UA / RU
Поддержать ZN.ua

СБЫЛАСЬ МЕЧТА ОДЕССИТА

Девять долгих лет пробивала Одесса создание свободной экономической зоны. Пробивала основательно...

Автор: Нина Перстнёва

Девять долгих лет пробивала Одесса создание свободной экономической зоны. Пробивала основательно. В этом процессе участвовали не только отцы города, но и ученые и даже рядовые горожане. Специально для их волеизъявления еще в декабре 1990 года был организован референдум, чтобы в Киеве смогли прочувствовать всю серьезность намерений. Однако 93,8 процента голосов, подтвердивших желание жить в вольном городе со свободной гаванью, действия не возымели. И вот, наконец-то, в самый последний день - день окончания президентских полномочий по изданию экономических указов - Леонид Кучма подписал-таки документ о создании зоны «Порто-франко». Правда, не совсем той зоны, о которой грезили одесситы. Но тем не менее свершилось, как говорится.

Подарок Президента

По случаю появления на свет долгожданного указа одесская мэрия на радостях устроила в выставочном зале морского вокзала большую презентацию СЭЗ, куда пригласила человек этак 300. Правда, само мероприятие хотя и было обставлено торжественно и солидно (пришли руководители города, области, дипломаты, банкиры, бизнесмены, журналисты...), однако прошло весьма скромно и быстро. Но зато целенаправленно.

Это была не столько презентация СЭЗ, сколько презентация указа Президента. Открывая мероприятие, городской голова Руслан Боделан выразил признательность Леониду Кучме за его решение, которое назвал «мудрым, смелым, принятым наперекор противникам и оппонентам», а потом добавил: «Я хочу от имени одесситов поблагодарить Президента Украины за подарок нашему городу».

Насчет подарка, конечно, подмечено весьма точно. С какой стороны ни посмотри - то ли с экономической, то ли с политической. Глава администрации Президента Николай Билоблоцкий, специально прилетевший на презентацию, выступил перед собравшейся почтенной публикой и сказал буквально следующее: «Леонид Кучма, будучи 10 апреля сего года в Одессе с рабочим визитом, пообещал подписать указ по зоне и свое слово сдержал. С тех пор прошло 3 месяца и 10 дней. До 31 октября тоже осталось 3 месяца и 10 дней. Я думаю, избиратели проявят такое же отношение, как проявил Президент». А для этого в городе, по словам Николая Петровича, при той злагоде, которая царит здесь, имеются все условия.

Что до самой зоны, то она подарена на 25 лет Одесскому порту и начнет функционировать с 1 января 2000 года. Однако народ так расчувствовали рассказами о благах, которые принес городу режим «порто-франко», действовавший на территории Одессы в прошлом веке, с 1819 по 1858 годы, что после презентации ученым-экономистам с экранов телевизоров пришлось разъяснять одесситам, что старая зона и новая - это две большие разницы, хотя принцип работы тот же - беспошлинный ввоз товаров.

Режим старого «порто-франко» (режим свободной торговли), приведший к процветанию Одессы, охватывал не только территорию порта, но и прилегающую к нему часть города. Нынешняя же зона, для которой отведено 32,5 гектара Одесского порта, создается для развития самого порта путем привлечения инвестиций, а также увеличения грузопотоков, транзитных перевозок, транспортно-складских, экспедиторских и других услуг. Естественно, со всеми вытекающими отсюда последствиями для города и страны в целом. Разумеется, последствиями хорошими.

На Карантинном молу

Свободная экономическая зона будет располагаться на Карантинном молу, где путем намыва была образована территория под будущую СЭЗ. Порт, веря в то, что на его территории рано или поздно, но будет все-таки введен режим «порто-франко», к созданию зоны готовился загодя, поэтому успел построить на отведенном месте контейнерный терминал, складские площади для перевалки металлов и химических удобрений, реконструировать три причала общей длиной 800 погонных метров. Сейчас он ведет строительство путепровода, технологических линий по переработке химудобрений, закупает перегрузочную технику. По словам начальника Одесского порта Николая Павлюка, в инфраструктуру зоны уже вложено 15 миллионов долларов.

