UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Система» начала продаваться в Лондоне

Девятого февраля российский холдинг АФК «Система» провел размещение своих акций на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ) и в понедельник, 14-го, объявил о начале торгов ценными бумагами...

Автор: Юлия Загоруйко

Девятого февраля российский холдинг АФК «Система» провел размещение своих акций на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ) и в понедельник, 14-го, объявил о начале торгов ценными бумагами.

Следует заметить, что с точки зрения привлечения инвесторов событие было обставлено весьма грамотно. Например, накануне воскресный еженедельник Sunday Times посвятил событию три материала в одном номере. А бизнес-редактор Уильям Льюис, постоянно «обозревающий» главные новости недели, рассказал о предстоящем выпуске ценных бумаг «Системы» под заголовком «Русская рулетка» и начал весьма экстравагантным цитированием: «Все они теперь суки Путина».

Дальше автор поясняет, что слова эти принадлежат Уильяму Браудеру, главному управляющему холдинга Hermitage Capital Management, и относятся они к «российским олигархам». (А ведь правда, лучше эпатажа рекламы не придумать!) Мистер Браудер сам расшифровывает свой афоризм: дескать, олигархи так запуганы грубым обхождением президента Путина с Михаилом Ходорковским, что уже платят гораздо больше налогов и осознали, «что именно центральное правительство заправляет в курятнике, а не олигархи».

Вряд ли мистера Браудера просили содействовать рекламной кампании «Системы». Скорее всего, он сам, как один из крупнейших иностранных инвесторов в России, искренне и добровольно хотел убедить коллег по инвестбизнесу, что вкладывать деньги в российские акции не так опасно, как кажется на первый взгляд, и что страхи, порожденные делом ЮКОСа, «неоправданны». По его версии, «увод» российскими властями у ЮКОСа главного актива, компании «Юганскнефтегаз», — всего лишь единичный случай. А что аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» оказался столь скверным, так российское правительство «не планировало его таким» — это всего лишь результат правового иска ЮКОСа, рассматриваемого в техасском суде.

Чего скрывать, не все западные инвесторы находятся в столь благостном настроении относительно российского инвестиционного пространства. За последний год кое-кто из них посчитал, что лучше с Россией не связываться. Благо, на планете есть много мест, где потребность в инвестициях не меньше.

Но инвестиционные банки Credit Suisse First Boston и Morgan Stanley, приглашенные «Системой» в качестве консультантов, задействовали грамотный пиар, поскольку неплохо разбираются в особенностях менталитета инвестора. Этот «бедный и запуганный» западный инвестор на самом деле — весьма азартный игрок. И сегодня, особенно при взгляде на Россию, впадает в состояние «и хочется, и колется». С одной стороны, всегда можно поместить капиталы в акции благополучных западных компаний — доход будет весьма скромен (в среднем 2—3% годовых), зато риск, как правило, минимален. А с другой — можно пойти на новые развивающиеся рынки, где риски больше, зато и прибыли совсем иные. И даже на общем фоне новых рынков Россия выделяется как самый дешевый по стоимости активов, который сулит огромные возможности роста капитала, но — при существенном увеличении рисков.

Активное «наступление» российского холдинга на лондонский Сити началось еще за месяц до размещения акций. Банки-консультанты представляли «Систему» участникам фондового рынка как довольно качественный бизнес под управлением динамичной команды менеджеров, уверяя, что тревоги по поводу качества корпоративного управления завышены. Говорили, что «Система» — вовсе не новичок на западном рынке, поскольку в числе ее стратегических партнеров — Deutsche Telekom и Allianz.

Заявок на покупку акций поступило гораздо больше, чем ожидалось. Причем интерес проявили не только специализированные фонды по новым рынкам, но и обычные инвестиционные фонды. Кроме того, потенциальных покупателей акций несомненно впечатлило и то, что «Система» показывает хорошие результаты деятельности, например, рост объема продаж за последние четыре года увеличился почти в шесть раз (с 720 млн. долл. в 2001-м до 4,1 млрд. долл. в 2004-м), а чистая прибыль выросла с 241 млн. до 1,3 млрд. долл.

