UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАБАК — ВСЕМУ ГОЛОВА

Посмотрев однажды американский фильм «Инсайдер», я затем пару недель отслеживала телепрограмму, ожидая повтора...

Автор: Юлия Загоруйко

Посмотрев однажды американский фильм «Инсайдер», я затем пару недель отслеживала телепрограмму, ожидая повтора. Желание записать фильм возникло по многим причинам: во-первых, совсем не типичный голливудский продукт, иными словами, произведение «с мыслями», во-вторых, роскошная актерская игра, в-третьих, идея уж больно актуальна — журналистская этика, ответственность репортера за материал и людей, которых он вовлекает в свой профессиональный бизнес. Картина о том, как некий журналист (Аль Пачино) убеждает сотрудника крупной табачной компании (Рассел Кроу) выступить в эфире и рассказать, что компания скрывала данные медицинских исследований о влиянии табачных примесей на легкие человека. Конечно же, происходит борьба за правду, то есть герои преодолевают обстоятельства, познают всю «прелесть» преследований, пока не наступает традиционный хэппи-энд. Словом, фильм даже был выдвинут в свое время на соискание «Оскара». Наконец-то, выловив его на одном из каналов, я записала его ночью (потому что, как правило, «мыслящие» фильмы размещаются именно в ночном эфире)…

А на следующее утро, раскрыв газету, встречаю лучезарную улыбку Мартина Брофтона, председателя компании British American Tobacco (BAT), являющейся вторым крупнейшим производителем сигарет в мире (после Philip Morris). Г-н Брофтон откровенно заявляет, что сам не курит, дети не курят, потому что курение, дескать, вредит здоровью. Да вот незадача. В прошлом году ВАТ подняла свои валовые доходы на 36% (и они составили 2 млрд. долларов!) в основном, по признанию босса, за счет внедрения новой стратегии. Какую такую стратегию можно еще придумать в этом бизнесе, где уже 35 лет на пачках сигарет министерства здравоохранения разных стран на родных языках предупреждают о вреде курения? Чудесная стратегия состояла в развертывании кампании среди взрослой молодежи до 30 лет: людей всего-навсего убеждали переключиться с сигарет марки Маrlboro и Virginia Slims (которые выпускает соперник Philip Morris) на Dunhill или Pall Mall (которые скручивают на заводах ВАТ). Таким образом, из 5,3 трлн. сигарет, проданных в прошлом году на мировом рынке, доля ВАТ составила 800 млрд. штук.

Заветная мечта компании — стать первым номером на мировом табачном рынке — уже довольно близка. Требуется всего лишь одно небольшое приобретение табачных производственных мощностей и еще один всплеск в объемах бизнеса за счет продаж в Китай и страны бывшего советского лагеря, которые являются двумя крупнейшими рынками для компании ВАТ.

В этом сплошь успешном бизнес-пространстве имеется, правда, своя ложка дегтя. И даже не одна. Британское министерство торговли и промышленности уже 16 месяцев ведет расследование по обвинению ВАТ в поощрении и получении прибылей от контрабанды сигарет. Завершение следствия ожидается в июле.

В свою очередь Европейский союз собирается начать судебный процес в отношении американских табачных компаний, обвиняя их в незаконной продаже сигарет в Ирак, что является нарушением эмбарго ООН, объявленного в августе 1990 года, после вторжения иракских войск на территорию Кувейта. Юристы ЕС утверждают, что за последнее десятилетие компании R.J.Reynolds и Japan Tobacco Inc. доставили тонны сигарет в Ирак через посредников. В этом же подозревают и маститый Philip Morris. Говорят также, что в этих сделках с иракской стороны замешан сын иракского президента Удай Хусейн, который контролирует табачную торговлю в стране.

Обвинители утверждают, что, согласно документам, хранящимся в федеральном суде Бруклина (Нью-Йорк), сигареты отправлялись с завода Reynolds, находящегося в Пуэрто-Рико, в европейские порты, затем через Кипр в Турцию, оттуда грузовиками через иракскую границу. Сигаретная контрабанда, по мнению ЕС, является не только нарушением эмбарго, но и уклонением от налогов в странах ЕС. Табачные фирмы заявляют, что обвинения беспочвенны.

В самом же Европейском союзе, а именно в его исполнительном органе — Европейской комиссии, принимаются решения, мягко говоря, несовместимые друг с другом. Например, Дэвид Бирн, комиссионер по вопросам здравоохранения и защите потребителей, заявил о новых мерах по борьбе с угрозой «табачной эпидемии». Он хочет, чтобы Всемирная организация здравоохранения приняла такую конвенцию по табаку, которая бы полностью запретила рекламу сигарет и ужесточила меры по защите от пассивного курения. Он также намеревается добиться запрета непрямой рекламы, такой как размещение названия марок сигарет на одежде, сумках, кепках и прочих товарах.

