UA / RU
Поддержать ZN.ua

Словацкая экономика «выезжает» благодаря предыдущим реформам. И автомобилестроению

Словакия становится центральноевропейским лидером экономического развития, оставляя позади своих партнеров по Вишеградской четверке...

Автор: Якуб Логинов

Словакия становится центральноевропейским лидером экономического развития, оставляя позади своих партнеров по Вишеградской четверке. Такие оптимистические оценки звучат в Братиславе с того момента, когда свои данные о состоянии экономики обнародовали статистическое ведомство этой страны и Организация экономического сотрудничества и развития (OЭCР). Итоги третьего квартала 2006 года оказались чрезвычайно оптимистичными: вместо ожидаемых 6,6% ВВП (в постоянных ценах) увеличился на 9,8%. В то же время из недавно представленного отчета OЭCР следует, что эти тенденции устойчивы.

Рост экономики опирается на здоровую основу и не ведет к ускорению инфляции, считают в Национальном банке Словакии. Двигателем развития является производство, прежде всего автомобилестроение.

Вследствие политики привлечения инвестиций, проводимой предыдущим правительством, Словакия получила много престижных капиталовложений. Здесь решили построить свои заводы такие автомобильные гиганты, как Hyundai, Kia, Volksvagen и Peugeot. В «соревновании» с другими вишеградскими странами — Польшей, Чехией и Венгрией — Братислава победила благодаря относительно небольшой бюрократии, наличию неплохой инфраструктуры и квалифицированной, но все еще дешевой рабочей силы. Немалую роль сыграло также государственное содействие со стороны словацкого правительства (освобождение инвесторов от части налогов, ускорение процедур, инфраструктурные инвестиции и государственные гарантии). Неудивительно, что Словакия уже стала крупнейшим в мире производителем автомобилей на одного жителя.

Внезапное ускорение экономического роста связано с тем, что большинство «автомобильных» инвестиционных проектов именно сейчас входят в фазу реализации. Поэтому рост на уровне 8—10%, обусловленный этим фактором, можно ожидать в течение двух ближайших лет, читаем в отчете OЭCР. Потом он стабилизируется на уровне 5—6%, что тоже неплохо, прогнозируют аналитики этой организации.

Привлечение иностранных инвестиций было одним из главных достижений команды Миклоша Дзуринды. Вместе с тем это и одна из наиболее критикуемых сфер деятельности предыдущего правительства. Ведь крупные и престижные инвестиции не поступали во все регионы Словакии равномерно. А значит, неравномерно увеличивалось количество рабочих мест и благосостояние граждан.

Привилегированными были западные и юго-западные территории, то есть местности, расположенные вблизи Братиславы и Вены или чешской границы. Их преимущества — это удобное географическое расположение и развитая транспортная инфраструктура. Вот там уже сейчас живется не хуже, чем в среднем по Евросоюзу. Вместе с тем восточные Пряшевский и Кошицкий края остаются недоинвестированными, с множеством социальных проблем и 20—30% безработных. Уровень жизни там не намного лучше (а иногда хуже), чем в Закарпатье.

Антидзуриндовской оппозиции (то есть нынешним властям) не нравилось, что на затратную помощь иностранным инвесторам сбрасывались не только богатый запад страны, но и бедный восток. И несмотря на неплохой рост словацкой экономики, который еще при Дзуринде составлял в среднем 4%, большинство населения так и не успело почувствовать его результаты. На июньских выборах разочарованные избиратели избрали партию Роберта Фицо (Smer, то есть «Направление»), обещавшего рост благосостояния для всех уже сегодня.

Похоже, действующему премьеру все же удастся осуществить свои популистские предвыборные обещания. И это благодаря... восьмилетнему правлению своего настойчивого соперника Миклоша Дзуринды. Ведь устойчивые результаты тогдашних реформ появляются именно сейчас, и общество воспринимает это как заслугу Роберта Фицо. По мнению большинства экономистов, высокий рост ВВП ощутимо и положительно скажется на уровне жизни всего общества, пишет портал aktualne.sk, комментируя последние события в экономике.

