UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОСТОИТСЯ ЛИ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Деловая Америка ликует! Во вторник индекс Доу-Джонса снова достиг рекордной величины - на сей раз в 10 831,71 пункта...

Автор: Максим Череда

Деловая Америка ликует! Во вторник индекс Доу-Джонса снова достиг рекордной величины - на сей раз в 10 831,71 пункта. Огромная армия скептиков, долгое время твердивших, что фондовый рынок США потерял связь с реальностью и в скором времени рухнет, оказалась поверженной безо всякого вмешательства потусторонних сил. Стало ясно, что американской экономикой руководят вполне компетентные личности. Так что если Уолл стрит все же нащупает почву под ногами, нынешний председатель Федерального резерва США Алан Гринспэн будет заслуживать канонизации при жизни за то, что под его руководством Америка спасла мир от депрессии.

А ведь еще полгода назад большинство прогнозов сводилось к тому, что финансовый мир находится за шаг от пропасти. Азия была повержена, Бразилия - близка к тому же, Россия объявила дефолт по своим обязательствам. По словам Билла Клинтона, мир был объят наиболее мощным финансовым кризисом за последние 50 лет. Тогда за дело взялся Гринспэн. Три быстрых урезания процентных ставок - и все стало на свои места. Но самое удивительное - развивающиеся рынки, с которых и начались все проблемы, подобно воскресшему Лазарю, также подают признаки жизни.

Недавняя конференция Межамериканского банка развития была отмечена присутствием небывалого количества латиноамериканских должников, рассказывающих оптимистические истории об улучшении ситуации в своих странах. Особенно впечатляющими были данные, представленные бразильской делегацией, возглавляемой председателем центрального банка Арминио Фрага, специально приглашенным на эту должность из аппарата Фонда Сороса. И это несмотря на то, что еще в январе процесс девальвации национальной бразильской валюты казался необратимым. Параллельно с латиноамериканскими странами ситуация начинает налаживаться и в Азии…

Судя по всему, этот оптимизм имеет под собой реальную основу. В мировой экономике сегодня существует множество факторов, его подтверждающих. Индекс фондовых рынков развивающихся стран IFC по сравнению с прошлым сентябрем поднялся на треть. Причем в некоторых странах зафиксированы удивительные результаты. Так, этот показатель для ближайшего американского соседа - Мексики - только за первые три месяца 1999 года увеличился на четверть. Разница в доходности облигаций, установленных в странах развивающихся рынков и в США, постоянно снижается. Еще в сентябре она составляла, скажем, для южнокорейских облигаций более шести процентов, а сегодня достигла двух с половиной, и это еще не предел.

И все же подобное изменение настроений больше свидетельствует о возвращении доверия развитых стран к своим более слабым партнерам, нежели о возрождении надежд для последних. Экономисты в последнее время пересмотрели в сторону повышения свои прогнозы насчет экономического развития США в этом году. Еще совсем недавно они соглашались с тем, что американский экономический рост составит 2,1%, а сегодня речь идет уже о 3,2%. Вместе с тем, говоря о странах Азии, эксперты выражают подобный оптимизм только в отношении Японии (несмотря на то, что официальная статистика позволяет говорить то же и в отношении других «азиатских драконов»).

Более интенсивный экономический рост в промышленно развитых странах мира несомненно вызовет повышение в них потребительского спроса, а значит, и увеличение импорта из развивающихся стран, на что последние и рассчитывают. В частности, американские экономические показатели демонстрируют, что после длительного периода неизменного падения цен на продукты потребления сейчас этот процесс вроде бы прекратился. А цена на нефть, главная составляющая индекса потребительских цен, в настоящее время уже на 50% превышает свою нижнюю отметку.

