UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАЙНА ВАШИНГТОНСКО-ПЕЧЕРСКОГО ДВОРА

Все начиналось как обычно. В связи с выделением Украине трехлетнего кредита EFF летом минувшего года был составлен «Меморандум экономической политики на период с 1 июля 1998 года по 30 июня 2001 года»...

Автор: Александр Гуревич

Все начиналось как обычно. В связи с выделением Украине трехлетнего кредита EFF летом минувшего года был составлен «Меморандум экономической политики на период с 1 июля 1998 года по 30 июня 2001 года». Он подписан главами правительства и Нацбанка и утвержден советом директоров МВФ, даже несмотря на то, что втянуть Верховную Раду в процедуру принятия «заложенных» в меморандуме законов так и не удалось. Однако, когда в конце прошлого года в ВР был подан проект правительственной программы, разразился скандал: «знающие» депутаты обнаружили, что ряд ключевых пунктов меморандума в программе отсутствует. Был затребован первоисточник, поступивший, увы, в усеченном виде - без табличных приложений с календарным планом программных действий на первый год и помесячными критериями эффективности и финансовыми структурными маяками с 30 августа по 31 декабря 1998 года.

Напряжение между ветвями власти не спадало, и 9 марта вылилось в расширенное заседание Кабмина с участием лучших представителей депутатского корпуса. Для прессы, учитывая высокую служебную конфиденциальность документа и ситуацию вокруг него, места в зале не нашлось, так что дальнейшее наше изложение, за исключением самого меморандума без приложений, основано на рассказах его участников.

Основной доклад был сделан нашим главным специалистом по делам МВФ вице-премьером Сергеем Тигипко. Генеральная линия его выступления - наше будущее без МВФ видится только в «белых тапочках», хотя большинство народных избранников, за исключением известных борцов против Камдессю и К 0 из ПСПУ, на «тапочках» не настаивают. «Основной инстинкт» законодателей возбудил сам факт «приватизации» правительством их полномочий, закрепленных в Конституции. Весьма огорченные выходили они к микрофону и отстреливали перепуганных министров сотоварищи пулеметными очередями из социальных, бюджетных, налоговых и других дорогих им статей. Приводим в кратком изложении наиболее «возмутительные», с точки зрения депутатов, тезисы меморандума.

1. Госфинансирование чересчур сориентировано на социальные выплаты, субсидии и зарплату: с этим необходимо покончить раз и навсегда. Большинство дотационных программ будет сокращено или прекращено, уменьшено число работающих в бюджетном секторе, включая врачей и учителей. В системе социальной защиты будут ликвидированы общие субсидии во имя широкой адресной помощи. Это коснется Чернобыльского фонда, фондов соцстраха и содействия занятости населения. Полученная экономия позволит лучше финансировать расходы на инфраструктуру, реформировать сектор энергетики и банковскую сферу, борьбу с ростом открытой безработицы.

Почему депутатов так волнуют перечисленные процедуры, честно говоря, не совсем понятно. Ведь еще вчера они в большинстве своем были большими или маленькими начальниками и хорошо знакомы с нетленным советским правилом: обещать светлое завтра, которое, подобно горизонту, никогда не приближается. Вот и в меморандуме до конца минувшего года планировалось сократить численность бюджетников на 300 тыс. Где они? На бирже в списках не значатся, хотя зарплату в массе действительно не получают. Обещание же меморандума сократить в 1998 году задолженность по зарплате, пенсиям и соцвыплатам на 1 млрд. грн. почти выполнено, но... с обратным знаком. Поэтому последнее решение Конституционного суда позволить Кабмину выполнить задание меморандума по доведению оплаты коммунальных услуг и городского транспорта до минимального прожиточного уровня соответствующих ведомств будет иметь почти единодушный ответ: «Как вы нам платите, так и мы вам!»

2. Усилия правительства в области сельского хозяйства будут направлены на ускорение земельной реформы и реструктуризацию субъектов агропроизводства с постепенным уменьшением их бюджетной поддержки, ликвидацию бюджетных ассигнований для пополнения Фонда госрезерва вместе с системой госзаказа на сельхозпродукцию, принятие закона об использовании земли в качестве залога.

Эти грешные помыслы вызвали божественный гнев спикера ВР, смысл речи которого был парафразой известного куплета: «Я другой такой страны не знаю, где так плохо дышит селянин».

