Стратегический план Европейского союза, который предусматривал широкомасштабные поиски недополученных налогов, в очередной раз споткнулся о швейцарский бордюр. Независимая Швейцария по-прежнему не намерена расставаться со своей «золотой акцией» — законом о тайне банковского вклада.
Борясь за наполнение национальных бюджетов, правительства стран ЕС уже давно намеревались начать войну с собственными гражданами (в основном — небедными) и их нежеланием инвестировать в родные экономики и платить налоги в родную казну. Растущая мобильность капитала соблазнила многих европейцев размещать свои сбережения в таких странах, как Люксембург или Швейцария, где существуют строгие и нерушимые (пока) законы о банковской тайне. Инвестирование подобного рода дает возможность нерезидентам избегать уплаты налогов по доходам, в частности по начисленным на сбережения процентам.
Вначале, в качестве противодействия, Европейская комиссия предложила всем странам-членам ЕС ввести единый налог на доход по месту его происхождения/начисления. Иными словами, если гражданин одной из стран ЕС держит деньги в банке (фонде и т.п.) другой страны ЕС, то с него в любом случае будет взиматься единый ЕС-налог на доходы от этих вкладов (например, на годовые проценты, которые «зарабатывает» вложенная сумма). Такому шагу резко воспротивилась Великобритания, опасаясь, что подобные действия сильно ударят по лондонским рынкам евробондов и приведут к массированному оттоку капитала в финансовые центры за пределами Европейского союза, такие как Нью-Йорк или Цюрих.
Посоветовавшись, лидеры ЕС решили пойти иным путем — введя так называемый обмен информацией о клиентах. В результате каждая из стран-членов Евросоюза будет получать сведения о своем гражданине, если тот захочет инвестировать свои сбережения в финансовые учереждения любой другой страны ЕС. Налог тогда придется заплатить на родине.
Такой план совсем не понравился Бельгии и Люксембургу, и они продолжали настаивать на введении единого налога по месту происхождения дохода. Время шло. На саммите ЕС в июне 2000 года Люксембург заявил, что готов согласиться с принципом «обмена информацией», но лишь при условии, что эквивалентные меры будут согласованы с третьими странами (США, Швейцарией и другими). Иначе предотвратить массовый отток сбережений с территории Евросоюза не удастся. Официальный Брюселль, правда, был весьма пессимистичен — перспектива получения информации из других инвестиционных центров мира выглядела мало реалистичной.
Между тем швейцарское правительство опубликовало результаты опроса, который показывал, что 2/3 населения страны не поддерживают идею отмены банковской тайны, даже если это будет касаться лишь иностранных инвесторов. А поскольку изменения подобного рода в законодательстве Швейцарии должны быть одобрены референдумом, шансы Европейского союза относительно уступок со стороны швейцарского соседа и сегодня остаются весьма призрачными.
Кстати, тогда же, в 2000 году лидеры стран-членов ЕС сами установили срок — к июню 2002 года достичь соглашения с третьими странами по обмену информацией об инвесторах-вкладчиках из ЕС. Во вторник, 4 июня с. г., на встрече в Люксембурге министры финансов ЕС услышали в докладе Еврокомиссии, что в течение последних месяцев в вопросах налогообложения достигнут незначительный прогресс. А именно: из шести «третьих» стран прогресс наблюдается в переговорах с Андоррой, Монако, Лихтенштейном, Сан-Марино и США. Со Швейцарией Евросоюз пока не смог начать формальные переговоры.
Среди всех «третьих» стран соглашение со Швейцарией рассматривалось Еврокомиссией как важнейшее. Зная это, альпийская республика использовала вопрос налогообложения для получения уступок от ЕС в целом ряде других сфер. Например, пакет соглашений между ЕС и Швейцарией по торговле, транспорту и свободному передвижению людей вступит в силу с июня этого года. Кроме того, швейцарское правительство настаивает на окончании ряда других переговоров с ЕС (по Шенгенским и Дублинским соглашениям, по либерализации торговли услугами). И лишь затем, как считают в Берне, можно будет приступать к переговорам по вопросам, волнующим ЕС.
Не являясь членом Европейского союза, Швейцария еще долго сможет торговаться со своими соседями. Но она, к примеру, входит в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития). Тем не менее, и в рамках этой организации она последовательно противостоит любым посягательствам на привилегию иметь «свой» закон о банковской тайне. Потому в середине мая, на ежегодной встрече представителей стран-членов ОЭСР, Швейцария и Люксембург воздержались при голосовании за одобрение мер по устранению «вредной» практики налогообложения. Поскольку меры эти могли бы в дальнейшем привести к неизбежным изменениям в банковском законодательстве. Тогда же Швейцария гневно отбросила британские предположения о том, что ее закон о тайне вкладов является препятствием в борьбе с финансовыми источниками терроризма.
Маленькая Швейцария на сегодняшний день управляет 1/3 всего частного финансового состояния в мире, которое оценивается в 1860 млрд. долл, или 2060 млрд. евро. Естественно, давняя традиция соблюдения тайны вкладов является существенным элементом для привлечения и сохранения доли этого очень выгодного рынка. А также, в значительной степени, и процветания за его счет.
Тем не менее члены и руководство ОЭСР не теряют надежды переубедить Швейцарию и Люксембург к апрелю 2003 года. Именно к этому времени страны-члены данной организации должны устранить «вредную» практику из своих налоговых систем. Не лишены оптимизма и соседи по Европейскому союзу, которые ожидают, что Совет министров ЕС сможет принять решение по вопросу налогообложения в декабре. Единственное, что не вселяет никакого оптимизма, так это настроение швейцарского электората. Последние опросы общественного мнения показали, что население страны очень хорошо информировано по данному вопросу. При этом 58% поддерживают существующие банковские правила и лишь 11% желали бы изменить закон о тайне вкладов.