UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУМЫ: ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

Дорога на Сумы производит странное впечатление: вокруг вроде бы есть жизнь - но ты ее не видишь. Только фары машины выхватывают из тьмы стены домов да изредка в каком-то окне мелькнет огонек свечи...

Автор: Сергей Уманский

Дорога на Сумы производит странное впечатление: вокруг вроде бы есть жизнь - но ты ее не видишь. Только фары машины выхватывают из тьмы стены домов да изредка в каком-то окне мелькнет огонек свечи. И эта картина неизменна на протяжении более двухсот километров. В области проводится эксперимент: можно ли здесь выжить, если подачу электроэнергии срезать вдвое. Эксперимент проходит удачно - народ не вымер.

Вообще-то малонаселенность и небольшие размеры играют с областью дурную шутку - она очень подходит для всякого рода опытов. В частности, на ее энергоснабжающей компании «Сумыоблэнерго» удобно обкатывать технологии борьбы за контроль над приватизированными облэнерго. Именно здесь попробовали пересмотреть результаты приватизации энергокомпании. Теперь проверяют, может ли распределяющая электроэнергию компания жить, если ей не подавать электричество.

Собственно то, что после выборов начнутся массовые отключения электроэнергии, было ясно всем. Клятвенным заверениям министра энергетики в противоположном никто не верил - энергетика никогда еще не входила в зиму так слабо подготовленной. Была сорвана кампания по ремонтам энергоблоков, накоплению топлива и по перезагрузке АЭС.

И все же никто не ожидал такого масштаба отключений, а главное - их полной хаотичности. Минэнерго словно задалось целью исключить всякую возможность спрогнозировать его действия и принять какие-то меры по стабилизации положения: отключалось буквально все. По ходу дела бывали случаи отключения железнодорожных узлов, компрессорной станции экспортного газопровода и даже диспетчерского центра самого «Сумыоблэнерго».

Официальная причина происходящего предельно проста - в этой области плохо платят за электроэнергию. И это правда, за 10 месяцев текущего года при среднем по Украине уровне расчетов за электроэнергию в 78% Сумская область оплатила только 64% стоимости использованного электричества. Можно много говорить о причинах такого положения, но факт остается фактом. Однако другая часть правды заключается в том, что это не основание почти на половину «резать ей лимиты» на потребление электроэнергии.

Одной из целей украинского энергорынка при его создании провозглашалось обеспечение прозрачности расчетов. Получалось это, мягко говоря, плохо, но при этом хотя бы «делали умный вид». Этой зимой перестали утруждать и физиономию. Было четко заявлено нечто вроде: «Рынок на ручном управлении, и правила игры мы будем определять сами».

Выглядело это приблизительно так. Весной правительство приняло постановление №441, которым определялись лимиты использования электроэнергии регионами. Их объем зависел от уровня оплаты мощности за три предыдущих месяца. Документ вышел очень сыроватый, не учитывающий, в частности, наличия громадных перечней неотключаемых предприятий.

Впрочем, учитывая предвыборное время, на его недостатки никто особого внимания не обращал, и электроэнергию потребляли по-прежнему. Кстати, это дало неожиданный результат - в промышленности обозначился прирост производства. Но выборы закончилось, и - началось. Потребление стали резко ограничивать, была поставлена цель сократить его на 20%. Цель была малореальной - потребители вовсе не барствовали, расходуя мощность на уровне зимы прошлого тоже нелегкого года. И тогда в ход пошли принудительные отключения.

На свет Божий появилась телеграмма, в которой говорились такие замечательные вещи, как, например: «Обеспечить с 1 декабря 1999 года введение графиков дискретной подачи электроэнергии по областям и городам в декабре… на уровне 60% от нормально запрогнозированного уровня потребления…». Естественно, что обеспечивать при этом хотя бы подобие устойчивого энергоснабжения становилось невозможным. При том уровне оплаты, который Сумская область все-таки обеспечивала, по постановлению №441 ей полагалось на 317 МВт мощности. Однако ей выделили лимит только на 177 МВт. Словно насмешка воспринимался список категорий потребителей, отключать которых запрещено, в частности то же сельское хозяйство. Но его-то как раз при нынешнем лимите «вырубили» первым, и понеслось.

К слову, системной аварии энергосистемы, необходимостью защиты от которой так сильно пугают, половина Сумской области просто не заметит: свет и так включают на несколько часов в день. Аварийная броня в области составляет 247 МВт, что на 28% больше выделенного лимита, т.е. эта область оказалась в категории «супераварии»…

Впрочем, подбросили сумчанам и пряник - пообещали, что в случае увеличения уровня оплаты каждые пять дней график будет корректироваться. Каким образом в отключенной области начнет расти уровень оплаты, осталось загадкой Минэнерго. Любопытно и то, как будет определяться уровень оплаты за пять дней? Как правило, «Укрэнерго» подводит итоги прошлого месяца только к середине следующего. До этого тоже есть какие-то цифры, но достоверность их обычно «средненькая». Так что речь могла идти только о поступлении «живых» денег.