Следует подчеркнуть, что по указу Президента субъектами СЭЗ смогут стать лишь те предпринимательские структуры, которые предложат инвестиционные проекты стоимостью, эквивалентной не меньше 1 миллиона долларов. Исполнительная власть, которой дано право утверждать данные проекты, размениваться по мелочам не стала, ибо, по ее мнению, зона того стоит. Как и всякая СЭЗ, «Порто-франко» привлекательна тем, что на ее территории (а здесь будут располагаться предприятия по обслуживанию транзитных грузов, обеспечивающие их хранение, сортировку, пакетирование, доработку с предоставлением транспортно-экспедиторских и других услуг) устанавливается специальный льготный режим - налоговый и таможенный.

Те счастливчики, кто захочет выложить миллион, будут освобождены на три года от уплаты налога на прибыль, а в последующие три года с них будут взимать только 50 процентов налоговой ставки. При этом они освобождаются и от обязательной продажи заработанной ими валюты. Условия же для зарабатывания в зоне будут самые что ни на есть привлекательные, ибо для грузопотоков открывается «зеленая улица». При ввозе из-за границы товаров (кроме подакцизных) ввозная пошлина и НДС не взимаются. При вывозе за границу ни пошлина, ни НДС, ни акцизный сбор тоже не взимаются. Правда, в случае вывоза из зоны на территорию Украины груза, предварительно завезенного из-за границы, налоги берутся как при импорте. Если же при этом вывозятся товары, изготовленные или достаточно переработанные в СЭЗ, акцизный сбор и НДС взимаются как для внутреннего потребления в Украине. Не распространяется льготный таможенный режим в случае ввоза груза в зону с целью транзита. Срок нахождения товаров на территории СЭЗ не ограничен. Услуги по хранению, пакетированию, сортированию груза обложению НДС не подлежат.

По предварительным подсчетам специалистов, зона «Порто-франко» позволит привлечь более чем 80 миллионов долларов инвестиций, почти на полмиллиона тонн в год увеличит переработку внешнеторговых и каботажных грузов, а также создаст дополнительно сотни рабочих мест. И, как результат, более чем втрое должны увеличиться поступления в бюджет.

Дай-то Бог, как говорится. Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что в это слабо верится.

Гора родила мышь

Так охарактеризовал в комментарии для «Зеркала недели» указ Президента автор разработанной еще в 1988 году концепции поэтапного перехода к открытой экономике на основе создания СЭЗ, директор Института геостратегических технологий, доктор географических наук, профессор Владимир Дергачев. Он же - автор проекта СЭЗ «Большая Одесса», за которую высказались одесситы на референдуме. Он считает, что зона «Порто-франко» в том виде, в котором она создается сегодня, не принесет реального эффекта и не окажет существенного воздействия на развитие экономики. В чем же причина?

- В современном мире никто не создает только одну из функциональных типов зон (порто-франко, экспортно-промышленную или научно-техническую), - говорит В.Дергачев, - а, как правило, сразу несколько. Именно они дают большой эффект для развития региона и отработки модели открытой экономики для страны в целом. С этой целью десять лет назад мы и разработали проект СЭЗ «Большая Одесса», которая как раз и включала несколько типов зон с преференциями для привлечения грузов, развития производства, создания соответствующей инфраструктуры, с приданием Одессе статуса города открытой экономики.

Одесса была выбрана не случайно. По сути, эта был единственный в стране город, где до конца не выкорчевали дух предпринимательства, где находился крупнейший порт и крупнейшее пароходство. Однако проект реализован не был. Власти решили сразу, без подготовки открыть всю страну. Что из этого вышло, мы сегодня видим. Такого удара по экономике не мог нанести при желании даже злейший враг.

- Что же в таком случае можно ожидать от «Порто-франко»?

- Зона, создаваемая в Одесском порту, - это по сути консигнационные склады, и не больше, которых в том же Киеве не один десяток. Да, порт, которому надо отдать должное, немало сделал для развития инфраструктуры, но чтобы привлечь грузопоток, даже при введении режима порто-франко, необходимо наличие в стране цивилизованного рынка. Иначе нет никакого смысла создавать зону. В позапрошлом году я побывал в СЭЗ в Руссе и посмотрел там склады. Так вот, кроме челночных партий, а проще говоря - баулов из Стамбула, там ничего не было. В Болгарии, как и в Украине, не созданы условия для свободного предпринимательства. Вот в чем вся беда. К этому приблизились лишь страны Балтии. Поэтому все зоны, созданные в стране по указам Президента и не где-нибудь, а в степях Донбасса, Херсона, болотах Полесья, ничего общего с понятием СЭЗ, существующим в цивилизованном мире, не имеют. А я побывал в 36 зонах, созданных в мире, в том числе в самых крупных.