К слову, следует заметить, что российские компании не пренебрегают одним из основных правил в финансовых сделках: чем выше уровень и рейтинг финансового консультанта (банка или фонда), тем выше вероятность привлечения большого числа респектабельных покупателей. Украинским, как государству, так и бизнесу, следует, очевидно, данный опыт учесть. С учетом провозглашенного «выхода в Европу, в мир».

Итак, ценные бумаги «Системы» были выпущены и начали успешно продаваться на Лондонской фондовой бирже. Первое публичное размещение глобальных депозитарных расписок (GDR) принесло эмитенту 1,56 млрд. долл., что превысило первоначально намеченную сумму подписки на акции в 2,5 раза. И на сегодня такой результат — лучший для российских компаний на международных фондовых биржах. Цена, которую «Система» выручила от продажи институциональным инвесторам 16,5% своих активов, выводит общую рыночную капитализацию холдинга на уровень 8,2 млрд. долл.

О перспективности холдинга АФК «Система» в плане привлечения инвестиций можно было говорить и раньше. Хотя бы потому, что основную прибыль он получает от контрольного пакета акций крупнейшего в России оператора мобильной связи МТС («Мобильные ТелеСистемы»). А телекоммуникации, как известно, меньше подвержены влиянию политических рисков, чем природные ресурсы, которые доминируют на российских биржах. Еще год назад инвестиционный банк Merrill Lynch в первую мировую пятерку наиболее привлекательных для инвестирования операторов мобильной связи включил и МТС — наряду с таким гигантом, как британская Vodafone. А все потому, что на российском телекоммуникационном рынке доля МТС составляет около 37%, а Россия дает почти 10% общемирового прироста абонентов сети GSM — за счет огромного размера страны с достаточно низким показателем покрытия связью.

«Система» позиционирует себя как диверсифицированную холдинговую компанию, имеющую интересы не только в телекоммуникациях, но и в электронике, розничной торговле, недвижимости, страховании и банковском секторе. Кроме МТС, в холдинг входят компании «Интурист», МТТС, РОСНО, крупнейший в стране магазин игрушек «Детский мир», в прошлом году приобретен контрольный пакет акций украинского предприятия «Квазар-микро». Аналитики считают, что «Система», очевидно, будет использовать средства от продажи своих ценных бумаг на Лондонской бирже для участия в приватизации российской государственной компании «Связьинвест», 75-процентный пакет акций которой может быть выставлен на продажу уже во второй половине этого года.

Несмотря на то что Лондонская фондовая биржа оказала «Системе», судя по результатам, довольно теплый прием, далеко не все инвесторы, особенно портфельные, верят «в возможность делать бизнес с Путиным». Важнейшим фактором, влияющим на новые рынки, в числе которых и российский, все-таки остается восприятие инвесторами различных составляющих политического риска (например, национализации или конфискации). В принципе, дебют «Системы» показывает, что инвестор готов вернуться в Россию, но за «правильную цену». Тот, кто готов рискнуть, считает, что России для продолжения экономического роста (именно эти 7% — один из мощных аргументов «за») просто не обойтись без привлечения иностранных инвестиций. Однако непохоже, чтобы правительство Путина стремилось развеять страхи и подозрения западных бизнесменов. Ровно через двое суток после выпуска лондонских акций «Системы» в Москве было принято решение об ограничении в будущем доступа иностранных инвесторов к участию в аукционах по распределению лицензий на разработку природных ресурсов России. Что, по мнению британских аналитиков, моментально снизило «градус русомании».

В случае «Системы» инвестиционные риски рассматриваются с точки зрения прочности положения ее хозяина (таковы реалии бизнеса в России). Считается, что миллиардер Владимир Евтушенков, в собственности которого находятся 2/3 холдинга, построил «чистый» бизнес и не замешан в дешевой скупке лучших госкомпаний во времена приватизации 90-х годов. При этом Евтушенков связан дружественными и родственными связями с мэром Москвы Юрием Лужковым, что для ведения бизнеса по-российски очень даже немаловажно. Ну и что, что между мэром столицы и главой государства не очень теплые отношения? Пока что риск замены московского мэра многими экспертами оценивается как незначительный. Да и сам Евтушенков, изучив опыт своего друга Ходорковского, всеми силами пытается показать верховной власти, что политикой не интересуется.