Увеличивать долю денежных проплат, конечно, надо. Но делать это таким способом да еще зимой - страшновато. Легко вернуться к весенней ситуации этого года, когда платили только деньгами, а все прочие формы расчетов едва не свели к нулю. В конечном итоге платежи опустились ниже 30%. Что и привело к срыву накопления запасов угля, последствия чего мы разгребаем... Но то все же была весна, а в декабре-январе можно при этом запросто развалить энергосистему. Причем виноватых в этом не будет. Новые правила игры, как уже повелось, сообщаются облэнерго телеграфом. То ли не хватает духу отменить предыдущее постановление Кабмина, то ли так привычнее. Телеграмма все спишет…

Попутно выясняется, что никто толком не представляет, как рассчитывать лимиты по постановлению №441. К примеру, сколько дней в месяце - учитывать только рабочие или календарные? Есть там и достаточно специфический показатель - коэффициент неравномерности загрузки (т.н. коэффициент наполнения). Естественно, разъяснить такие нюансы почти за девять месяцев никто не удосужился. Да и зачем, собственно? Ведь постановления у нас пишутся вовсе не для того, чтобы их соблюдать… Между прочим, меняя эти показатели, легко увеличивать или уменьшать положенные области киловатт-часы на 30-60%.

Самым веселым для сумчан в этой истории было то, что они еще летом изо всех сил старались ее избежать. Область расположена на границе с Россией. Буквально в сотне километров от нее - мощнейшая Курская АЭС, способная обеспечить энергией с десяток областей, подобных Сумской. Предполагали заключить договор с россиянами на поставку в течение трех месяцев 525 млн. кВт•ч электроэнергии. Поставлять ее планировалось в третьем квартале текущего года. При этом, в случае успеха, контракт мог быть продлен. Не исключалось также дальнейшее подключение к нему Черниговской и части Полтавской областей. Но сделка не состоялась, одной из причин стали просто героические усилия Минэнерго по ее срыву. Даже в не слишком симпатизирующей нынешним владельцам энергокомпании обладминистрации считают, что «в Минэнерго были яростные противники контракта». При этом мотивом была «поддержка отечественного производителя энергии». Сейчас те же люди очень жалуются на дефицит мощности.

Но и после этого продолжались попытки выйти из ситуации. В частности, сумское НПО им.Фрунзе поставляет оборудование в Туркменистан. В оплату за него оно получает газ. К осени у него такого газа числилось 803 млн. кубометров. Но возникли проблемы с его транспортировкой - туркмены не пропускали газ, так как Украина уже сожгла в этом году, не расплатившись, 8,7 млрд. кубометров. То есть возникла ситуация, когда приватизированное предприятие отвечало по долгам нашего государства. Нюанс в том, что и у «Сумыоблэнерго», и у НПО им.Фрунзе одни и те же реальные собственники... Впрочем, есть предложение в обмен на списание долгов в Туркменистане списать часть долгов того же «Сумыоблэнерго». Но кого в Украине реально интересует, как рассчитаться за давно сожженный газ? Теоретически у Минэнерго долгов перед «Нафтегазом Украины» накопилось за 4 млрд. грн., но на практике он ему их уже «давно простил».

Так что сумское НПО им.Фрунзе, имея в своих активах газ, которого достаточно для производства 2,5 млрд. кВт.ч электроэнергии, сидит на аварийной броне в 6,3 МВт. Как назло, на декабрь у него планируется завершение выполнения экспортных контрактов. В связи с этим они рассчитывали, что уровень производства увеличится до 93 млн. грн. в месяц. Теперь все это под большим вопросом. НПО собирается работать ночью, с полуночи до 5 часов утра, когда есть возможность увеличить подачу электротока до 22 МВт. В общем - страна чудес.

А вообще-то в Сумской области оценивают убытки от такого энергоснабжения до 260 млн. грн., что, кстати, приведет к недополучению госбюджетом 18 млн. грн. Надо думать, это и есть стоимость поддержки «отечественного производителя электроэнергии»?

Сейчас приходится импровизировать на ходу. В частности, вновь реанимирован план поставки на близлежащую (в Харьковской области) Змиевскую ГРЭС газа с последующей поставкой оттуда «адресной электроэнергии» на Сумщину.

Частные облэнерго собираются срочно закупить в России 700 МВт электроэнергии. А так как делать это придется срочно, то россияне уже увеличили цену - по сравнению с весенней договоренностью - в 1,5 раза.

Губернатор области Владимир Щербань срочно поехал в Киев - «выбивать новые лимиты»; хотя бы дополнительно 70 МВт. Причем, скорее всего, он их получит. В частности, и.о. первого вице-премьера Анатолий Кинах поручил Минэнерго утвердить новые лимиты, «чтобы выйти на уровень контроля над ситуацией». Правда, тогда возникает проблема: за счет чего? Если изначально были резервы, то тогда вся эта «свистопляска» с затемненными городами - это просто элемент давления в большой поствыборной игре. А люди - ну что ж, они могут считать происходящее просто маневрами по гражданской обороне, без выезда в Переяславльские лагеря. Большие такие маневры, со своими правилами…