Не успели еще толком разобраться с захватом офиса компании «Ваш регистратор» (держателя реестра ОАО «НГЗ»), о чем «ЗН» рассказывало в предыдущем выпуске, как с несчастным «глиноземьем» приключилась очередная беда. Во вторник 12 октября на Украинской фондовой бирже были сорваны торги по выставленным ФГИ акциям ОАО «НГЗ». Формально торги по 5-процентному пакету акций были прекращены «по причине учиненных беспорядков» участниками торгов, которых наблюдавшие эту потасовку окрестили «бритоголовыми брокерами». Хотя большинство имеющих к этой теме отношение утверждает, что действовали эти «ребятки» с целью не допустить продажи акций НГЗ «не в те руки». И это событие всего лишь (!) является логичным продолжением тактики незаконного захвата НГЗ.
Впрочем, депутаты Инна Богословская и Виктор Розвадовский утверждают, что началось все с незаконного назначения новым управляющим НГЗ Николая Набоки, которого они называют «ставленником TWG». Участвуя в проверке НГЗ, санкционированной парламентом Украины, названные депутаты, по их словам, вскрыли вопиющие факты нарушения законодательства и неэффективного управления НГЗ. Как «сливали» деньги с завода, так и продолжают «сливать», только теперь в интересах других структур.
Судите сами: схема работы через фирму-посредника осталась прежней, только теперь тэвэгэшная Morley Trading Ltd. получает по толлинговому контракту с НГЗ 100% глинозема, произведенного на Николаевском заводе в результате переработки по явно заниженным расценкам закупленного по дешевке через структуры TWG давальческого сырья (бокситов). Так, по контракту с Morley хозяевам TWG переработка одной тонны глинозема на НГЗ обходится в 82 доллара, тогда как при нынешних ценах на алюминий на Лондонской бирже металлов (специалистам известно, что именно от них зависит стоимость переработки глинозема и цена его продажи) ее реальная стоимость должна составлять около 92 долларов за тонну. Если вести подсчеты исходя из августовского объема производства глинозема на НГЗ в 82 тыс. тонн, то нетрудно подсчитать прямые убытки завода от реализации по явно заниженным расценкам услуг по переработке глинозема при новом управляющем. Они составили ни много ни мало почти полмиллиона долларов, или более двух миллионов гривен! И это только начало. По расчетам И.Богословской, НГЗ в результате всех этих «операций» ежемесячно теряет 3725 долларов.
Можно легко подсчитать и вероятные прибыли нынешних посредников НГЗ при реализации за рубежом полученного практически задаром глинозема. Ведь нынче глинозем снова поднялся в цене (вместе с ценами на первичный алюминий). Сегодня это ценное сырье продают на мировом рынке по 250-300 долларов за тонну. Так что, при столь мизерных издержках на его производство на НГЗ посредники-толлингеры и прежде получали по меньшей мере 100 долларов чистого «навара» с тонны. А теперь, учитывая стремительно растущий спрос на «хлеб» алюминиевой промышленности, сверхприбыли посредников, присосавшихся к НГЗ, могут вырасти кратно. Причем прибыли эти уводятся в оффшоры в обход госказны, и государство, владея контрольным пакетом акций НГЗ, недополучает в бюджет десятки (если не сотни) миллионов долларов, столь необходимых пенсионерам, бюджетникам и другим социально незащищенным и обездоленным гражданам Украины. А тем временем, даже если отталкиваться от минимальных размеров барышей посредников-толлингеров, то при нынешних объемах производства глинозема на НГЗ он приносит TWG не менее 8-10 миллионов долларов в месяц.
Да за такие деньги (если верить старику Марксу) действительно трудно представить то попирание закона и совести, на которое не пошли бы те, кто уже сегодня присваивает огромные прибыли за счет контроля над НГЗ.
А тем временем нынешний менеджмент НГЗ отказывается от выгодных контрактов на поставки глинозема. Причем рентабельность глиноземного производства, по словам И.Богословской, сегодня составляет 0,04%, хотя по результатам прошлого года этот показатель превышал 17%. По сути новая администрация Николаевского глиноземного завода игнорирует предложения на поставки продукции этого предприятия по мировым ценам, поступающие от традиционных потребителей в России, в частности Братского алюминиевого завода.
