UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТАК НЕ ДОСТАВАЙСЯ

ЖЕ ТЫ НИКОМУ!.. Ну разве что мне - в управление?» Вполне возможно, что так и подумал бессменный дирек...

Автор: Лариса Белобратова

ЖЕ ТЫ НИКОМУ!..

Ну разве что мне - в управление?»

Вполне возможно, что так и подумал бессменный директор Николаевского глиноземного завода Виталий Мешин, когда на днях в ходе очередных парламентских дебатов о судьбе НГЗ, как говорится, звезды над кишлаком ничего хорошего ему не предвещали. Задумано - сделано…

Уж не знаю, до или после парламентских «глиноземных» дебатов 5 мая (о чем подробно рассказывалось в выпуске «ЗН» №18) директор Николаевского глиноземного завода отправил «челобитную» нынешнему премьеру, но именно в ней он написал (цитирую): «…Я прошу Вас дать соответствующие указания, чтобы остановить этот «беспредел» злоупотреблений и неприкрытых попыток приобрести за бесценок серьезные пакеты акций НГЗ на инвестиционных конкурсах».

Независимо от повода, В.Мешин, похоже, «проболтался». Ну не хочется ему, чтобы кто-то (а не он?) контролировал НГЗ. А чтоб самому поучаствовать в конкурсе, так где ж такие деньги взять? А если и есть у него такая «тумбочка», так объяснять придется, кто в нее денежку положил. Да и зачем так напрягаться, ежели можно просто «взять в управление» госпакет акций ОАО «НГЗ»? Тем более, что с ним, с этим горемычным пакетом, все равно что-то придется делать, ежели парламент в который уж раз «притормозил» приватизацию этого предприятия. Временно. А, как водится, нет ничего более постоянного, чем временное…

На фоне парламентской «глиноземщины» 5 и 13 мая это всего лишь штрих. Но вряд ли стоит его не замечать в контексте последних парламентских постановлений.

И вы скажете, что «чудес» не бывает: с утра 13 мая Фонд госимущества официально объявляет конкурс по продаже двух пакетов - 13% и 17% - акций НГЗ, тут же ВР 254 нардеповскими голосами принимает «глиноземное» постановление, запрещающее до 1 ноября «любые действия по приватизации и передаче в управление пакетов акций НГЗ» (версия «Интерфакса-Украины»).

Ежели следовать тексту постановления ВР, то вышесказанная формулировка на практике может означать, что объявленный ФГИ конкурс по продаже двух пакетов акций ОАО «НГЗ» зависает во времени и пространстве.

Это так трогательно, когда формально официальный представитель НГЗ в Киеве вещает журналистам запомнившиеся реплики «боса», цитируемые в течение минувшей недели журналистами, присутствовавшими на той встрече. Трогательно (до слез) узнать, что НГЗ «гибнет», и его загоняют в долги. Мол, «бесхозный» НГЗ - посему и знаться с ним приличные люди не хотят.

О «бесхозности» речь пойдет дальше, а вот насчет приличных людей - святая правда, так как в этом бизнесе, простите, оперируют иными категориями и определениями. И ежели, простите, называть вещи своими именами, то ситуация с НГЗ выглядит прозрачной донельзя. Как выразился весьма осведомленный на сей счет депутат, сегодня тема НГЗ провоцируется и развивается (с разной степенью успеха) тремя «кружками по интересам». Апологеты одного из них стремятся, якобы, не допустить «распродажи» НГЗ, не афишируя при этом своего тайного (но устойчивого) желания сместить В.Мешина (т. е. предупредить, якобы, его столь же прочные намерения «прихватизировать» НГЗ).

Другим Мешин тоже как кость в горле, но они не прочь бы, якобы, подсобить «приватизаторам» с титулом «белые и пушистые» (их, почему-то, до сих пор именуют «братья Черные», хотя, как уже не однажды писали авторы «ЗН», между семи братьями, мягко говоря, некогда пробежала черная кошка. Вряд ли это сказалось на крепости родственных уз, но бизнес с тех пор, похоже, братья ведут врозь).

Апологеты третьей «фракции по интересам», вероятно, мечтают все национализировать и реприватизировать. И очень похоже, что именно эти «товарищи», пока что преуспели в своих устремлениях лучше других.

Примечательно, что во время обсуждения в ВР «глиноземной» темы 5 мая глава парламента А.Ткаченко объяснял коллегам, что ему в принципе нет дела до НГЗ (в том смысле, как там говорили, что и он вряд ли есть лицо незаинтересованное). А уже 13 мая парламент принимает решение, которое, мягко говоря, играет на руку тому же Мешину, который, как известно, очень не хочет допустить продажи акций завода на конкурсе. И если так, то спрашивается: а зачем сыр-бор затевали?

«Мы расцениваем сегодняшний день как нашу победу. Из двух зол выбрано меньшее», - сказал 13 мая «Українським новинам» источник в киевском представительстве НГЗ. Вот так.

Однако ситуация вырисовывается забавная. Фонд государственного имущества не намерен подчиняться постановлению Верховной Рады, запрещающему приватизацию Николаевского глиноземного завода, - сообщил «Українським новинам» заместитель председателя Фонда государственного имущества Вадим Васильев.

«Решение об изменении хода приватизации может быть принято только Кабинетом министров, которому подчинена деятельность Фонда государственного имущества», - считает В.Васильев.