Восстанавливающиеся торговые балансы оказывают благоприятное влияние и на стабильность валют стран, принадлежащих к развивающимся рынкам. По подсчетам «Дойче банка», процентные ставки по краткосрочным кредитам в странах Азии упали со среднего значения 8,4% в феврале 1998 года до 2,1% в настоящее время. В Латинской Америке за тот же период времени этот показатель возрос с 14,4 до 19,3%, в основном по причине бразильского кризиса. Однако даже в этом регионе в последнее время наметилась тенденция его снижения, тем более что январская девальвация бразильского реала не вызвала очередного витка паники и цепной реакции в регионе.

В результате этого облигации и акции, выпущенные в развивающихся странах, стали выглядеть значительно более привлекательными, особенно в условиях высоких цен на рынках этих государств. Однако определить истинную цену этих ценных бумаг не так-то просто. Отношения их рыночных цен к чистой прибыли компаний практически не о чем не говорит в условиях, когда эта прибыль незначительна (если она вообще существует). Никто сейчас не может определить реальную цену активов компаний, так как рынки, на которых они работают, все еще истощены. Однако эксперты «Дойче банка» все же подсчитали, что торговые операции на развивающихся рынках в настоящее время совершаются при среднем показателе соотношения между рыночной ценой акций к чистой прибыли компаний в 1,3. А в среднем для нынешнего десятилетия этот показатель составлял 1,7. При этом цены на азиатском рынке явно завышены, а на латиноамериканском являются довольно низкими.

Все вышесказанное вроде бы говорит в пользу того, что еще чуть-чуть - и инвесторы со всех ног снова бросятся на развивающиеся рынки. Однако это справедливо лишь в отношении тех, кто в свое время уже инвестировал в них свои капиталы. Боязнь остаться на обочине при нормализации ситуации в отраслях, в которые они в свое время вложили свои деньги, является главной причиной их несмелого возвращения. Их примеру следуют лишь немногие из числа тех, кто еще не обжигался. И это вполне объяснимо: многие экономики развивающихся стран все еще не оправились от последствий кризиса, а объемы их фондовых рынков сейчас выглядят чересчур уж скромными. Капитализация двух наиболее крупных развивающихся рынков Латинской Америки (Бразилия - 139 млрд. долларов) и Азии (Тайвань - 178 млрд. долларов) вместе взятых меньше, чем одной крупнейшей американской компании, «Майкрософт». Общая капитализация фондового рынка США достигает 12 триллионов долларов, что не сравнимо с 2 триллионами всех развивающихся рынков вместе взятых.

Возрождению развивающихся рынков могли бы способствовать ценные бумаги с гарантиями правительств. Однако и они не внушают инвесторам доверия по двум причинам. Имя первой из них - Россия. До августа прошлого года большинство инвесторов надеялись, что цена долговых обязательств страны, объявившей дефолт, не может быть ниже, чем 20-30 центов за доллар. Россия эти надежды похоронила. Большинство ее долгов сегодня не стоят почти ничего.

Кроме того, неясно, кто объявляет дефолт и по каким обязательствам. Россия, например, отказалась выплачивать долги бывшего СССР, обещая при этом рассчитаться по ценным бумагам, выпущенным под гарантии российского правительства. Существует опасность, что действия Москвы сегодня могут повторить и другие страны, уже имеются признаки того, что таким же путем собирается пойти Пакистан.

В настоящие время некогда привлекательные развивающиеся рынки выглядят небольшими, неликвидными и изменчивыми. Неудивительно, что большинство западных инвесторов сомневаются в целесообразности возвращения на них. Да, не исключено, что экономики этих стран в скором времени действительно будут расти более высокими темпами, чем промышленно развитых. Однако они в настоящее время во многом продолжают зависеть от экономического развития богатых стран, в частности США. Но, с другой стороны, если для американских инвесторов будут складываться комфортные условия для работы дома, они могут не утруждать себя поиском рискованных предприятий где-то за океаном.

Иными словами, все идет к тому, что развивающиеся страны не должны ждать потока денег с Уолл стрит. Они обязаны надеяться не на второе пришествие западных инвесторов, а в первую очередь на собственные силы.