвидацию старой и славной традиции. Эта монета всего лишь на несколько лет моложе самого американского государства.
К моменту провозглашения независимости Соединенных Штатов денежное обращение на территории страны было крайне запутано. Первые иммигранты привозили с собой разнообразные европейские монеты. Чего только не было в ходу в молодых штатах! Здесь можно было встретить французские луидоры, английские гинеи, немецкие талеры, голландские гульдены, но чаше всего попадались всевозможные испанские монеты. Ничего удивительного: владения испанского короля в Америке простирались от Калифорнии и Флориды до Аргентины и Чили. Даже после Войны за независимость испанские серебряные реалы продолжали официально циркулировать в США. Кроме того, еще в XVII веке в английских колониях Нового Света началась чеканка собственных монет, но это лишь внесло еще больший беспорядок в денежный оборот. Одновременно обращение всевозможной валюты различной ценности затрудняло бизнес. Попробуйте, например, разобраться, сколько следует получить сдачи, если товар стоит 4 реала или 1/5 песо, покупатель уплатил золотую гинею, равную 21 шиллингу, а у продавца для размена только голландские стюверы (1/20 гульдена) и французские су (1/200 луидора). При этом рыночный курс монет по отношению друг к другу не только часто менялся, но даже в одно время в разных штатах не всегда был одинаковым.
1 марта 1781 года Конгрессу США было предоставлено исключительное право регулировать ценность монет, выпускаемых властями различных штатов. Получалось, что каждый штат имел право чеканить монету под наблюдением Конгресса. Первым этим воспользовался Нью-Гэмпшир, хотя попытка введения там собственных денег не имела успеха. Вермонт, Коннектикут и Нью-Джерси передали право чеканки частным лицам и компаниям. Дальше всех пошел Массачусетс, организовав собственный монетный двор. Но какие именно деньги следовало выпускать? Конгресс долго не мог решить этот вопрос.
В 1784 году член Палаты представителей Томас Джефферсон, будущий третий президент США, предложил взять за основу крупные испанские серебряные монеты, ходившие в Америке под названием «доллары», и отчеканить монеты, отвечающие 1/100 стоимости доллара. Десятичная система счета в денежном обращении была тогда новшеством, малоизвестным даже в Европе. В России, правда, она уже была введена Петром I, но Англия и Испания были от этого далеки, да и во Франции подобные проекты только начинали обсуждать.
«Наиболее просто умножать и делить именно на десять», - отмечал Джефферсон, отстаивая свой план создания американской валюты. Его поддержал сам Джордж Вашингтон. Конгресс резолюцией от 6 июля 1785 года разрешил чеканку монет, соответствующих испанскому доллару и его частям, кратным десяти.
Наконец, в 1787 году штат Массачусетс выпустил монеты, на которых впервые появилась надпись «цент», обозначавшая 1/100 часть доллара. Они были абсолютно непохожи на современные. На лицевой стороне большой медной монеты, размером с нынешнюю полудолларовую, красовался американский орел с пучком стрел и лавровой ветвью в лапах. На оборотной - надпись «COMMON-WEALTH» (содружество) соседствовала с фигурой индейца, держащего стрелу и лук. По замыслу властей Массачусетса, эта композиция означала, что индейцы будут жить в мире и согласии с белыми поселенцами (как известно, сии благие надежды не сбылись). Такой же рисунок уменьшенного размера украсил и полуцентовые монеты.
Чеканка массачусетских денег продолжалась всего два года, однако она была отлично организована: в оборот попали тысячи одно- и полуцентовиков. Точный размер тиража не установлен, но их было столь много, что даже сегодня они не считаются среди коллекционеров редкостью.
В то же время появились и центы, выпущенные от имени Соединенных Штатов. Их изготовила в Нью-Хавене (Коннектикут) частная фирма «Broome & Platt) с разрешения правительства США, пустив в переплавку медь с военных складов. В дело пошла даже медная лента, которой были перевязаны коробки с порохом, присланным из Франции.
Первые центы США совпадают по размеру с массачусетсскими, но имеют совершенно иной, притом весьма любопытный рисунок. Вместо герба на лицевой стороне помещен круг, обрамленный цепью. По краю круга - надпись «Соединенные Штаты», внутри него - слова «Мы едины». В цепи - 13 звеньев, по количеству штатов, образовавших США. Слева от солнечных часов, изображен-ных на оборотной стороне, - латинское слово «FUGIO», означающее «Я лечу», у основания часов - призыв «MIND YOUR BUSINESS» («Делайте свое дело»). Это - наглядное отображение формулы «Время - деньги». Легенда приписывает создание рисунка этих монет одному из отцов-основателей американского государства Бенджамину Франклину. Они известны под названием «центы Франклина», хотя само слово «цент» на них отсутствует, и человеку непосвященному трудно определить, что перед ним именно монета, а не какой-либо жетон или медаль.
