UA / RU
Поддержать ZN.ua

САМЫЕ ПРЕСТИЖНЫЕ КОМПАНИИ АМЕРИКИ

На протяжении многих лет журнал FORTUNE изучает деятельность тысяч бизнесменов, чтобы определить, какие компании Америки можно считать самыми успешными...

На протяжении многих лет журнал FORTUNE изучает деятельность тысяч бизнесменов, чтобы определить, какие компании Америки можно считать самыми успешными. И каждый год компании, оказавшиеся на вершине, могут стать эталоном ценнейших для бизнеса качеств. Профессионализм. Прибыльность. Умение сосредоточиться. Готовность работать тяжело, работать еще тяжелее, и затем еще чуть-чуть поднапрячься.

Кажется, что многие из фаворитов находятся в этом рейтинге постоянно, со дня своего основания. Второй год подряд наиболее престижной компанией в рейтинге FORTUNE остается General Electric. Таким успехом она обязана стоимости своих долгосрочных инвестиций и, естественно, качеству менеджмента под руководством Джека Велча. №2 Coca-Cola и №3 Microsoft продолжают поражать конкурентов своей финансовой стабильностью, использованием корпоративных активов и отбором талантливых специалистов. Только две компании выпали из ведущей десятки: Hewlett-Packard, занимавшая 5-ю позицию в рейтинге прошлого года (переместилась на 18-е место) и Johnson & Johnson (с 5-й позиции переместилась на 12-ю). Их место в десятке заняли Dell и Wal-Mart, добившиеся поразительной прибыльности акций и стремительного роста благодаря современным технологиям.

В рейтинге промышленных компаний особенно преуспели те, которые предоставляют Интернет-услуги. America Online, известный провайдер Сети, перешагнула через четыре позиции к №2 в группе компьютерной индустрии и услуг. Первое место среди телекоммуникационных компаний занимает Sprint, одна из главных участниц трансконтинентального рынка связи. Она первой стала передавать звук и данные. Производитель оборудования Lucent Technologies привлекла к себе всеобщее внимание, дебютировав на позиции №2 в рейтинге промышленных компаний.

В сфере финансов ключевым словом все еще остается «слияние». С того времени, как в 1982 году FORTUNE начал свое исследование ведущих компаний, первая позиция постоянно оставалась за коммерческим банком J.P.Morgan. В этом году первенство перешло к Citicorp, слившимся с Travelers Group. Сам же Travelers поднялся в рейтинге участников фондового рынка на три позиции. Вторая позиция принадлежит коммерческому банку Chase Manhattan, поднимающемуся вверх по рейтингу в течение последних пяти лет. К такому росту банк отчасти привело успешное объединение с Chemical Bank. Примечательно также то, что ему удалось пережить финансовый кризис в странах Азии практически без потерь. Morgan Stanley Dean Witter, еще одно детище слияний, перепрыгнул четыре позиции в рейтинге участников фондового рынка. NationsBank поднял свои позиции в рейтинге этого года...

Компании, делающие открытия, как хорошие так и плохие, приводят к существенным сдвигам в рейтингах. «Виагра» подняла Pfizer на первую позицию в рейтинге фармацевтических компаний, где она заняла место Merck, которая на протяжении длительного периода оставалась лидером в данной подгруппе. Apple, возглавляемая Стивом Джобсом, со своими мгновенно раскупающимися, раскрашенными, как конфетки Маками, значительно поднялась, хоть и все еще позади IBM и Dell. Северо-западные авиалинии, значительный вред которым нанесли забастовки летчиков, спустились с 5-й позиции на 8-ю.

Среди проигравших - компания MedPartners, предоставляющая услуги медицинского назначения. Ее рейтинг упал на 40,53% (больше, чем кого-либо другого). Trump Hotels & Casinos, Oxford Health Plans и Shoney's присоединились к ней из-за недостаточно сильных финансовых позиций, неэффективного использования корпоративных активов, недостатка талантливых сотрудников, а также несоблюдения социальных и экологических норм.

Можно ли было все это предсказать? Конечно, можно было бы. Но компании, возглавляющие рейтинг Fortune, имеют действительно самых энергичных менеджеров, операции этих компаний производятся быстрее, чем у других, их продукты самые качественные, а акционеры - самые счастливые. Они всегда могут служить нам напоминанием истины: «Что посеешь, то и пожнешь». А как же иначе?

