К новому статусу «члена ЕС» польский обыватель уже, похоже, начал привыкать. Так или иначе, этот новый статус уже не вызывает особых эмоций. Правда, у разных слоев населения вступление Польши в ЕС вызывает разные ассоциации. У представителей элиты — с «ценой значительных изменений», а у простых поляков — со «значительным изменением цен». Впрочем, подорожание ряда продуктов, товаров и услуг — факт очевидный и неопровержимый. Другое дело, что евроскептики трактуют его как явление негативное, а евроэнтузиасты — как позитивное. Как бы курьезно это ни прозвучало, но и одни, и другие по-своему правы.
Цены и ЕС
Связанные с приближением к единому европейскому рынку ценовые нововведения в Польше начались еще задолго до формального вступления в Европейский Союз, 1 мая 2004 года. Уже с первого дня текущего года поляки ощутили ценовые изменения и восприняли как прелюдию того, что их в скором времени ожидает. Мягко говоря — понравилось не всем.
Все началось с изменения обычного напряжения в электросети — с 220 на 230 вольт. Вследствие этого перехода было зафиксировано сгорание старых телевизоров только в шести домах в провинции. Но то, что за «свет» теперь придется платить больше, осознали все.
Новый год также «поздравил» поляков повышением цен на автомобильное горючее и почтовые марки. И хотя речь шла о «копейках», «поздравление» было малоприятным. Тем более что вскоре ожидались и другие подорожания.
Однако больше всего польских граждан пугало даже не то, что было известно о росте цен, а то, что о них было неизвестно, но о чем можно было догадываться. Поводы для таких «догадок» время от времени подбрасывала польская пресса. К примеру, что будет с ценами, если значительная часть отечественных производителей мясной или молочной продукции прекратит свое существование из-за несоответствия требованиям ЕС (санитарным, экологическим и пр.) или просто не выдержит конкуренции с европейскими концернами, уже давно работающими согласно требованиям ЕС? Останутся ли их товары в той же цене? Правда, определенное количество польских предприятий (почти 300 — мясных и почти 100 — молочных) получило до 2006 года так называемый защитный переходный период, чтобы привести свое производство в соответствие с нормами Евросоюза, но удастся ли это им — неизвестно.
В отличие от простых граждан и частных предпринимателей, польза от членства в ЕС для польского государства теоретически была гарантирована. Накануне вступления Польши в европейское сообщество было известно, что польский вклад в общеевропейскую казну в 2004 году составит 1,344 млрд. евро (168 млн. евро в месяц). За это же время из бюджета ЕС Польша теоретически сможет получить в различных формах на 1,55 млрд. евро больше, чем внесет в него.
Однако в польской прессе появляются сомнения по поводу размеров ожидаемой финансовой помощи. И не потому, что «ЕС обманет»: отечественные чиновники часто не в состоянии выполнить условия, позволяющие Польше использовать предназначенные ей сотни миллионов европейских денег.
Этот аспект евроинтеграции можно будет по-настоящему оценить только по окончании финансового года.
Цены и немцы
Накануне формального вступления Польши в Европейский Союз социологи и политологи представляли полный спектр настроений польского общества, связанных с этим фактом. Диапазон оценок был достаточно широк: от «ничего особо не изменится» до «придут немцы и скупят нас на корню». Правда, как обычно, оказалась посередине.
На самом деле жители приграничных регионов Германии стали первыми европейцами, которые начали явочным методом «интегрировать» приграничные польские города и их жителей в ЕС. Впрочем, поляки из западных регионов этому отнюдь не противились.
Еще в марте с.г. в польском городе Щецине начал действовать первый уикэндовый трансграничный автобусный маршрут в приграничные города ФРГ. В выходные дни роскошный автобус марки «мерcедес» забирает немецких пассажиров из их городков и привозит прямо к крупнейшим гипермаркетам Щецина. Эта услуга стала настолько популярной, что автобусу в каждый из двух выходных приходится делать по четыре рейса туда и обратно. Необходимость же такого автобусного сообщения возникла из-за того, что жители восточных немецких земель, а иногда и Берлина, все чаще приезжали в Польшу за дешевыми товарами и услугами.