Кстати, о памятных медалях: десятки их разновидностей с профилем Вашингтона и американским орлом были созданы в конце XVIII столетия. На некоторых из них почему-то стоит надпись «Один цент», хотя они вовсе не предназначались для денежного обращения. Сам Вашингтон любил дарить подобные сувениры своим друзьям.
Регулярная чеканка центов США началась в 1793 году в Филадельфии, в здании монетного двора, располагавшегося на Седьмой улице, недалеко от арки у въезда в город. Первым его директором Вашингтон назначил Дэвида Риттенхауза. Более удачного кандидата трудно было найти. Наделенный уникальной памятью и блестящим умом, Риттенхауз, не имея специального образования, был автором научных трудов по астрономии и математике, разработал ряд усовершенствований часового механизма, измерительных инструментов и телескопа, принял участие в разработке Конституции, наконец, стал президентом Американского философского общества. Двенадцать лет он занимал одну из самых сложных в стране должностей, будучи Государственным казначеем. Возглавив монетный двор, Риттенхауз начал работу буквально на пустом месте; всего через несколько месяцев в обращении появились первые стандартные монеты Соединенных Штатов.
Предполагалось, что стандартный цент должен быть равен по весу «центу Франклина», что составляло более 17 граммов. Однако еще до начала выпуска решено было уменьшить его вес до 13,48 г. Облегченной монетой удобнее пользоваться, а главное - государство сохраняло ценную медь. По этой же причине в 1796 году вес цента вновь снизился - до 10,89 г. особым актом предписывалось выпускать полуцентовые монетки ровно в половину веса 1 цента.
Внешний вид монет неоднократно менялся. Поначалу вопрос о том, что именно следует на них изображать, вызвал бурные дебаты в Конгрессе. Предложение поместить на центах профиль первого президента было встречено рядом конгрессменов с недовольством - лицо главы государства на монете напоминало о традициях монархии, от которой Америка отказалась. Конец дебатам положил сам Джордж Вашингтон, категорически запретив чеканить деньги с его изображением.
На первых стандартных монетах изображен аллегорический профиль женщины, символизирующей Свободу. Её волосы развевает ветер, а из-за плеча виднеется пика с надетым на нее фригийским колпаком. Этот революционный символ пришел в Америку из Франции. Во время революции 1792 г. парижские санкюлоты размахивали своими колпаками, надетыми на пики, призывая казнить сторонников короля.
Вскоре «Свобода» приобрела менее воинственный, умиротворенный облик. На центах 1797-1813 гг. вместо колпака её прическу украшает лента, перевязанная сзади изящным бантом. Волосы плавно ниспадают на плечи, задрапированные мягкими складками ткани. В 1814 году женская головка приобретает классические черты, напоминающие античную камею. Вокруг нее появляются 13 шестиконечных звезд - по числу штатов-основателей США.
Монетный двор Филадельфии безостановочно чеканил разменную медь, но её не хватало в обороте. До 1799 г. в обращение было выпущено центов и полуцентовиков на сумму всего около 50 тыс. долларов, что для молодого государства было, конечно, каплей в море. Даже в начале XIX века приходилось наряду с центами пользоваться и иностранными монетами, и старыми деньгами отдельных штатов. Некоторые частные банки и коммерческие учреждения пустили в оборот всевозможные бумажные центы собственного изготовления. Вся эта разношерстная валюта имела различный курс, и коммерсанты хватались за голову, пересчитывая её стоимость в стандартные доллары и центы.
Ежегодный выпуск центовых монет прервался лишь однажды - в 1815 году, из-за нехватки меди, вызванной войной с Англией. Но уже в следующем году их чеканка возобновляется. Ленту в прическе «Свободы» сменяет тиара с надписью «LIBERTY», завитые локоны собираются в пучок. На центах образца 1817 года вокруг «Свободы» красуются 15 звезд. Впрочем, идея увеличивать число звезд по мере появления новых штатов не прижилась: монетное поле ограничено. Решено было оставить на будущее 13 звезд. Крупные медные центы с таким рисунком продолжали выпускать еще сорок лет, хотя они были неудобны, их производство обходилось казне слишком дорого, да и принимали их только в больших городах. Сельское население предпочитало обходиться серебряными и золотыми деньгами.
Большое значение для всех американцев имел правительственный акт от 21 февраля 1857 года. Во-первых, окончательно запрещалось обращение иностранной валюты на территории США: ее следовало обменивать на доллары; во-вторых, отменялись непопулярные полуцентовые монеты; и, наконец, неузнаваемо изменился облик цента - он стал вдвое меньше прежнего, а на лицевой стороне вместо традиционной «Свободы» гордо воспарил орел.
