UA / RU
Поддержать ZN.ua

САДЫ ЭР-РИЯДА

Когда в 1932 году образовалось Королевство Саудовская Аравия, его столица Эр-Рияд представляла собой глинобитный городишко с населением в 30 тысяч человек...

Автор: Юрий Сигов

Когда в 1932 году образовалось Королевство Саудовская Аравия, его столица Эр-Рияд представляла собой глинобитный городишко с населением в 30 тысяч человек. В нем не было ни одной мощеной улицы, а до ближайшего побережья приходилось неделю добираться на верблюдах. Сегодня главный город Саудовской Аравии насчитывает свыше 2 миллионов жителей, а характерными чертами его жизни стали высотные здания, роскошные супермаркеты и восьмирядные шоссе, закупоренные не верблюжьими, а автомобильными пробками.

На протяжении всего нынешнего столетия Саудовской Аравией правят сыновья и внуки короля Абдель Азиза Аль-Сауда, который внес основной вклад в объединение страны. Всего в 15 километрах от центра современной столицы лежат развалины города Дирия, откуда, собственно говоря, и начиналось это государство. Именно там зримо ощущается, что представляла из себя Саудовская Аравия до открытия новозеландцем Фрэнком Холмсом в 1922 году в здешних краях нефти.

Тогда лишь немногие осознавали, какое сказочное богатство сулит саудитам «черное золото». И среди них сэр Филби, отец знаменитого разведчика Кима Филби, британский подданный, принявший в 1930 году ислам и имя Абдулла. Он не просто сдружился с тогдашним правителем страны Ибн-Саудом, но и «подбил» его на поиски и разведку нефтяных месторождений.

Позднее Филби-старший ушел с британской службы, переселился в Джидду, город на побережье Красного моря, и всю оставшуюся жизнь посвятил изучению Саудовской Аравии. По его настоянию в конце 30-х годов началась промышленная добыча нефти в Королевстве, а в начале 70-х «черное золото» обеспечило саудитам политический и промышленный прорыв в современный мир.

Сейчас на Саудовскую Аравию приходится около трети всей нефти, добываемой странами ОПЕК. С помощью «нефтяных рычагов» руководство Саудовской Аравии не только решает вопросы развития различных отраслей экономики и социального сектора своей страны, но и оказывает существенное влияние на принятие важнейших международных решений.

Нынешний правитель Саудовской Аравии король Фахд - пятый в истории страны. В управлении Королевством он опирается на своих ближайших родственников.

Наряду с королевской властью в Саудовской Аравии существует и власть совещательная. По указу Фахда был создан консультативный совет - Маджлис аш-Шура, состоящий из 60 человек. В его задачи входит разработка правительственных программ и политики, оказание услуг советами самому королю. Однако окончательное решение монарх всегда принимает единолично.

Несмотря на огромные изменения, происшедшие в Саудовской Аравии за последние 20 лет в сфере экономики, образования, здравоохранения, политическая система осталась практически неизменной. Во многом сохранился и древний жизненный уклад саудовцев.

В Саудовской Аравии многое поражает. С одной стороны, природное разнообразие (кроме раскаленных песков пустыни Руб аль-Хали, с которыми традиционно ассоциируется Аравийский полуостров, здесь можно увидеть оазисы, усаженные финиковыми пальмами, белоснежные пляжи Красного моря и... пшеничные поля).

С другой стороны, удивляют контрасты в жизни самих саудовцев и тех, кто на них работает. Из 17 миллионов жителей страны лишь 12,3 миллиона - коренное население. 90 процентов из них имеют автомашину (как правило, последней европейской или американской марки), каждый третий саудовец имеет два «авто» - один «на выезд», другой - для обыденных забот.

Обслуга живет поскромнее, но на одну зарплату, полученную в Саудовской Аравии, шофер или няня с Филиппин, из Пакистана или Джибути спокойно содержит дома семьи из 10-15 человек.

Основы общественных отношений в Саудовской Аравии - помощь ближнему, гостеприимство, священность семейных уз и в то же время поистине жесткий (по крайней мере для немусульман) кодекс поведения. Впрочем, вся «жесткость» по отношению к иностранцам сводится к требованию соблюдения ими двух нехитрых правил: нельзя пить спиртное и есть свинину. Нарушителю действительно грозят арест и депортация из страны.

