UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЛИЯНИЯ: ПРАКТИЧНО, НО УЖЕ НЕ «МОДНО»?

Беспрецедентное нарастание масштабов корпоративных слияний и приобретений, отмечавшееся в 1990-х годах, сопровождалось сильным скепсисом со стороны аналитиков...

Беспрецедентное нарастание масштабов корпоративных слияний и приобретений, отмечавшееся в 1990-х годах, сопровождалось сильным скепсисом со стороны аналитиков. По их мнению, основной причиной слияний было стремление замаскировать огромные задолженности падающих «в объятия» друг другу компаний и завуалировать общее неблагоприятное впечатление о состоянии дел в них. Однако недавняя книга Сюзен Тримбат, экономиста из института Милкена, «Слияния и эффективность: отсроченные результаты» содержит противоположную точку зрения. Основанную, что немаловажно, на детальном изучении показателей за 15 лет 276 компаний из списка журнала Fortune 500, которые прошли процесс слияний. Оказалось, что в 70 процентах случаев подобная реорганизация привела к повышению эффективности компаний, а общая экономия по всем 276 компаниям составила 28 млрд. долл. В отличие от общепринятой точки зрения, эта экономия достигалась не за счет массовых увольнений, которые на самом деле оказались не столь уж массовыми, а за счет более эффективного использования существующей инфраструктуры, в частности, сокращения расходов на рекламу и распространение.

Сто наиболее успешных в этом отношении компаний из проанализированного списка в среднем повысили свою эффективность в результате слияния на 5 процентов и сэкономили по 250 млн. долл. в год каждая. Рекордсменом роста эффективности считается компания Freeport McMoRan Inc., которая в 1987 году за 700 млн. долл. приобрела находящуюся на грани банкротства фирму Petro-Lewis Corp. Спустя год эффективность нового образования выросла на 55 процентов, а экономия составила 1,2 млрд. долл.

А рекордсменом со знаком «минус» оказалась компания AT&T Corp., выложившая в 1991 году 7,5 млрд. долл. за NCR Corp. Понеся огромные убытки на этой сделке, в 1996 году AT&T вынуждена была избавиться от неудачного приобретения, продав его всего лишь за 3,4 млрд.

В целом д-р Тримбат считает идею слияний весьма удачной, и причиной их провала может быть либо выбор не того партнера, либо плохой менеджмент нового образования. Правда, в ее работе тщательно проанализированы данные о результатах слияний, произошедших до 1995 года, то есть до начала бума на этой почве. Однако предварительные прикидки, сделанные автором на более поздний период, отклонений от наметившейся тенденции не выявили.

Примечательно, что исследование опубликовано на спаде моды на слияния. Так, если в 2000 году общий объем подобных операций составил 3,4 трлн. долл., то уже в следующем году этот показатель сократился до 1,7 трлн. И было бы слишком оптимистично думать, что выводы д-ра Тримбат перевесят те негативные факторы, которые ограничивают стремление к слиянию: снижение цен на акции, политическая нестабильность, тусклые экономические перспективы, лавина корпоративных скандалов. Хотя, по мнению автора исследования, рост эффективности ведет (вернее, должен вести) к снижению цен, что вызывает повышенную активность покупателей, а это, в свою очередь, стимулирует ускоренное развитие экономики в целом...