3. Кабмин будет поддерживать систему открытой торговли и тем самым содействовать внешней конкуренции. Сокращение импортных тарифов будет продолжено по трем направлениям: максимальной ставки - с 30 до 20%, среднеарифметического значения тарифов - с 13 до 10% и числа перемен в тарифном режиме не более одного раза в шесть месяцев до конца 1999 года и одного раза в год в последующем. Количество комбинированных тарифов на импорт будет к концу 1998 году сокращено с 217 до максимум 25, причем комбинации станут просто специфичными или адвалорными тарифами.

Все эти цифры вызвали депутатскую аллергию, поскольку против Украины применяют ставки, достигающие сотен процентов (вспомним антидемпинговую кампанию в США против главного нашего вклада в мировое разделение труда - черных металлопродуктов). Другими словами, защитный бронежилет надеваем не на своего, а на чужого производителя.

4. Для улучшения корпоративного управления на протяжении 1998 года с помощью много- и двухсторонних доноров будут внесены изменения в методику банкротства и в судебные процедуры, а также уточнены процедуры частичного и полного списания долга с целью создания основы для финансовой реструктуризации и ликвидации убыточных предприятий (до конца 1998 года в ВР будет подан пересмотренный закон о банкротстве).

Пока финреструктуризация вылилась в то, что только за 1998 год задолженность по иностранным кредитам под гарантии Кабмина возросла почти вдвое и достигла 850 млн. долл. Один из моих собеседников привел знаменательные слова знакомого профессионала по получению подобных кредитов: «Дурак тот, кто дает кредиты коммерческим структурам под гарантии правительства. Но вдвойне дурак тот, кто их возвращает». Иначе говоря, мы живем в очень своеобразной стране, которая вместо наказания конкретных банкротов предпочитает быть банкротом сама.

5. Поддержка стабильного обменного курса гривни была, есть и будет ключевой целью нашей стратегии реформ. Поэтому на протяжении действия программы будет продолжаться проведение активной курсовой политики. Если курс окажется под давлением, будут повышены процентные ставки.

Обвал гривни и исчезновение львиной части валютных резервов НБУ - таков итог исполнения этого ключевого требования МВФ во имя защиты интересов западного спекулятивного капитала.

6. Мы гарантируем, говорится в меморандуме, что не будут осуществлены никакие мероприятия, которые могли бы нарушить самостоятельность НБУ, и будем продолжать совершенствовать его способность разрабатывать и внедрять монетарную политику на базе ожидаемого в конце 1998 года нового закона «О Национальном банке Украины».

Как известно, закон не принят до сих пор, хотя в прессе развернулось серьезное сражение за свободу и независимость нашего маяка рыночных реформ. Член комитета ВР по финансам и банковской деятельности Виктор Суслов полагает, что закон попадет в сессионный зал очень не скоро в связи с непрекращающимися битвами внутри самого комитета: каждый из участвующих в его работе 12 апостолов-банкиров желает вести законопроект лично и потому регулярно дефилирует между Садовой и Институтской для согласования своего видения роли Нацбанка с видением его руководства. Как скоро завершится это сведение взглядов в одну точку, известно одному Богу…

Когда я спросил г-на Суслова, как он относится к возникшей в мировых финансах тенденции ухода от слабых национальных валют к сильным через промежуточную стадию в форме валютных комитетов (Гонконг, Аргентина, страны Балтии, Болгария, Босния), при которой проблема независимости центробанка страны отпадает автоматически, он ответил так: «Я уже эту идею высказывал. Нужно только подумать об особенностях ее реализации в наших условиях». Таким образом, если верны слухи о претензии Виктора Ивановича на пост главы НБУ, то он решил действовать по тому же принципу, что и Петр Симоненко в отношении президентского кресла: завоевать его дабы затем сдать в комиссионный магазин.

Кстати, г-н Симоненко на заседании Кабмина заявил, что коммунисты будут настаивать на том, чтобы меморандум стал достоянием миллионов радиослушателей, ибо за двойную игру правительство должно заплатить отставкой. Ну а в ее преддверии принято решение о создании «совместных групп для доработки меморандума». Судя по тому, что его выполнение ежедневно отслеживает специально выделенный департамент Минэкономики, - это и есть истинная программа правительства.