UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКАЗКА ПРО КУРОЧКУ РЯБУ НА СОВРЕМЕННЫЙ ЛАД

Для среднеевропейского обывателя события на Балканах затмились бельгийским «куриным скандалом»: обнаружение в курином корме канцерогенного диоксина вызвало настоящий переполох...

Автор: Светлана Кабачинская

Для среднеевропейского обывателя события на Балканах затмились бельгийским «куриным скандалом»: обнаружение в курином корме канцерогенного диоксина вызвало настоящий переполох. А вот нас уже вряд ли что-нибудь способно вывести из равновесия. Хотя и без международных потрясений давно пора было бы поинтересоваться, что творится в нашем родном птичнике?

* * *

Жили-были дед да бабка в хорошем селе под грозным названием Великий Мытник (то есть большой таможенник). Село было хорошим не только потому, что стоит на киевской трассе, но и потому, что в нем расположена большая птицефабрика. И работали старик со старухой на этой самой фабрике, ухаживали за курочками-рябушечками, пеструшечками, белокрылушками. И в благодарность за хороший уход и питание несли им курочки яички. Нет, не золотые - простые. Когда птицефабрика еще принадлежала колхозу, хозяйство ежегодно продавало государству около 5 миллионов штук яиц. А с 1980 года, когда птицефабрика перешла в собственность «Облптицепрома», куры вообще почувствовали себя... нет, не принцессами. Королевами. Так как корм для них завозили централизованно и высокого качества, а бабке с дедкой зарплату тоже повысили, и они ухаживали за птицами еще лучше. И снести 7-10 миллионов штук яиц в год стало для кур великомытницкой птицефабрики делом не геройства, но чести...

Дальше пойдет совсем не сказочный стиль. Не те времена, господа. Те - канули в Лету, а вместе с ними и куриное достояние Виннитчины. С 220 миллионов штук яиц в 1990 году область сползла на 64 миллиона в прошлом. С трех миллионов до одного уменьшилось и птичье поголовье. Птицефабрик, правда, в последние годы не закрывали. Но на примере, с которого мы начали, легко проследить процесс упадка отрасли.

Великомытницкая птицефабрика, производящая около двух с половиной миллионов штук яиц в год из трех всего по Хмельницкому району, - жалкий осколок существовавшей здесь птичьей империи. Раньше район производил по 19 миллионов штук яиц ежегодно. Было кому нестись: лет десять назад тут обитало 208 тысяч кур, а к началу этого года птичье племя составило всего лишь 19 тысяч. Птицехозяйство наполовину разрушено. И правда: зачем птичник, если в нем - ни гребешка, ни клювика?

Но не только куры перевелись в окрестностях курортного (и потому особенно охочего до птичьих прелестей) Хмельника. Раньше здесь на птицефабрике и фермах «жили у бабуси» чудесные гуси, выращивали мечту всех диетиков - важных мясистых индюшек. Сегодня остается только слюнки глотать, вспоминая те времена. Правда, в Уланове продолжает действовать инкубаторная станция. Перейдя под крыло местного КСП «Дружба», она родила надежду в сердцах не только дедов и бабок, но и фермерских, и коллективных хозяйств, которые не прочь воссоздать у себя птичий двор.

Может, и в самом деле хоть теперь появится альтернатива мелкособственническому яйцу, которое за эти годы стало действительно золотым, особенно в зимнюю пору. Тем более, что не так уже часто бабка соберет от курочки Рябы десяток яичек и вынесет их на базар. Как правило, этим промыслом занимаются сейчас оптовики, по дешевке скупающие яйца в селах и везущие их в Хмельник, Винницу, Киев, накручивая цену за каждый километр и литр бензина.

А что же «Птицепром»? Почему не создает конкуренции?

Когда-то могущественный «Облптицепром» в непорочной тишине (телефоны отключены за неуплату) грустно подсчитывает убытки. Диспаритет цен взял отрасль за горло. Стоимость комбикормов повысилась в 2,5 раза, электроэнергии - раз в 10 (а ведь технология энергозатратная), яйцо же по сравнению с тем далеким 1990-м подорожало на 2-3 копейки. В прошлом году себестоимость десятка яиц составила 1 гривню 43 копейки, а цена реализации - 1 гривня 23 копейки. Продукция убыточна, и чем больше ее производят, тем больше убытки.

Да и стоит ли гнаться за повышением объемов? - раздумывают винницкие специалисты, хоть и планируют увеличить производство яиц до 100 миллионов штук в год. Раньше рынком сбыта был весь Союз, сегодня же прилавок сузился до областных масштабов. И летом, когда несучесть кур увеличивается, возникают проблемы с реализацией. Так что считать надо, до копеечки все просчитывать, учитывать все варианты, чтобы не ошибиться с планами, прогнозами и действительными потребностями.

Хотя, если честно, такой анализ следовало делать намного раньше. И не только в масштабах области. Уже практически всем очевидна необходимость реформирования организационной структуры отрасли в соответствии с требованиями времени. Но у столицы все не доходят до этого руки.

Да, непростые нынче времена. Но, кажется, простых у нас никогда и не было. Разве хватало нам мяса в 1990 году, когда бройлерное производство оперировало цифрой в 284 тысячи тонн (по 14 килограммов на человека) и почетным четвертым местом в мире? Правда, его себестоимость была выше, чем зарубежного, - но ведь ели мясо отечественного производства, и на повестке дня было не только наращивание объемов, но и снижение себестоимости. Теперь «ножками Буша» хоть завались, но уже далеко не у всех есть на них деньги. Да и слухи всякие ходят об этих чужих окорочках. Свое - так хоть знаешь, что ешь...

Но - где же это свое? Поскольку птицеводство не принадлежит к приоритетным отраслям сельского хозяйства (ну что с курицы возьмешь, кроме яйца, да и то не каждый день), то брошено оно на самовыживание. Правда, в прошлом году специальным правительственным постановлением для целевого использования в птицеводстве было выделено 375 тысяч тонн фуражного зерна. Но это - на государственном уровне. На областном же вопросы практически не решаются. По словам главного зоотехника «Винницаптицепрома» Василия Грынника, если раньше птицеводство обеспечивалось внутри области 100-110 тысячами тонн корма, то в прошлом году получили лишь 16 тыс. Остальной искали по всей Украине. При наличии денег это, конечно, не проблема. Но... есть материальная база, есть площади, есть специалисты - нет только средств, чтобы заставить все это работать на отрасль. И не будет до тех пор, пока в стране бушует вакханалия цен.

Впрочем, цыплят по осени считают. Может, и правда, еще зазвучит старая сказка на традиционный лад, оптимистично и многообещающе: «Не плачь, дедка, не плачь, бабка, я вам опять снесу яичко...».

И так - каждый день.