UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРАНЗИТНЫЕ СТРАСТИ-3

Хотя церемония открытия так называемого западного маршрута транспортировки ранней каспийской не...

Автор: Алла Еременко

Хотя церемония открытия так называемого западного маршрута транспортировки ранней каспийской нефти назначена на 17 апреля, уже на прошлой неделе первая каспийская нефть достигла терминалов в поселке Супса (черноморское побережье Грузии). Об этом официально сообщила Грузинская трубопроводная компания. Начато наполнение терминала нефтью. Первый танкер с топливом выйдет из поселка Супса в конце марта.

Западный маршрут начинается от терминала Сангачал на побережье Каспийского моря вблизи Баку и заканчивается на нефтеналивной плавучей морской платформе в Черном море вблизи поселка Супса. Общая протяженность трубопровода Баку-Супса - 830 км, пропускная способность - 5 миллионов тонн нефти в год.

Но этот трубопровод даже при его максимальной загрузке способен обеспечить доставку на черноморское побережье Грузии только ранней нефти. Как читателям «ЗН» уже известно (см. выпуск «ЗН» от 6 марта 1999 года), Азербайджанская международная операционная компания (АМОК) еще в начале года вышла на проектные объемы добычи нефти на трех осваиваемых ею месторождениях нефти - Азери, Чираг и Гюнешли. Что называется «подпирает» уже и казахская нефть, добываемая также международным консорциумом КТК в казахской части Каспия. И хотя в КТК вроде бы определились, что будут использовать для транспортировки к Черному морю своей нефти так называемый северный маршрут - до Новороссийска, тем более актуальной становится проблема выбора маршрута для транзита большой каспийской нефти.

К тому же многообещающими могут оказаться проекты доисследования и разработки еще одного крупного месторождения в азербайджанской части шельфа Каспия - на блоке Алов. Особые надежды на него возлагает американская нефтяная корпорация «Экссон». В конце февраля эта корпорация объявила о том, что одна из ее дочерних компаний - «Экссон Саут Каспиан лимитед» - подписала соглашение с Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) об участии в разработке блока Алов, предназначенного для детальной разведки.

В соответствии с этим договором «Экссон Саут Каспиан лимитед» приобретет 15-процентную долю участия у ГНКАР по условиям Соглашения о проведении разведывательных работ, разработке и разделе добычи.

Как заявил Терри Кунс, президент «Экссон Саут Каспиан лимитед», они «удовлетворены тем, что присоединились к ГНКАР в этом проекте. «Экссон» намерена сотрудничать с Азербайджанской Республикой на долгосрочной основе и стать важным участником в разведке и освоении гидроуглеродных ресурсов в азербайджанском сектора Каспийского моря».

Блок Алов, предназначенный для детальной разведки, также называемый Простирание Абих, расположен примерно в 110 милях (180 км) к юго-востоку от Баку. Этот блок расположен в водах на глубине от 400 до 900 метров и охватывает акватории примерно в 550 квадратных миль (1 тыс. 400 квадратных километров).

«По условиям этого соглашения ГНКАР сохранит за собой 40-процентную долю, а «БП Амоко» - 15-процентную, причем она будет действовать в качестве оператора. «Экссон» и «Статойл» также получат по 15 процентов, ТПАО - 10-процентную долю, а «Альберта энерджи компани» сохранит за собой 5 процентов, - сказал Кунс. - Эта структура весьма перспективна в геологическом отношении, но она связана со значительным инвестиционным риском и с технологическими проблемами. Мы с нетерпением ждем бурения первой разведочной скважины».

Также в Азербайджане филиалу корпорации «Экссон» принадлежит 8-процентная доля участия в соглашении о совместной разработке и о разделе добычи, охватывающем комплекс месторождений Азери, Чираг и глубоководное месторождение Гюнешли, который, по некоторым оценкам, содержит 5 млрд. баррелей. Иногда этот комплекс называют «мегаструктурой». Оператором этой «мегаструктуры» является АМОК, принадлежащая консорциуму из 11 фирм.

Кроме того, ГНКАР и «Экссон» принадлежит по 50 процентов участия в соглашении о проведении разведочных работ, освоении и разделе добычи в нахичеваньской структуре, предназначенной для детальной разведки. Один из филиалов компании «Экссон» выступает в роли оператора от имени сторон, заключивших контракт.

