UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рождение Европы

Как Евросоюз соскакивает с российской энергетической иглы

Автор: Лана Зеркаль

Картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли — сильное художественное преувеличение. Когда море рождает что-то прекрасное, процесс выглядит совсем иначе. Поднявшаяся грязная пена, водоросли и грязь летят во все стороны. Поначалу неэстетично, потом появляется Венера.

Так рождается новая, независимая от российской энергетической иглы, Европа.

Читайте также: Энергетический кризис в Европе: Фон дер Ляен представила план противодействия из 5 пунктов

Газовый шантаж, от которого страдают страны Европейского Союза, стал возможен не случайно. Европа уже более семидесяти лет живет мирной зажиточной жизнью, в которой все спланировано заранее и рассчитано пошагово до глубокой старости. Где отсутствие на полке любимого сорта фуа-гра — настоящий стресс, а Россия, несмотря на незаконную аннексию Крыма и оккупацию востока Украины, продолжала восприниматься как надежный поставщик газа. Газа, который считали единственно возможным видом ископаемого топлива на переходный период до 2050 года. Тогда как от атомной генерации целенаправленно хотели отказаться уже в этом году и Германия, и Бельгия.

Западные государства продолжительное время паразитировали на дешевом газе, злоупотребляли монопольными преимуществами для дружественного бизнеса, получали сверхприбыли. Деньги убаюкивали и ослабляли европейцев.

А в это время Владимир Путин утверждался в ощущении вседозволенности и контроля над Европой, благодаря отсутствию настоящего свободного движения газа и зависимости большинства стран от одного поставщика — «Газпрома». Кран к трубе с газом находится в Кремле.

Уроки геополитики Вовочка получал только в школе.

«На уроке биологии учительница спрашивает:

— Сколько живет мышь?

— А это зависит от кота! — отвечает Вовочка».

Официциальный сайт Кремля

Однако мышь оказалась не такой слабой и уступчивой, как на это рассчитывал выросший Вовочка. Вторжение 24 февраля открыло глаза политикам и бизнесу. Они увидели, услышали и, наконец, поняли то, о чем мы рассказывали и предупреждали годами. Пробуждение было ужасным и эмоциональным. Оно пришло вместе с миллионами беженцев из Украины и жуткими кадрами из Ирпеня и Бучи. А также со значительным уменьшением поставок газа из России и преднамеренным закрытием маршрутов его транспортировки в Европу.

Осознание тезиса, что для россиян газ — это не товар, а оружие. Осознание того, что зависимость ослабляет защиту и создает угрозы для ЕС в целом и каждой отдельной страны. Осознание того, что России и «Газпрому» нельзя доверять. Но, к сожалению, еще не всем присуще такое осознание, но речь идет о критическом большинстве, которое уже получило прививку от зависимости.

Так что и выход из зоны комфорта у европейцев был вынужденным. Но теперь они прекрасно осознают, что должны преодолеть не просто энергетический кризис. Задачи Европы сегодня — решение основоположных вопросов дальнейшего существования, необходимость впервые на себе проверить готовность придерживаться принципов и отстаивать ценности.

Читайте также: Стефанишина рассказала о сотрудничестве Украины и ЕС для преодоления энергетического, продовольственного, а также кризиса безопасности

Поэтому эти изменения происходят с таким большим количеством пены, грязи, споров и микрокризисов. Каждый решает их по-своему, никто из европейцев уже не гнушается даже временными нерыночными мерами и откровенным популизмом.

Но все происходит с возвышенным чувством достоинства, с осознанием цены, которую приходится платить за свободу, и пусть опосредствованной, но сознательной непокорности агрессору, который попирает все ценностное, все западное. И уже речь идет не о наличии фуа-гра на завтрак, а о меньшем количестве минут для принятия душа и закрытии энергоемких предприятий, а также о введении новых налогов и перераспределении прибылей. Фактически речь идет о коренном изменении потребления энергоносителей.

А последняя речь Урсулы фон дер Ляйен дополнительно подтвердила, что план измениться остается актуальным и четким. Европейская комиссия давит на членов блока, чтобы принять непопулярное решение. Создание общих, а не отдельных для каждой страны резервов. Совместное развитие энергетической инфраструктуры: терминалов, интерконнекторов, в том числе между Испанией и Францией. Общие требования к уменьшению потребления, особенно в пиковые часы. Европейцы хотят этой зимой уменьшить уровень потребления до 80% от исторического. Совместный поиск альтернативных энергетических проектов, отказ от старых, проверенных и опасных, поставщиков.

Последняя речь Урсулы — не признак отчаяния. Это признак сильного политика, который знает, что у него есть шансы на победу. Потому что даже в Германии, убаюканной дешевым газом, большинство граждан поддерживают политику правительства и готовы к дискомфорту ради безопасности и процветания в будущем. При этом Германия уже сейчас готова полностью остановить поставки газа из России, поскольку, несмотря на цену и все сложности, за полгода смогла обеспечить себя газом на зимний период, заполнив уже на 85% свои газовые хранилища, значительно сократить потребление, договориться минимум о шести LNG-терминалах, включая те, которые планируется подключить к инфраструктуре, построенной для «северных потоков».

Все это вместе устранит зависимость и будет способствовать появлению новых альтернативных маршрутов и источников энергии. Мы это знаем на своем опыте, потому что с 2015 года начали отказываться от российских энергоносителей. Последняя зависимость — топливная — тоже исчезла. То, что мы движемся в одном направлении с Европой и она воспринимает нас как партнеров, — наш несомненный успех и шанс на экономическое чудо после победы.

Читайте также: Украина будет поставлять электричество братской Польше

В России же чуда не будет еще много десятилетий. Кремль полностью потерял самый большой и самый прибыльный рынок. Падение поступлений в бюджет, закрытие добычи и смежных бизнесов, потеря сотен тысяч рабочих мест и даже целых городов вокруг ненужных скважин — все это реалии России. И причина этого — исключительно желание навязать соседям свои имперские амбиции и надуманное какое-то ее «особое» место.

Особым оно и будет — без финансового ресурса, без прибылей, без технологий, без развития.

Конечно, к победе Украины и рождению новой Европы еще надо приложить значительные усилия, должно пройти еще немного времени. Европа нуждается в серьезном хирургическом вмешательстве этой зимой и сложной послеоперационной реабилитации, которую нужно проводить в очень сжатые сроки и на марше. Это не просто ювелирная задача, это задача, в которой 27 переменных, и у каждого свое видение. Я думаю, что без такого безумного давления со стороны России согласовать все эти интегралы было бы невозможно, так же, как и нам осознать, что энергоносители уже не будут дешевыми, а значит, придется менять парадигму потребления и учиться жить по европейским правилам.

Поэтому нынешняя зима — это тот кризис, который позволил Европе выстоять, победить и получить выгоду в среднесрочной перспективе. За пеной и грязью уже просматривается сильная и независимая Европа. С Украиной, без которой сильной Европы не было бы.

Больше статей Ланы Зеркаль читайте по ссылке.