Постановлением Верховной Рады от 13 мая утверждены нормы представительства в комиссии (да список из 31 депутата): 5 представителей коммунистической фракции, 2 представителя фракции НДП, по представителю от других фракций парламента. Очевидно, что в проверке «глиноземья», санкционированной парламентом, «верх возьмут» коммунисты. Такая вот у нардепов получилась представительско-пропорциональная комиссия, которую возглавит депутат-коммунист Александр Яковенко (соавтор того самого постановления ВР от 13 мая о создании спецкомиссии и приостановке приватизации ОАО «НГЗ»). Примечательно, что в этом списке не значатся ни А.Рябченко, возглавляющий специальную постоянно действующую комиссию парламента по вопросам приватизации, ни И.Богословская, которая была чуть ли не бессменным аудитором НГЗ несколько лет.

Интересно, что в прошлый раз, и тоже в мае, но 1998 года, Верховная Рада также создавала группу по проверке деятельности и приватизации НГЗ. И тогда только не 13-го, а 14 мая уже останавливала конкурс по продаже 31% акций НГЗ. Затем ФГИ изменил план приватизации, направив 30% акций для продажи на конкурсе. И вот на днях пытался объявить конкурс о продаже двух пакетов акций. Один из них, составляющий 13% уставного фонда, ФГИ предлагал по фиксированной цене пакета в 56 276,667 тыс. грн. Другой - 17% - по фиксированной цене 73 592,333 тыс. грн.

Уставный фонд НГЗ составляет 378 263 360 грн. Основными акционерами НГЗ сегодня являются государство в лице Фонда государственного имущества и ЗАО «Трудовой коллектив НГЗ». 51,1% уставного фонда ОАО «НГЗ» принадлежит государству, из которых 25,1% переданы в управление Николаевской областной администрации, 26% - ЗАО «Трудовой коллектив НГЗ», около 32,33% - у других акционеров. Как ни крути, а в НГЗ пока присутствует скромный госинтерес. ФГИ разработал весьма серьезные требования к претендентам на эти пакеты, включая инвестиционные обязательства, пополнение оборотных средств завода, заботу об экологии и пр. и пр.

Но теперь не совсем понятно, а точнее вообще неясно, состоится ли объявленный ФГИ конкурс. И даже если он состоится, станут ли в нем участвовать те компании, которых все время называют потенциальными покупателями акций ОАО «НГЗ». Похоже, что в этой ситуации все претенденты призадумаются. К слову, о претендентах. Уж в который раз на днях промелькнуло в одном из репортажей на эту тему, что группа «Сибирский алюминий» ну чуть ли не дочерняя компания TWG. И что, мол, просто через российскую группу TWG пытается «прибрать к рукам» Николаевский глиноземный. В самом «Сибирском алюминии» категорически отрицают причастность к TWG, хотя в свое время основное предприятие группы - Саянский алюминиевый завод, как и большинство предприятий российской алюминиевой промышленности, работал с этой компанией.

По горячим следам парламентского постановления попробовала дозвониться к ним. Вот что, например, сказал вице-президент промышленной группы «Сибирский алюминий» Герман Ткаченко (представляющий компанию, которая не скрывала своих планов участвовать в конкурсе прежде). При всем уважении к решениям парламента Украины, он считает, что приостановка продажи пакетов акций, мягко говоря не способствует приходу на это предприятие эффективного собственника, а только играет на руку нынешнему менеджменту НГЗ. К тому же, столь скоропалительные и, мягко говоря, непоследовательные изменения прежних решений вряд ли выглядят взвешенными. И уже только поэтому заставляют претендентов сомневаться в том, стоит ли в это ввязываться вообще.

Итак, вместо «живых» денег за пакеты акций ОАО «НГЗ» государство рискует вообще остаться ни с чем. То есть с разоряющимся предприятием, рентабельность производства которого все время снижается (см. таблицу). И если так и дальше пойдет, то вскоре НГЗ просто «пустят с молотка» за бесценок, за долги. Зато В.Мешин, вероятно, может быть доволен парламентом и собой.

Кстати, если уж говорить о продаже 30% акций ОАО «НГЗ» двумя пакетами, то не такая уж это и заманчивая сделка для претендентов. Даже если предположить, что оба пакета купит одна компания, он все равно не дает им права сколь-нибудь серьезно влиять на деятельность НГЗ. Они не смогут ни сместить нынешний менеджмент, если им этого захочется, ни реализовать производственные программы, если с ними не согласятся остальные акционеры. Пакет этот будет иметь вес только в том случае, если он будет консолидирован в одних руках, например, с госпакетом акций (25% акций), закрепленным в госсобственности еще на пару лет и переданным в управление Николаевской обладминистрации. Могут теоретически сконсолидировать действия владельцы 30%-го пакета и с ЗАО «ТК НГЗ», но если это не одни и те же «руки», то вряд ли на это стоит рассчитывать. И тогда, как только 30% акций будет продано, очевидно, «заболит голова» у Николаевской обладминистрации: ей придется выбирать, к кому примкнуть своим голосом. И вряд ли при любом раскладе администрации при этом достанется первый голос. Посему следовало бы ожидать следующего этапа борьбы за контрольный пакет. Уже внутренней борьбы акционеров и управленцев. Но до этого дело дойдет теперь не скоро, если вообще когда-нибудь дойдет.