Подтверждением этой оценки стали прогнозы вышеупомянутого отчета OЭCР. Ожидается, что Словакия сможет в конце концов избавиться от своей наибольшей проблемы — почти самой высокой в ЕС (наряду с Польшей) безработицы. В прошлом году она составляла 16,2% (в Украине по этой же методологии подсчета — около 9%), в текущем должна снизиться до 13,5%, а в следующие два года — соответственно до 12,2 и 11,7%. Будет сокращаться и дефицит государственных финансов. Правда, в этом году он возрастет с прошлогодних 3,1 до 3,7%, однако уже в 2007-м должен снизиться до 2,7%, а в 2008-м — до 2,2% ВВП.

В конце концов, правительство уже определилось, что дополнительные 3 млрд. крон, недавно «обнаруженные» министром финансов, пойдут на досрочную уплату долгов и поддержку науки. Не такой уж Фицо социалистический, как его рисовали, с грустью говорит депутат Ивета Радичова, пишет aktualne.sk.

Эти тенденции, вместе с весьма сдержанной экономической политикой правительства, дают основания рассчитывать на достижение в 2009 году маастрихтских критериев, что позволит в том же 2009-м ввести евро, добавляют аналитики OЭCР. Поскольку после временного роста инфляции до 4,5% в 2006-м она снизится до 2,8 и 2,2% соответственно в 2007 и 2008 годах.

Вместе с тем OЭCР не ограничивается только констатацией позитива. Главной и очень серьезной угрозой для экономического роста является нестабильность на рынке энергоносителей. Как и другие страны региона, Словакия очень зависима от российского сырья. К тому же при пророссийском премьере Владимире Мечиаре (1992—1998) правительство заключило со «старшим братом» ряд энергетических контрактов, не способствующих усилению энергетической независимости.

Кроме того, аналитики OЭCР подчеркивают необходимость серьезных реформ на рынке труда, благодаря которым безработные со «стажем» смогли бы найти работу. А людей, уже переставших даже мечтать об этом, в Словакии очень много. Особенно острыми являются социальные проблемы на востоке (жизнь там некоторым образом облегчают дешевые покупки в украинском Закарпатье) и среди многочисленного ромского меньшинства.

По мнению авторов отчета, правительство должно также провести реформу образования и здравоохранения. Кстати, это единственные сферы деятельности, которые не успели реформировать за восемь лет правления Дзуринды (хотя собирались в случае победы на последних выборах). Все остальное удалось изменить полностью, нередко путем эксперимента и не без протестов в обществе.

Многим читателям, наверное, не совсем понятно, откуда у словаков такое большое стремление к болезненным реформам. И почему, несмотря на непрерывные протесты и недовольство, избиратели все же переизбрали в 2002 году реформаторские партии на второй срок. Причина этого — прежде всего в особенностях словацкой трансформации, которая развивалась совсем иначе (читай: сложнее), чем в соседних Польше, Венгрии и Чехии.

После демократических и рыночных преобразований в 1989 году и развода с Чехией в течение 1992—1993 годов Словакия пережила свой вариант «кучмизма». «Отец нации» Владимир Мечиар, правивший до 1998 года, проводил хорошо нам всем знакомую политику «третьего пути». На практике это означало замедление приватизации (особенно банков), увеличение коррупционных схем, непрозрачные связи с Москвой и экспансивную фискальную политику. Парламентские выборы 1998-го были именно тем, чем 2004 год для Украины: с одной стороны, надежда на изменения, с другой — тревожное ожидание вероятных фальсификаций.

Но Словакия — не Украина. Фальсификаций не было, премьер Мечиар ушел честно. Желание любой ценой наверстать упущенное и «вернуться в Европу» все восемь лет преодолевали в обществе недовольство мучительными реформами.

После победы на июньских парламентских выборах и создания правительства премьер-министр Роберт Фицо не прибегает к радикальным решениям, которые могли бы отпугнуть иностранных инвесторов, и проводит довольно сдержанную экономическую политику. Потому сохранению экономического роста может помешать только ситуация на рынке энергоносителей, но не политика, считают словацкие экономисты.