Компании, вновь вошедшие в этом году в первую десятку, не имеют друг с другом ничего общего. №4, Dell, выпускает ограниченное количество заказных программ для продажи товаров в сети и по телефону, в основном для крупных компаний. Dell - совершенна, высокотехнологична, эффективна и при этом не продает свою продукцию в магазинах. Проезжая в автомобиле по улице, вы не увидите рекламы ее товаров.

Шестую позицию занимает Wal-Mart - компания, продающая миллионы различных предметов (от африканских фиалок до застежек) миллионам различных людей от Калифорнии до Германии. С сетью более чем в 3000 магазинов Wal-Mart (ее продукцию и рекламу) можно встретить повсюду. На этом нельзя экономить. Абсолютно открытая административная политика Wal-Mart, с ее установленными заработными платами и условиями работы, создает для своих сотрудников благоприятный климат.

Однако при ближайшем рассмотрении можно обнаружить в этих двух компаниях и нечто общее. Обе компании были основаны и возглавляются на данный момент незаурядными людьми. Dell, чья прибыль от прироста капитала с 1990 года составила 87000%, уже стала легендой. Wal-Mart вначале 90-х значительно снизила свои позиции, но уже за последние два года цена ее акций возросла на 290%. Ко всему прочему, благодаря системе быстрой доставки продукции, эти компании могут служить хорошим примером управления. При четкой направленности на потребителя сроки исполнения заказов измеряются скорее в минутах и секундах, нежели в днях и часах. От своих поставщиков эти компании требуют тех же темпов. Благодаря низкой стоимости учета товаров и хорошо налаженному производству, они снижают свои издержки и, следовательно, цену товара.

Философия обеих компаний включает особую политику отбора своего персонала. Dell ориентируется в основном на величину премий, исходя из отдачи на вложенный капитал (то есть то, как эффективно функционирует компания). В Wal-Mart от каждого сотрудника требуется умение чтения и понимания бесчисленных распечаток по продажам и учетных данных. Технология делает все это возможным. Но, несмотря на то, что Dell и Wal-Mart тратят огромные деньги на компьютерное оборудование и делают с его помощью чудеса, их менеджеры не считают нужным говорить о технике. По их словам, все эти фантастические системы - всего лишь инструменты, средства для достижения целей.

Через 15 лет после того, как Мишель Делл начал продавать свои компьютеры с черного хода техасского университета, его компания превратилась в бизнес, приносящий ежегодно $18 млрд. Dell продает средним и крупным компаниям Америки большее количество ПК, чем такие гиганты, как IBM, Hewlett-Packard и Compaq, а также составляет конкуренцию и в других видах их деятельности. Исследования, проведенные Роджером Кэйем (Roger Кау), аналитиком International Data Corp. показали, что на данный момент на долю Dell приходится практически 20% всех приобретенных в США услуг по обслуживанию ПК Dell также расширяет свою международную деятельность. По словам Мишель Делла, компания надеется взять под свой контроль от 20 до 25% мирового рынка ПК и сместить с позиции компанию-лидер Compaq (которая владеет 14,8% мирового рынка) в каждом регионе ее деятельности.

Wal-Mart впервые появилась в ведущей десятке наиболее почитаемых компаний рейтинга FORTUNE в 1987 году, когда ее годовой доход составил $12 млрд. Тогда, как и сейчас, это - крупнейший в мире розничный торговец товарами широкого потребления, получивший признание благодаря глубоко продуманной системе доставки и совершенной информационной системе. В 1993 году Wal-Mart покинула ведущую десятку, что было частично вызвано смертью Сэма Волтона. Несмотря на то, что продажи остались на высоком уровне, руководство компании пришло к мысли, что поддержание стабильного ежегодного роста прибыльности компании находится в зависимости от степени освоения новых рынков.

Wal-Mart начала направлять свои инвестиции на открытие новых магазинов за рубежом и на строительство торговых центров, комбинируя продовольственные отделы и отделы товаров другого назначения. Предполагается, что вскоре она объявит прогнозируемую финансовую прибыль 1999 года на уровне $137 млрд.

Даже дорогостоящие инвестиции начинают окупать себя. У компании более 500 торговых центров, и глава Wal-Mart Дэвид Гласс планирует ежегодное открытие еще 150 новых. Однако, несмотря на все это, она располагает также небольшими продовольственными магазинами, носящими название Neighborhood Market, нацеленными на потребителей, у которых нет времени (или желания) блуждать по территории в 200 тыс. футов в поисках, скажем, орехового масла...

По материалам журнала Fortune.

Перевод с английского

Word Economics Discussions