Не случайно, наверное, буквально за четыре дня до того, когда было объявлено о том, что ранняя азербайджанская нефть уже достигла терминала в Супсе, АМОК, кроме того, объявил, что может согласиться на строительство основного нефтепровода по маршруту Баку-Джейхан, если Турция предоставит гарантии в том, что покроет расходы на его строительство, которые превысят расчетные 2,4 млрд. долларов США. По данным газеты «Джумхуриет», дополнительные затраты оцениваются в 1,1 млрд. долларов.

Как сообщают информагентства, АМОК направил МИДу Турции соответствующий документ, в котором выдвинуты условия заключения соглашения о реализации нефтяной «сделки века». А из предыдущих публикаций читателям уже известно, что, пожалуй, основной проблемой для нефтяных компаний, финансирующих каспийские нефтепроекты, в условиях резкого снижения цен на нефть является именно стоимость «турецкого» маршрута. И если даже нефтяным корпорациям удастся найти компромисс между своими интересами и геостратегическими интересами правительств своих государств (что тоже есть проблемой), это само по себе не решит задачу выбора основного маршрута именно из-за дороговизны проекта.

В Анкаре в ответ на такие претензии заявляют, что себестоимость строительства магистрали по поставкам на мировые рынки энергоносителей Каспийского бассейна не превысит 2,4 млрд. долларов. При этом в Турции ссылаются на технико-экономическое обоснование проекта, подготовленное в прошлом году.

Турецкие дипломаты, отмечает «Джумхуриет», обращают внимание на то, что для заключения между Анкарой, Баку и АМОК соглашения необходимо скорректировать несколько статей, решить вопросы тарифов за транзит нефти и создать компанию, которая займется строительством нефтепровода. А министр энергетики и природных ресурсов Турции Зия Акташ полагает, что в случае подписания соглашения нефть к средиземноморскому комплексу Джейхан начнет поступать в конце 2003 года…

Так или иначе, а монополия на экспорт азербайджанской нефти через территорию России, принадлежавшая до 1878 года братьям Нобель, давно уже разрушена. И теперь кто только может - стремится «присосаться» к нефтяной трубе.

И пока турки активно уверяли АМОК и других потенциальных инвесторов в своей «нефтетранзитной привлекательности», россияне тоже не щи лаптем хлебали - подготовили к подписанию крупнейший в своей истории страховой контракт. «Ингосстрах» и «СК ЛУКойл» застраховали риски КТК на сумму более 2 млрд. долларов. И, как сообщают российские СМИ, несмотря на близость Чечни и огромные суммы страхового покрытия, КТК двум страховщикам выплатит 2 млн. долларов. Такой вот серьезный подход…

А в Украине, которая уже давненько на всех уровнях говорит о своем желании участвовать в транзите большой каспийской нефти, тем временем в основном занимались реформированием структуры управления, в частности топливно-энергетического комплекса. Так приказала долго жить госинспекция, которая должна была контролировать рачительное использование газа. Эту функцию зачем-то передали теперь тоже не ахти как активничавшему до сих пор Госкомитету по энергосбережению. Чиновников маленько попугали, но что это изменит - мало кому понятно.

Другим реструктурированием управления ТЭКом стало объявление о подчинении Госнефтегазпрома Украины Министерству энергетики. Если помните, нечто подобное было обещано, когда власти заявили о создании украинского единого Минтопа в два этапа. Похоже, первый из них вскоре начнется. Впрочем, практически Госнефтегазпром давно перестал даже претендовать на сколь-нибудь влиятельную роль во внедрении госполитики в нефтегазовой отрасли. Отчасти потому, что политики как таковой в общем-то никогда и не было. А, с другой стороны, всякий новый первый вице-премьер, увы, норовил все более ограничить роль Госнефтегазпрома функциями статиста. Так и выходило, что нефтегазовые чиновники просто «собирали бумажки», готовя тысячи отчетов другим госведомствам и правительству по всякому случаю. Отрасль тем временем неформально переходила (или уже окончательно перешла?) под контроль далеко не государственных компаний. И в этом смысле подчинение Госнефтегазпрома Министерству энергетики вряд ли что-то кардинально изменит…

На этой же неделе с неким политическим демаршем выступили нардепы - по поводу строительства терминала в Южном (под Одессой) и нефтепровода Одесса-Броды. Демаршу этому предшествовало совещание у первого вице-премьера Владимира Куратченко. Там в который уж раз ломали копья на тему «строить или не строить; за чей счет?».

Видимо, устав спорить и слушать, что все «за», а деньги на строительство все равно надо вынимать из бюджета нефтетранспортного предприятия «Дружба», его директор Любомир Буняк без обиняков заявил, что все это уже слишком затянулось, всякие там разговоры об инвесторах и прочее, и он считает, что «Дружба» справится со строительством нефтепровода Одесса-Броды и без всякой финансово-инвесторской помощи. Мол, хоть бы не мешали...