Британский еженедельник Observer приводит слова одного влиятельного американского банкира, работающего в Москве, о том, что западные бизнесмены вообще боятся идти на какие-либо сделки в России без получения предварительного «благословения» в Кремле. Тем не менее банки Credit Suisse и Morgan Stanley, консультировавшие «Систему», уверяют, что ни один из них не обращался в британское Министерство иностранных дел с просьбой о получении от российского правительства каких-либо политических заверений по поводу «Системы».

В Лондоне усиленно говорят и пишут о том, что еще несколько российских компаний, вдохновленных успехом «Системы», планируют свой выход на биржу в ближайшем будущем. Среди них называют металлургическую компанию «Евразхолдинг», интернет-портал Rambler, несколько частных банков, а также алюминиевый гигант СУАЛ, принадлежащий на паях Виктору Вексельбергу и Леониду Блаватнику. Говорят также, что миллиардер Владимир Потанин (широко известный патрон компании «Норильский никель») уже якобы нанял экспертов из голландского банка ING, которые будут готовить рекомендации относительно «листинга» акций его компании Open Investments для официальной торговли на ЛФБ.

Почему возник такой суперспрос именно на Лондонскую биржу, а не на Нью-Йоркскую NYSE, франкфуртскую Duetsche Boerse, амстердамско-брюссельско-люксембургско-лиссабонско-парижскую Euronext или еще какую-нибудь? На этот вопрос могли бы ответить сами клиенты ЛФБ — как нынешние, так и будущие. Но они пока скромно молчат. Эксперты же считают, что приход российских компаний на американский фондовый рынок сдерживается, главным образом, из-за принятия в США в 2002 году нового, более жесткого законодательства (Sarbanes-Oxley Act) по корпоративному управлению, требованиям к бухучету и финансовой отчетности, внутреннему аудиту компаний, расследованиям корпоративных злоупотреблений и ответственности менеджмента перед обществом, введенных после скандального банкротства энергетического гиганта Enron. Кроме того, уже сложилось нечто вроде традиции, когда IPO (initial public offering, или первоначальное размещение акций) российских компаний достаточно успешны на Лондонской бирже. И что наиболее важно — именно здесь российские предприниматели могут относительно безопасно заимствовать «длинные» деньги, которые на российских рынках получить гораздо сложнее. Плюс — процентные ставки в Британии более выгодны для получения российскими компаниями финансирования.

Зато дерзкие английские журналисты выдвигают попутно и свои версии, как то: наличие в Лондоне «процветающего землячества» российских миллионеров и немалочисленной свиты в виде адвокатов, консультантов, партнеров, переводчиков. Словом, в Лондоне имеется вполне разветвленная инфраструктура для богатых россиян, включая школы, рестораны, клубы, концертные залы и прочую обслугу. Кроме того, на решение некоторых олигархов могли опосредованно повлиять успешные примеры «приземления» на британскую землю политбеженца Березовского или футбольного инвестора Абрамовича. Хотя Лондонская биржа вряд ли может служить охранной грамотой на все непредвиденные случаи российской политической жизни.

Тем не менее некоторые обозреватели считают, что в будущем на финансовых просторах лондонского Сити возможно даже возникновение ажиотажа в виде «красного мыльного пузыря». Что это означает на фондовом рынке — его участники хорошо знают из прошлого, порой довольно горького опыта: на пузырях сделать деньги может только тот, кто сумеет выйти из игры прежде, чем пузырь лопнет. Но пока прогноз для российских ценных бумаг на Лондонской фондовой бирже склоняется в сторону благоприятного…

P.S. Оказывается, не только российские, но и украинские компании начинают протаптывать тропинку на Лондонскую фондовую биржу — правда, пока через ее отделение для компаний с малой капитализацией (AIM). 11 февраля с.г. компания «Укрпродукт», крупнейший (как заявлено на сайте ЛФБ) производитель и дистрибьютор фирменных продуктов питания с оборотом в 17,5 млн. фунтов, со штаб-квартирой в Киеве и корпоративной регистрацией на острове Джерси, осуществила выпуск своих акций на сумму 5 млн. фунтов, что довело ее капитализацию до 22 млн. фунтов.

Можно было бы написать и побольше о столь неординарном случае в отечественной корпоративной действительности. Но «ЗН» на презентацию не приглашали…