Это же всем понятно, что активность в подписании указов связана с предвыборной ситуацией. И решение о «Порто-франко», принятое вкупе с десятком других зон, в этом ряду не исключение. Поэтому новый режим, создаваемый в порту, никак не скажется на развитии миллионного города, как сейчас это пытаются представить.

- Но, судя по указу Президента, такая задача и не ставится. В нем четко написано: цель - привлечение инвестиций для развития порта, создание условий для роста грузопотоков, транзитных перевозок и так далее.

- Да, десять лет назад эта цель была бы достижима, но не теперь, когда внутренние потребности Украины в импорте ограничены и речь, по сути, идет о транзите. Но сегодня, когда геополитическая обстановка в Причерноморье резко изменилась, Одесский транспортно-коммуникационный узел практически утратил лидирующие транзитные функции в Черноморском регионе и Юго-Восточной Европе. И что, зона поможет их вернуть? Да какой толк, скажите, от преференций, которые получит Одесский порт, если их нет, к примеру, на границе с Россией? Эффект возможен в том случае, если льготный режим будет действовать на протяжении всей транспортной магистрали, а не только на входе или выходе.

- Вы хотите сказать, что зона «Порто-франко», которой власти отвели важную роль в развитии транспортных коридоров в Украине, - это фикция?

- Да какие коридоры? Нам всем нужно спуститься на землю и посмотреть, где они проходят. Возьмите очень важный для Украины коридор номер девять - «из варяг в греки» (Хельсинки - Санкт-Петербург - Киев/Москва - Одесса/Кишинев - Бухарест - Александрополис). Он что, проходит через Одессу? Да ничего подобного. Основная трасса пролегает через Кишинев. Она пошла не только в обход Одессы, которой отведена роль аппендикса, но и Придунавья. И кто в этом виноват? Да сама Украина, подписавшая вариант, предложенный Западом. Теперь мы ахаем по поводу убытков, которые несет Придунавье. А что, разве ситуация на Балканах, которая не улучшается с конца 80-х годов, для нас новость? Или возьмите транспортные коридоры вокруг Черного моря. Они разве проходят через Одессу или другие украинские порты на Черном море и Дунае? Самое обидное - это не происки внешних врагов, а просчеты наших властей. Ведь именно с согласия украинской стороны на парламентской ассамблее причерноморских государств был утвержден основной маршрут кольцевого черноморского коридора не в пользу украинских портов. Главные ворота в Центральную Европу - это сегодня Констанца. Кстати сказать, участие Украины в создании очередной «мыльной» зоны на границе с Молдовой и Румынией будет иметь катастрофические последствия для нашего порта Рени и молдавских портов.

- Однако через Одессу проходит Евро-Азиатский транспортный коридор, который худо-бедно, но уже функционирует.

- Этот коридор через Черное море и Каспий имеет значение для Закавказья и частично Азербайджана, но не для Центральной Азии и Китая. Во все века этим путем - тяжелым, экономически невыгодным - купцы пользовались в экстремальных случаях, когда севернее или южнее полыхали войны. Причем они везли этой дорогой только шелк, то есть дорогой товар, свободноконвертируемый, который, по сути, заменял деньги. А сейчас что мы возим? Тряпки. Вы поезжайте на 7-й километр - знаменитый одесский толчок и расспросите оптовиков, как они доставляют свой товар из Китая. Причем, заметьте, речь идет не о мелких партиях. Товарооборот челноков исчисляется миллионами долларов. Так вот, свой груз они загружают в фуры и гонят в Украину по сухопутным дорогам через Казахстан и Россию, а не морем, потому что так выгоднее.

Великий Шелковый путь, о возрождении которого у нас постоянно трубят, - это не одна дорога, а целая система коммуникаций. И если посмотреть на имеющиеся проекты, то Украина там не присутствует. Есть северное направление - через Казахстан, Россию и Белоруссию и южное - оно должно пройти через Стамбул. Германия заинтересована в восстановлении дороги Берлин - Багдад. Сейчас самое узкое место в решении этой задачи - Балканы. Но после того, как в результате натовских бомбардировок уничтожены прежние транспортные коммуникации, нет сомнения, что Запад их восстановит, и это будут другие, выгодные для него магистрали.