Поездка из ближайшего немецкого городка Швед в польский Щецин стоит всего 11 евро. Эти расходы немцы компенсируют в десятикратном размере за счет разницы цен на товары и услуги у себя на родине и у восточного соседа. С тех пор, как немецкие граждане сориентировались, что всего в ста километрах восточнее, в польских приграничных городах услуги или товары не хуже, чем у них, зато в среднем вчетверо дешевле, начался настоящий уикэндовый бум немецких поездок в Польшу, утверждают немецкие журналисты.
Клиентам из ФРГ рады и польские продавцы, ведь, в отличие от поляков, заграничные гости покупают не самые дешевые, а самые дорогие товары и заказывают самые дорогие услуги, на которые местным жителям зачастую просто не хватает денег. При этом расчет немцев очень прост: чем более дорогие услуги или товары они заказывают, тем больше экономят. Например, технический осмотр на сервисной станции автомобилей «Опель» в Щецине стоит 140 евро, а в Берлине — 300. Вечернюю прическу в немецком городе парикмахеры сделают в среднем за 40 евро, а в польских городах — за 10. В таких же пропорциях отличаются цены и на бытовую технику, и на услуги стоматологов. При этом качество услуг и используемые для этого уже несколько лет материалы идентичны.
Польские частные стоматологические клиники выигрывают на том, что в Польше пока дешевле, чем в ЕС, коммунальные услуги, а также ниже стоимость аренды помещений и зарплаты медперсонала. Как признаются директора некоторых частных клиник Щецина, Вроцлава и даже расположенных дальше от границы Познани или Кракова, иностранцы (в основном немцы) составляют уже 30—50%, а кое-где и 80% пациентов.
Эта ситуация особенно динамично развивается после того, как Польша стала членом ЕС, что позволяет польским медицинским учреждениям подписывать контракты с больничными кассами из любой евросоюзной страны на возмещение стоимости лечения клиентов этих касс.
Немцы спешат воспользоваться польской дешевизной еще и потому, что опасаются: вскоре после вступления Польши в Европейский Союз цены здесь вырастут до среднеевропейского уровня. Польские бизнесмены утверждают, что вслед за немцами в польские магазины и салоны потянулись и другие соседи: в выходные на улицах польских городов все чаще можно встретить группы так называемых шоп-туристов из Дании, Швеции и Нидерландов.
Иностранные клиенты начали также появляться и в более удаленных от границы польских городах, где выбор товаров и услуг еще шире, а продавцы пока менее избалованы. То, что идея с автобусом оказалась столь удачной, радует и владельцев щецинского трансграничного автобусного маршрута. Поскольку раньше немцы приезжали в Польшу за покупками на своем транспорте, но всегда боялись польских автомобильных воров, а теперь приходится следить только за карманами и сумками.
Но частные поездки западных соседей в Польшу — это только часть «явных интеграционных» процессов.
Цены и свобода
Начиная с июня польская пресса забила тревогу: на западе страны внезапно выросли цены на ряд продуктов — больше, чем в других регионах. К примеру, «Газета выборча» 17 июня написала, что в западных регионах Польши после 1 мая масло подорожало на 30%, сметана — на 20, а другие молочные продукты — на 5—10%, и процесс продолжается. Из мясных продуктов больше всего подорожала говядина — на 30%, а свинина — примерно на 20.
Причиной такого подорожания стало то, что производители мясных и молочных продуктов из Германии и Нидерландов начали массово скупать сырье у польских фермеров, предлагая им более высокие, чем отечественные предприятия, цены. Фермеры охотно продают молоко и мясо иностранным корпорациям и, соответственно, поднимают цену на свою продукцию для отечественных производителей.