Л.Буняка в принципе легко понять, ведь с 1993 года, когда в общем-то на госуровне в Украине решили строить терминал и соединительный нефтепровод, только и разговоров было об этом. Регулярно создавались всякие госкомиссии и рабочие группы, а финансировали строительство все равно только «Дружба» да предприятие Приднепровские магистральные нефтепроводы. Последнее, к слову, в конце концов было определено (опять же, на госуровне) в качестве потенциального заказчика строительства терминала в Южном. Директор этого предприятия Станислав Василенко уже готов был вести серьезные переговоры с ЕБРР, который под этот проект обещал свыше 100 млн. долларов кредита. Да потом нагрянула очередная реформа, и оба нефтетранспортных предприятия, как ни упирались их директора, переподчинили НАКу «Нефтегаз Украины». Госпредприятия эти преобразовали в АО и в дочерние НАКовские. И.Бакай заявлял, что со временем «Нефтегаз Украины» займется и транзитом нефти.

Аккурат перед тем, как АМОК заявил о том, что доволен диверсификацией нефтетранзитных путей каспийской нефти, председатель правления НАКа «Нефтегаз Украины» подписал протокол намерений с некой иностранной компанией, занятой якобы транзитом каспийской нефти. Правда, как теперь выясняется, вряд ли стоит считать эту компанию надежным партнером, ибо ее бывшие деловые партнеры, которым эта трейдерская компания просто временами подсобляла в транзите нефти, отказались от ее услуг. Но почему именно с ней в Украине намереваются создать нефтетранзитное СП? Кто-нибудь понимает? Или это очередная затея в стиле «Укртранснефти»? Помните, несколько лет назад был большой скандал на эту тему, который, впрочем, быстренько погасили… И самое неприятное, что с той же трейдерской компанией почему-то встречались не только чиновники из НАКа, но и господин Президент. Не знаю, кто ему посоветовал это сделать и зачем так Л.Кучме «услужили», но ежели глава государства в разгар международных транзитных страстей будет отдавать предпочтение пусть только встречам с не очень серьезными компаниями, то вряд ли стоит потом удивляться, что признанные лидеры нефтегазового бизнеса станут обходить Украину стороной. Как, например, British Petroleum, которая 1 марта официально уведомила украинскую сторону о том, что не будет участвовать в консорциуме по строительству трубопровода Одесса-Броды-Гданьск и нефтетерминала Южный.

Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» председатель Госнефтегазпрома Владислав Тарашевский, в официальном письме руководства компании сообщалось, что British Petroleum готова транспортировать нефть по указанному трубопроводу, если это будет экономически выгодно компании, но вступать в консорциум она не намерена.

Вместе с тем В.Тарашевский выразил уверенность, что консорциум по строительству нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск и нефтетерминала Южный будет обязательно создан в 1999 году.

Сие заявление британцев, впрочем, не катастрофа. Но симптом, который лучше вовремя заметить. И вряд ли уместно с учетом этого заявлять во всеуслышание нечто вроде того, что «нам, мол, инвесторы не нужны», мол, сами с усами…

Такие заявления из уст, например, некоторых руховских депутатов нефтяных дел Украины не поправят. Правда, вряд ли они этим озабочены. Скорее, все много проще. Если директор нефтетранспортного предприятия «Дружба» так считает, то почему бы некоторым политическим партиям и движениям его не поддержать? Исходя из собственных соображений. Л.Буняку нефтепровод Одесса-Броды, как говорится, до зарезу нужен - для его предприятия его достройка и затем эксплуатация может означать чистую прибыль. А к такого рода доводам и политсилы не могут оставаться безучастными.

Но труба сама по себе ничего не значит. Ну, будет себе она лежать. Ну и что? Еще в прошлом году, когда инициаторы проекта так называемого украинского маршрута транзита каспийской (и не только) нефти приводили свои доводы, зампред Госнефтегазпрома Валерий Шулико популярно и подробно объяснял всем госчиновникам и депутатам, противникам и союзникам этого проекта, что прежде всего Украина должна стремиться «запрограммировать баланс интересов». Другими словами, надо стремиться к тому, чтобы нефтяные компании, занятые разработкой и транзитом каспийской нефти, а также ее покупатели в Европе были заинтересованы в украинском проекте. Только тогда можно будет реально рассчитывать на то, что труба, в которую предприятие, возглавляемое Л.Буняком, и «вгатившее» уже «в эту трубу» свои кровно заработанные миллиончики, не будет пустой.

