UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОПРОТИВЛЕНИЕ

В середине июля курс евро снова снизился (на этот раз до самого низкого уровня за восемь недель), несмотря на очередную порцию хороших новостей из Европы...

В середине июля курс евро снова снизился (на этот раз до самого низкого уровня за восемь недель), несмотря на очередную порцию хороших новостей из Европы. Кажется, чем больше в регионе евро очевидных признаков оживления экономики, тем более упорно европейская валюта отказывается реагировать на это.

Последние новости включают очередной доклад МВФ. «Трудно припомнить, когда еще основные экономические показатели по региону евро были настолько оптимистичны», — говорится в докладе. «Безработица уже снизилась до более низкого уровня, чем в любой из периодов оживления экономики, начиная с 60-х». В следующем году уровень безработицы в регионе евро может снизиться до 7,7%.

По прогнозам инвестиционного банка J.P.Morgan, во втором квартале этого года темпы роста ВВП региона евро могут составить 5% в год. В это же время, за весь год этот показатель, вероятно, достигнет 3,7%,

Так почему же евро, несмотря на все эти победы, остается таким слабым? Частично это отражает давнее отсутствие уверенности в том, что европейским политикам удастся успешно осуществить структурную реформу. Кроме того, подобную неуверенность усиливают высказывания руководства Европейского центрального банка, которые большей частью остаются непонятными не только для общественности, но и для профессиональных наблюдателей.

Кроме того, присутствует ощущение политической нестабильности в регионе. Так министр финансов Дании заявил о том, что план Франции относительно наделения ЕЦБ большим политическим влиянием, вероятно, снизит количество голосов в пользу единой европейской валюты на референдуме по вопросу вступления Дании в регион евро. Отрицательные результаты референдума в Дании, в свою очередь, вряд ли будут способствовать укреплению единой валюты. Как известно, вопрос о присоединении к региону евро рассматривается еще в трех странах—членах ЕС: Греции, Швеции и Великобритании. Относительно первой (которая не находится в регионе евро не потому, что она туда не хотела, а скорее потому, что ее туда не брали), то она станет участником региона евро уже в следующем году. Швеция, возможно, последует ее примеру, но вряд ли раньше 2002-го. Британия же, крупнейший аутсайдер региона евро, еще до сих пор не решила, хочет ли она вообще отказаться от фунта стерлингов, гарантирующего — по крайней мере, до некоторых пор — стабильность. И на принятие подобного решения, скорее всего, потребуется не один год.

> А, возможно, объяснение этому еще проще. Несмотря на заметное оживление экономики в регионе евро, он все еще не смог догнать Америку, где более высокие темпы роста экономики — и более высокий уровень процентной ставки — все еще привораживает инвесторов. В это же время, такое положение вещей очень скоро может все-таки измениться. В следующем году, по ряду прогнозов, темпы роста ВВП в регионе евро могут превысить этот показатель в Америке практически на целый процентный пункт (см. график). И при угрожающе высоком на данный момент уровне инфляции в регионе евро — в июне уровень потребительских цен вырос на 2,4%, что значительно выше 2-процентного потолка, установленного ЕЦБ, евробанк может снова повысить уровень процентной ставки. И лучше раньше, чем позже.

Подготовлено Агентством гуманитарных технологий по материалам журнала The Economist