Чеканка новых центов началась за несколько месяцев до официального выпуска в обращение, поэтому на некоторых экземплярах оказалась дата «1856». Их известно всего около тысячи, и сегодня коллекционная стоимость такой монеты превышает три тысячи долларов. Размер облегченного цента, около 2 см. в диаметре, оказался оптимальным и остается неизменным по сей день.
С появлением новых центов, выпущенных многомиллионным тиражом, надобность в иностранных монетах, кое-где еще остававшихся в ходу, совершенно отпала. Денежные расчеты в рейсах, шиллингах и тому подобной валюте в США навсегда ушли в прошлое.
Летящий орел недолго украшал американский цент. Всего через пару лет, в 1859-м, его снова сменил профиль «Свободы». Впрочем, она выглядела теперь иначе: классическую женскую головку увенчал индейский головной убор из перьев, а на шее появилось жемчужное ожерелье. В итоге «Свобода» стала походить на жену индейского вождя.
Чистая медь, из которой чеканили центы, - слишком мягкий и податливый материал. Монеты быстро темнели и стирались. Чтобы продлить срок их службы, в медь стали добавлять никель, а затем этот сплав поменяли на бронзу.
В 1909 году Америка праздновала столетие со дня рождения Авраама Линкольна. К торжествам решено было выпустить монету с его изображением. Новый цент, созданный по проекту дизайнера Виктора Д. Бреннера, всем настолько понравился, что его решили сделать регулярной монетой США. Именно он стал первой стандартной монетой, на которой, в нарушение прежней традиции, появился профиль президента.
Взгляните на современный цент через увеличительное стекло. Под плечом Линкольна, у самого края монетки, вы увидите микроскопические буквы VDB. Это инициалы Бреннера, который решил увековечить таким образом свое имя. На некоторых центах под датой выпуска можно увидеть буквы «S» или «D». Это обозначение монетных дворов - соответственно Сан-Франциско и Денвера. Кроме того, центы чеканят сейчас в Вест-Пойнте и, конечно, на старейшем монетном дворе в Филадельфии.
Оборотную сторону монеты украшает изображение Линкольновского мемориала в Вашингтоне, колоннада которого напоминает античный храм. Оно появилось на центе лишь в 1959 году, к 150-летию со дня рождения Линкольна. Автор композиции Фрэнк Гаспарро тоже оставил свой автограф: справа у ступеней мемориала можно рассмотреть его инициалы: FG.
На старых центах, выпуска 1909-58 годов, которые и сегодня встречаются в обращении, рисунок оборотной стороны, исполненный Бреннером, выглядит скромнее: обозначение номинала монеты и название государства обрамляют два пшеничных колоска.
Единственный раз, в 1943-м, цент был выпущен из сплава стали и цинка: медь потребовалась на военные нужды. Тогда он сменил свой цвет на темно-серый, но уже в следующем году центовые монетки снова стали бронзовыми. В наше время их выпускают из сплава 0,8 проц. меди и 99,2 цинка с медным покрытием.
Попытка пустить в оборот алюминиевый цент, предпринятая в 1974 году, вызвала бурю недовольства. По мнению ряда конгрессменов, замена традиционной монеты облегченной алюминиевой подрывала бы авторитет валюты США. Ни один алюминиевый цент так и не попал в обращение. Весь его тираж, превышавший полтора миллиона экземпляров, был уничтожен. Сохранилось лишь несколько экспериментальных образцов. Один из них хранится в Национальной коллекции Смитсоновского института в Вашингтоне.
«IN GOD WE TRUST» («В Бога мы веруем») - эта надпись, появившаяся на центе в 1909 году, сегодня красуется на всех монетах и бумажных деньгах США. Трудно сказать, действительно ли эти слова, словно заклинание, обладают какой-то магической силой, но доллар, несмотря на все потрясения, которые принес двадцатый век, по-прежнему является одной из самых надежных валют в мире. Кстати, именно эта надпись заставила сейчас многих людей вновь обратить внимание на цент. Оказалось, что некоторые центовые монеты, выпущенные в начале 1995 года, имеют едва заметное отличие. В результате дефекта, допущенного в ходе чеканки, слова «IN GOD WE TRUST» над головой Линкольна получились на ряде монет раздвоенными. Еще неизвестно точное количество таких монет, попавших в обращение, но нумизматы уже оценили курьезный цент в 225 долларов.
Если центу действительно суждено когда-нибудь уйти из повседневной жизни, то пусть это случится нескоро, ведь он - маленькая частица великой истории Америки.