Венчур — это не только история о деньгах, которые рассчитывает получить инвестор. В рискованных инвестициях размышляют категориями улучшения жизни конкретного человека в частности, и групп людей — в широком смысле.
Нужно знать, что венчурный капитал — ключевой источник финансирования стартапов. Например, в 2020 году фонды вложили более 300 млрд долл. в стартапы по всему миру. Для сравнения, в 2009 году показатель составлял 40 млрд. Из всех компаний в США, ставших публичными за последние 20 лет, около 60% изначально были профинансированы венчурным капиталом.
Каждый стартап следует рассматривать с точки зрения решения прикладных проблем человека. Простые, но уместные примеры — службы доставки еды, каршеринг, телемедицина и т.п.
Служба доставки еды экономит ваше время на готовке, каршеринг дает возможность передвигаться по городу в автомобиле, а телемедицина обрела особую актуальность не только для отдаленных (от больниц и поликлиник) мест, но стала спасением в условиях локдауна.
Решения каких проблем ждут от стартапов?
Чтобы определить круг проблем и задач, следует под микроскопом изучить жизнедеятельность обычного человека. Почему обычного? Потому что чем шире ваша аудитория, тем популярнее ваш продукт или сервис.
Обычный человек ест, пьет, пользуется бытовой техникой, живет в квартире или доме, передвигается по городу и между городами, пользуется банковскими и страховыми инструментами, потребляет медиаконтент, работает в офисе или дома, ему нужно что-то надеть. У обычных людей есть дети, желание получать новые знания, эмоции и опыт.
Текущий тренд, находящийся над всеми проблемами — решение проблем, связанных с глобальным качеством жизни. Речь идет о waste management (минимизация продуцирования мусора, переработка сырья), ehealth (продукты, связанные с превентивным уходом за здоровьем, коммуникацией с врачами, обработкой анализов и диагнозов), страховании (точное определение суммы и формата полиса на основании скоринга данных), экологии (CO2-нейтральность, качество воздуха и воды).
Согласно данным Глобального инновационного индекса от 2020 года (подготовленного ВОИС, Корнельским университетом, INSEAD), пандемия COVID-19 вызвала всплеск человеческой изобретательности в проектах, связанных со здравоохранением и качеством повседневной жизни.
Жить дольше и качественней — девиз текущего тренда. Его реально организовать на существующих инструментах. Ведь есть AI (искусственный интеллект — от английского artificial in), есть системы анализа Big Data и солидные наработки в UX (пользовательский опыт — от английского user experience) для пользовательского интерфейса.
Большинство текущих инновационных компаний и тех, которые возникнут в ближайшем будущем, ориентированы на городское население. По прогнозам ООН, к 2050 году степень урбанизации достигнет 70% от общего населения мира. Сегодня города и городские агломерации занимают около 2% земельных участков в мире, но создают 80% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и более 70% выбросов углерода.
Урбанизация влечет за собой обострение существующих проблем, сконцентрированных в городской среде — качества и количества жилья, инфраструктурі и транспорта, здоровья, производства и доставки еды, контроля конфликтов и насилия, медицины.
Следовательно, формула успеха для основателя инновационной компании выглядит так — проблема качества жизни широких городских масс решается за счет удобный интерфейсов, построенных на анализе Big Data с использованием AI.
Рассмотрим несколько примеров успешных компаний, работающих сейчас в указанных рамках.
Шведский стартап KRY называет себя «первым в Швеции цифровым медицинским центром». Суть приложения: пациент вводит данные о себе и симптомах недомогания, затем система соединяет его с врачом для видеоразговора. Вдумайтесь, сколько времени экономит одно приложение. Вспомните очереди в поликлиниках и бумажные амбулаторные карты. Особым спросом приложение пользуется в малонаселенных районах и в случаях «банальных симптомов», характерных для ОРВИ и т.п.
Стартап из Германии — Wefox — разработал систему, приложение которой помогает вам оформлять документы в цифровом виде, сравнивать страховые продукты, а также подавать заявления на выплаты. Фактически — вся ваша страховая история и продукты находятся в смартфоне. Система рекомендует страховые пакеты в режиме реального времени. Вы поехали в горы? Wefox посоветует вам оформить продвинутую страховку для горных условий.
Украинский стартап Ajax охраняет ваше жилье от воров, потопов, пожаров и задымлений. Система состоит из набора датчиков, контролирующих состояние квартиры. В случае открытия окон или дверей система включает сирену в помещении, сигнализирует вам на смартфон и в охранную службу. Контролирует давление воды и может перекрывать краны, чувствует дым и угарный газ.
Ряд задач и проблем объединяются по географических признакам. Например, в Женеве разработали и запустили в эксплуатацию стартап Sparrow, который отсканировал город и собрал данные, применимые в большинстве городских сфер. А именно: качество воздуха и дорожного полотна, уровень мобильной связи, среднюю температуру. На основании этих данных строится система Smart-city, контролирующая качество жизни горожан.
В предпринимательском, а еще шире — в экономическом контексте, инновационный бизнес после COVID-19 еще дальше уходит в так называемую «кирцнеровскую модель рыночного процесса». Ее измыслил представитель Австрийской экономической школы Исраэль Кирцнер. По его мнению, предприниматель (в нашем случае — инновационный предприниматель) не должен «иметь» ресурсы или «владеть» ими. «Чистое» предпринимательство реализуется только при условии отсутствия с самого начала «собственных активов», а «собственность» и предпринимательство должны рассматриваться как совершенно разные функции».
Инновационный предприниматель, являясь представителем «новой экономики», создает «чистые» продукты, используя ресурсы других людей или организаций. В частности, ehealth-продукты часто основаны на персональных данных частных людей и Big Data министерства здравоохранения. Все вариации доставки еды и продуктов, организация логистики, большинство необанков (финтех-компаний) основаны на ресурсах и достижениях «старой экономики».
Чтобы доставить вам бургер, его нужно приготовить на оборудовании в кухне, куда следует привезти ингредиенты, произрастающие в конкретных фермерских хозяйствах, оснащенных вполне себе материальными техническими устройствами. Да и в целом доставка бургера вряд ли пользовалась бы спросом до того, как ряд ресторанов воспитал у потребителей вкус к бургерам.