По случаю в «транзитную драку ввязалась» еще одна политсила. Парламентская фракция НДП заявила, что считает необходимым в ближайшее время провести День правительства и парламентские слушания по проблеме украинского маршрута транспортировки каспийской нефти.

В распространенном заявлении фракции отмечается необходимость восстановить юридическую и финансовую самостоятельность государственного АО «Приднепровские магистральные нефтепроводы» и государственного АО «Магистральные нефтепроводы «Дружба», вернуть им статус госпредприятий, создав все условия для завершения строительных работ. Фракция высказывается за необходимость в кратчайшие сроки выработать организационный и финансовый механизмы сооружения нефтепровода Броды-Плоцк-Гданьск.

Под раздачу в который уж раз попал и НАК. Фракция НДП настоятельно предлагает правительству рассмотреть с участием депутатов вопрос об эффективности функционирования и целесообразности дальнейшего существования акционерной компании «Нефтегаз Украины».

НДПэшники также обеспокоены тем, что в последнее время «усиливаются негативные факторы вокруг реализации украинского маршрута транспортировки прикаспийской нефти в Европу».

Наиболее опасной они называют ситуацию, когда «противодействие сооружению стратегических для национальных интересов Украины объектов идет не извне, а коренится в позиции отдельных чиновников». Фракция поддерживает как наиболее короткий и самый дешевый проект транспортировки каспийской нефти через Украину. В ситуации, когда польская сторона уже сформулировала предложения общими усилиями завершить строительство по линии Броды-Плоцк-Гданьск (протяженностью около 700 км), депутаты из НДП считают чрезвычайно опасными действия отдельных чиновников в Украине, которые «непродуманными и авантюрными «реформами» фактически поставили под угрозу завершение в нужные сроки сооружения Одесского нефтетерминала и нефтепровода Одесса-Броды.

Не знаю, сколь точны подсчеты фракции НДП, но они уверяют, что «чистый экономический эффект от транспортировки нефти по территории Украины только на отрезке Одесса-Броды может составить 200-250 млн. долл. в год, а также дать для украинских НПЗ дешевую и качественную нефть».

Не знаю, насколько, но НДПэшники правы уже в том, что и ВР, и Президент с правительством просто обязаны сформулировать и придерживаться единого мнения о позиции Украины в отношении стратегически важных нефтетранзитных проектов. Другое дело, что, как нетрудно было догодаться, украинский нефтяной маршрут (и составляющие его основу - терминал в Южном и нефтепровод Одесса-Броды) все активнее используется, мягко говоря, различными политтечениями прежде всего для поднятия собственного имиджа. При таком политическом перетягивании каната вряд ли дойдет дело до экономической, а значит, практической реализации проекта транзита каспийской нефти через Украину. И в этом смысле не суть важно, кто, когда и исходя из каких соображений громко заявлял и заявляет о стратегической важности для Украинского государства создания нефтетранзитного маршрута.

Так или иначе, а после «дебатов» на «транзитном» совещании у первого вице-премьера В.Куратченко, создана очередная межведомственная рабочая группа (во главе с В.Куратченко), которая должна в очередной раз (но до 25 марта) принять какое-то определенное решение и с его проектом «выйти на Кабмин»…

Что это будет за решение - скоро узнаем. Но, между прочим, вспоминается, что аналогичные рабочие группы с несколькими вариантами названий в Украине создавались с… 1993 года. Еще 15 февраля 1993 года тогдашний премьер-министр Л.Кучма подписал постановление Кабмина «О строительстве нефтеперевалочного комплекса». Постепенно пункты этого постановления менялись, теряли легитимность… Принимались новые решения и тоже забывались. А затем уже Президент Л.Кучма подписал указ «О решении СНБОУ от 25 сентября 1998 года «О мерах по преодолению влияния кризисных явлений на энергетическую сферу Украины». И в соответствии со статьей 107 Конституции Украины Л.Кучма постановил кроме прочего:

«Завершить до конца текущего года реализацию мероприятий по обеспечению выполнения проекта строительства нефтетерминала Южный и нефтепровода Одесса-Броды, привлечение к его реализации отечественных и иностранных инвесторов»…

Текущим был год минувший…

А еще вскоре, вероятно, Л.Кучме иностранные коллеги зададут на сей счет пару, видимо, не очень приятных конкретных вопросов и на встрече с центральноевропейскими лидерами (которым не безразличен украинский транзитный маршрут), и на встрече с лидерами балто-черноморских государств…

Найдется ли с ответом Л.Кучма?..