Времена прежних братских отношений НГЗ с БрАЗом, конечно, давно миновали, и горшки с ними побил еще экс-директор Виталий Мешин. Но примечательно то, что именно этот завод, пытаясь вырваться из крепких объятий TWG, предлагает вместе с тем и Николаевскому глиноземному такую же возможность. По сведениям «ЗН», руководство БрАЗа на днях вынуждено было обратиться в Министерство промышленной политики Украины с предложением о заключении прямого контракта с НГЗ на поставку 400-500 тысяч тонн глинозема по ценам мирового рынка и заявило о готовности обеспечить в случае необходимости поставку бокситов на НГЗ, а также заключить долгосрочный контракт на 3-5 лет. Ранее аналогичные предложения, в том числе от алюминиевого завода в Саяногорске, входящего в состав российской промышленной группы «Сибирский алюминий», менеджмент НГЗ оставил без ответа.
Крупнейший в мире Братский алюминиевый завод является традиционным потребителем николаевского глинозема. С 1993 года БрАЗ получил с НГЗ порядка 2 млн. тонн основного сырья для производства «крылатого металла». Однако после прихода на НГЗ в июне новой «управляющей команды», представляющей интересы международного конгломерата посреднических оффшорных компаний Trans World Group, поставки глинозема на БрАЗ были прекращены, а о новых контрактах с крупнейшим потребителем в Николаеве, похоже, даже и не думают.
Между тем, по данным И.Богословской, закупка бокситов для НГЗ и вся продукция завода «замкнуты» новой администрацией по толлинговым контрактам на посредническую структуру TWG, через которую николаевский глинозем поступает в основном на Красноярский алюминиевый завод, находящийся под контролем Trans World. Посредник-толлингер установил явно заниженные расценки на переработку бокситов на НГЗ.
Тогда как по условиям контракта, предлагаемым тем же Братским алюминиевым заводом, НГЗ мог бы получать от экспорта глинозема в Россию по меньшей мере вдвое больше, чем за его переработку по толлингу.
Очевидно, что TWG не интересуют предложения о заключении прямых и «прозрачных» контрактов на поставки николаевского глинозема, независимо от их выгодности для НГЗ. Особенно с потенциальными конкурентами КрАЗа и других подконтрольных TWG алюминиевых заводов в России, все еще работающих по толлинговым контрактам с Trans World Group.
Но поражает даже не это (в конце концов для TWG это стиль ведения бизнеса), а тот очевидный факт, что высшие госчиновники Украины «делают вид», что ничего не происходит. Депутат И.Богословская (и вопрос не в том, насколько она заинтересованный человек в этом деле) находит основания для того, чтобы обратиться в СБУ и прокуратуру с заявлением о необходимости возбуждения уголовного дела в отношении Н.Набоки за злоупотребление служебным положением и превышение власти (ст.166 УК) и просто самоуправство (ст.198 УК). А правоохранительные органы, к которым та же Богословская, по ее словам, обращалась в ходе противостояния людям, противоправно захватившим офис реестродержателя акций ОАО «НГЗ», в буквальном смысле отказываются устранить хотя бы очевидные нарушения общественного порядка. И при этом, по мнению Инны Германовны, «кандидатура Н.Набоки и интересы… TWG лоббируются Кабинетом министров Украины». Конкретно были названы фамилии премьер-министра В.Пустовойтенко и министра Кабмина А.Толстоухова. Можно, наверное, расценить это и как гротескное высказывание, но вся «война за глиноземье» в последние год-полтора, очевидно, не может быть незамеченной высшей исполнительной властью государства. И если до сих пор эта власть ничего конкретного не предприняла для стабилизации ситуации (разве что позволила пеню или там штрафы не платить…), то не такой уж это и гротеск. И если так дальше пойдет, то вскоре «бритоголовые брокеры» смогут себе позволить не только срывать торги на бирже, если им не нравятся вероятные покупатели акций облюбованного объекта. И вряд ли можно считать нормальным то, что реестр акционеров ОАО «НГЗ» в настоящее время хранится управлением СБУ по Николаевской области. Так недолго дождаться и того, что акционеров будут водить на собрания под прицелом…
То, что за потенциально высокорентабельное предприятие ведется конкурентная борьба - процесс естественный. Тому или иному претенденту рано или поздно контрольный пакет акций ОАО «НГЗ» все равно достанется. Но, то, как и какими методами ведется эта борьба - не может, не должно быть допустимым. В противном случае не один инвестор или просто иностранный партнер с приличной репутацией даже не посмотрит в сторону Украины, а не то что одного какого-то оскандалившегося предприятия. И тогда только и останется всю оставшуюся жизнь иметь дело с «бритоголовыми брокерами» и теми, кто их нанимает…