В это же время другой комиссионер Франц Фишлер, ведающий сельским хозяйством, предлагает на рассмотрение план по субсидированию табачных фермеров Европы на уровне почти 1 млрд. евро в год в течение ближайших трех лет. Правительства восьми стран-членов ЕС поддержали предложение, поскольку их производители табака настаивают на этом. В 2001 году табачные субсидии обошлись бюджету ЕС в 987 млн. евро, а ежегодная экономия, заложенная в проекте, составила лишь 31,4 млн. евро. Всего в Европейском союзе табак выращивают 135 тыс. фермерских хозяйств. Субсидии ЕС для них распределяются следующим образом: Италия — 40%, Греция — 35, Испания — 12, Франция — 8, Австрия, Бельгия, Португалия, Германия — суммарно 5%.

Странное, однако, согласование действий в рамках европейского правительства: одна комиссия вливает деньги европейских налогоплательщиков в выращивание табака (видимо, жизненно необходимого для Европы продукта), другая — объявляет о новых мерах по борьбе с «табачной эпидемией», а третья... Третья просто собирается повысить цены на основные продукты питания: хлеб, молоко, потому что продажная их стоимость не покрывает затраты. О дополнительных субсидиях в данном случае речь не идет.

На этом европейском фоне выгодно смотрится правительство Великобритании. Оно призывает к ускорению реформ в табачном секторе ЕС. И как же ему не призывать, если 30% всего сигаретного потока попадает в страну контрабандным путем. «Поставщики» — в основном из стран Восточной Европы и Прибалтики, которые при жестком контроле автомобилей, въезжающих в страну с континента через Евротоннель или на пароме, умудряются даже колеса автомобилей забить пачками сигарет. Почему все нелегальные дилеры стремятся со своим табачным товаром в Британию? Да потому что цена сигарет здесь очень высока — в среднем 4,5 фунта (более 6 долл.) за пачку. Причина — в 80-процентном налоге, заложенном в цену.

Идея высокого налога первоначально была окрашена в гуманный цвет: сдерживать количество курильщиков за счет цены на сигареты. Хотя на самом деле выигрыш предназначался государственной казне, в которую от каждой пачки сигарет поступает 3,6 фунта стерлингов. Двойная выгода вскоре обернулась убытком. В страну хлынул поток дешевого контрабандного товара. Потому что не надо даже быть заядлым курильщиком, чтобы сэкономить пару сотен фунтов в год, покупая нелегальный импорт. «Продавцов», например, в столице, можно встретить прямо на улицах (подальше от центра). И купить у них пачку сигарет вполовину дешевле, чем в магазине. А можно и самому смотаться на континент, где цены на табак, алкоголь и вообще на продукты гораздо ниже британских.

Надо видеть, с каким воодушевлением возвращаются по выходным подданные Соединенного Королевства с континента, из ближайшего супермаркета во французском Кале, куда специально ездят, чтобы набить машину сигаретами, пивом, едой и прочими радостями домашнего обихода. Некоторые привозят даже мебель. Эти же граждане считают, что ответственность несут и теперешнее, и предыдущие правительства Британии, которые, расширяя пропасть между британскими и континентальными ценами, в первую очередь на табак и алкоголь, лишь стимулировали население к поискам удешевления цены и поощряли рост черного рынка.

Кстати, покупатели сигарет в маленьких круглосуточных лавках не могут быть уверены, что это не контрабандный товар, продаваемый по общепринятой государственной цене. Потому, например, в британских пабах, во избежание подобного искушения, установлены автоматы, продающие специальный, стопроцентно легальный, товар — пачки не с 20-ю, а с 16-ю сигаретами.

В Британии, как и во всех цивилизованных странах, реклама табачных изделий запрещена. Однако британцы — самая курящая нация на всем просторе Евросоюза. Который, благодаря собственным решениям, соорудил себе замкнутый круг: на фоне многомиллионных субсидий табачным фермам борьба против «табачной эпидемии» вполне соответствует лозунгу «в пользу бедных». Тем более, что табачная реформа в ЕС ограничивается резким уменьшением субсидий для низкокачественного табака, на который в Европе небольшой спрос. Подавляющая доля табака с высоким содержанием смол экспортируется в страны третьего мира. А уж там вряд ли найдутся «инсайдеры», которые проинформируют население (хотя бы в формате фильма) о реальной угрозе, исходящей от столь успешного табачного бизнеса.