Этот факт, разумеется, стал положительным для польских производителей молока и мяса, но отрицательным для потребителей.
Вице-президент Национального союза молочных кооперативов Польши Вальдемар Брось признал, что настолько агрессивной экспансии западных конкурентов в Польше никто не ожидал. «Если мы не остановим этот процесс, — говорил он в одном из комментариев для польской прессы, — то нашим молокозаводам может не хватить сырья».
Однако эта информация огорчает не всех. Подобное развитие событий радует те польские предприятия, которым удается экспортировать свои товары за границу. Некоторые польские производители молочных продуктов за первые несколько месяцев членства страны в ЕС увеличили свои экспортные возможности на 1—20%. А рекордсмены даже 60% продукции производят на экспорт.
Руководитель молокозавода в небольшом городке Гостин возле города Быдгощ Гжегож Гжешковьяк заявил, что его предприятие уже подняло цену на экспортные товары примерно на 25%, и это не предел. «Спрос в Европейском Союзе настолько высокий, что мы могли бы увеличить производство даже в два-три раза», — утверждает пан Гжешковьяк.
В связи с этим на польском рынке продуктов питания происходят определенные перемещения. Фирмы из центральных и восточных регионов Польши, где сельскохозяйственной продукции вдоволь, все чаще продают свои товары в торговые сети на западе страны и ждут, пока представители западных концернов доберутся и к ним. Того же, по понятным причинам, ожидают и простые польские покупатели. Только с опасениями, а не с надеждой.
Подводя в августе итоги первых ста дней с момента расширения Европейского Союза, свою оценку его последствий дали практически все политические силы Польши. Почти все сходились во мнении, определяя главные события первой стодневки, но расходились в их оценке. Среди главных событий этого периода поляки называли принятие общего Конституционного соглашения ЕС и подорожание ряда продовольственных и промышленных товаров в Польше.
Нет ничего странного в том, что польские евроэнтузиасты оценивали первые сто дней членства в ЕС в целом положительно, а евроскептики — в целом отрицательно. Роман Гертых, лидер Лиги польских семей — партии, которая с самого начала выступала против вступления Польши в Европейский Союз, — подчеркивал, что, согласно опросам, за два месяца членства страны в ЕС 93% поляков ощутили рост цен на продовольственные и промышленные товары. За этот же период, по словам господина Гертыха, Польша заплатила в общую кассу Евросоюза взнос в 750 млн. евро, а взамен получила лишь 250 млн. евро.
Представители же правящей левой коалиции утверждали, что упреки оппозиции — только половина правды. Вторая часть, по их мнению, заключается в том, что вместе с повышением цен на продукты возросли закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, в результате чего выиграли в первую очередь польские фермеры. А что касается поступлений в Польшу из общего европейского бюджета, то главные позитивы все еще впереди и не стоит оценивать их по результатам первых месяцев.
Советник теперь уже бывшего премьера Лешека Миллера Тадеуш Ивинский считает, что после первых месяцев поляки не испытывают ни восторга, ни разочарования от членства в ЕС. По его мнению, за это время люди лучше поняли, в чем заключается интеграция, какие шансы она им дает и какие ограничения.
Различие во взглядах политиков отражает и несовпадение мнений рядовых поляков. На рост цен сетуют те, кто покупает, но довольны им те, кто производит и продает. По-разному поляки из разных социальных слоев относятся и к большей открытости их страны в других сферах. Одни жалуются, что «немцы вывозят в польские леса свой мусор», а другие радуются тому, что могут найти хорошо оплачиваемую работу в западноевропейских странах.
Поэтому газета «Жице», что в переводе означает «Жизнь», дала недавно в некотором смысле обобщающий комментарий к этой дискуссии.
«Польша не утратила суверенитет, фермеры не обанкротились, а с неба не посыпалась манна, исчисляемая в евро. Следовательно, не сбылись ни обещания приверженцев евроинтеграции, ни угрозы ее противников. Однако это не означает, что ничего не произошло».