Обычно главные впечатления в стране остаются от посещения ее столицы. Эр-Рияд, что в переводе означает «сады», в этом плане не исключение. Современный, утопающий в зелени город, который знаменит верблюжьим рынком, одним из лучших на Востоке музеем археологии и этнографии, 2400 мечетями, прославился среди приезжих и как мировая столица автомобильного хаоса.

Мне довелось на собственном опыте испытать совершенно немыслимые правила езды на автомобиле в Тайбэе, Риме, Бангкоке, Лагосе. Но то, что я увидел в Эр-Рияде, не поддается никакому сравнению. В городе решительно никто не соблюдает никаких правил движения - рвануть из крайнего левого ряда в крайний правый с тем, чтобы махнуть рукой знакомому прохожему, считается у водителей в порядке вещей.

Стоит остановиться на красный свет - со всех сторон тут же раздаются гудки: дескать, проезжай - не задерживайся, мало ли что там высвечивает светофор.

Есть проблемы и с таксистами - в большинстве это иностранцы, не умеющие читать и не понимающие по карте города. Поэтому пассажиру приходится самому показывать рукой куда ехать, ориентируясь одновременно на местности. Водитель в этом случая не столько помощь, сколько помеха.

И, пожалуй, самое трудное в Эр-Рияде - найти нужную улицу и дом. Дело в том, что одна и та же улица на своем протяжении имеет несколько названий. Номеров домов нет вовсе. Ориентиры могут быть такими: «дом Абдуллы Абдель-Азиза Ибн-Рашида, 100 метров севернее пальмовой аллеи».

Я лично ориентировался в городе по «далла» - огромным арабским кофейникам (скульптурам, стоящим на перекрестках основных улиц). Правда, и здесь не все было просто - указатели с арабским и английским написанием улиц, мягко говоря, сильно разнятся. Иногда несколько английских названий на деле означают одну и ту же улицу по-арабски.

Больше порядка в этом плане в Джидде - «торговых воротах» Саудовской Аравии на побережье Красного моря. Вдоль роскошной набережной Корниш, протянувшейся на целых 75 километров, вечерами чинно прогуливаются со своими чадами и домочадцами жители промышленных центров страны, приехавшие сюда на «пятничный уик-энд» отдохнуть.

Знаменита Джидда самым большим количеством (300) на Ближнем Востоке суков (рынков), музеем Абдуллы Халила - саудовским «Диснейлендом» и своими пляжами. Именно сюда съезжаются местные любители подводной охоты, поскольку на побережье Персидского залива особенно не поныряешь - там водятся морские змеи, одна капля яда которых достаточна для того, чтобы убить пять человек.

Хотя в Саудовской Аравии есть что посмотреть (памятники архитектуры и искусства, музеи), страна эта пока что не туристический рай. Попасть сюда иностранцу можно либо по приглашению Министерства иностранных дел, либо саудовского гражданина или фирмы, которые берут на себя ответственность за поведение иностранца. При этом, приехав в Королевство, ему сразу же придется забыть о многих домашних удовольствиях и развлечениях.

Саудовская Аравия - святое место для каждого пятого жителя планеты. Ежегодно только Мекку посещает более 2 миллионов паломников. Сама же Саудовская Аравия стремится играть главенствующую роль в ОПЕК и держать под определенным объединяющим контролем соседей по Персидскому заливу. Саудиты ощущают себя старшими и сильными братьями по отношению к маленьким государствам Залива.

Мощная нефтеперерабатывающая и газовая индустрия, крупнейшие банки и финансовые группы, высокоразвитое сельское хозяйство вывели Саудовскую Аравию, по квалификации Всемирного банка, на уровень стран среднего развития (статус, аналогичный Венгрии и Португалии). Королевство после войны в Заливе 1991 года (а она, по оценкам специалистов, обошлась Эр-Рияду в 50 миллиардов долларов) значительно укрепило свои позиции в Организации Исламская конференция.