UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия: ни дать ни взять — такая «благодать»

Нынешняя ситуация в российских государственных финансах внешне выглядит просто идиллически. Из-з...

Автор: Юрий Сколотяный

Нынешняя ситуация в российских государственных финансах внешне выглядит просто идиллически. Из-за сегодняшней дороговизны на мировых рынках энергоносителей — основной составляющей российского экспорта — поступающий в страну поток нефтедолларов стабильно и исправно увеличивается. В результате семимильными шагами растут не только золотовалютные резервы российского Центробанка, но и доходы казны. Госбюджет попросту купается в «непредвиденных» деньгах и выполняется с неизменно растущим из года в год профицитом. Это привело к быстрому росту накоплений специально созданного стабилизационного фонда, из средств которого россияне нынешним летом досрочно погасили более трети долга бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов.

Да вот беда — как эффективно использовать остальные денежки и обратить нынешнюю благодать на пользу обществу, российские чиновники пока толком не знают. Несмотря на повышающиеся кредитные рейтинги страны, инвестиции в основной капитал упрямо не желают расти должными темпами, а отток капитала из страны остается стабильно высоким.

Отсутствие нормального инвестиционного климата и полноценных финансовых рынков приводит к тому, что экономика нашего северного соседа попросту не в состоянии переварить огромный приток нефтедолларов. Тем временем темпы роста ВВП начали замедляться. Зато инфляция остается стабильной. И в нынешнем году, как и в предыдущие, в очередной раз будет измеряться двузначным числом.

Долги и рейтинги

В минувший понедельник российский Минфин бодро отрапортовал о завершении выплат по досрочному погашению 15 млрд. долл. долга перед Парижским клубом кредиторов, по состоянию на 1 января 2005 года составлявшего в общей сложности 43,1 млрд. долл.

В результате на обслуживании госдолга уже в текущем году бюджет сэкономит 400 млн. долл., а всего за период до 2020 года — 6 млрд. Средства на досрочное погашение долга 16 странам-кредиторам бывшего СССР были выделены из стабилизационного фонда России в конце июня.

Подобный шаг федеральный бюджет РФ выдержал без особого «напряга». Ожидается, что в нынешнем году его профицит перекроет запланированные показатели как минимум в шесть раз и составит около 1,5 трлн. руб. (что по нынешнему курсу 28,6 руб./долл. равняется более 50 млрд. долл.).

Источник этого процветания хорошо известен — добываемое из неисчерпаемых российских недр «черное золото». При расчете доходов российской госказны на нынешний год его среднегодовая цена была заложена на уровне 28 долл. за баррель. А по итогам января—июня средняя мировая цена на российскую нефть марки Urals составила 46,8 долл. за баррель, увеличившись на 48,4% с начала года. В июле цена марки Urals на мировом рынке и вовсе достигла 54,83 долл. за баррель. Экономисты подсчитали, что рост цены на нефть на 5 долл. за баррель добавляет в бюджет РФ от 500 до 600 млрд. руб.

Правда, здесь следует сделать оговорку: региональные и муниципальные бюджеты большинства субъектов Федерации испытывают острейший дефицит. Поскольку львиная доля собираемых налогов сначала уходит в «закрома родины», а затем «по устоявшейся традиции» перераспределяется крайне неэффективно. Денег в местных бюджетах зачастую не хватает даже для выплат зарплат бюджетникам (доля собственных средств муниципалитетов в среднем по стране не превышает 11%).

Тем не менее в целом ситуация в российских государственных финансах внешне выглядит более чем благополучно. Это дало основания одному из ведущих международных рейтинговых агентств — Fitch Rating — в начале августа повысить долгосрочные рейтинги РФ с ВВВ- до ВВВ. Агентство Moody’s, как заявил в тот же день его ведущий аналитик и вице-президент Джонатан Шиффер, может принять аналогичное решение до конца текущего года. А вот третий участник «великолепной троицы» — Standard&Poor’s — пока воздерживается от поощрительных шагов, подтвердив в июле рейтинг на прежнем уровне, который на ступеньку ниже оценки от Fitch.

Аналитики же Fitch среди причин повышения рейтинга называют существенное улучшение финансовых показателей России. Они прогнозируют, что общий государственный профицит РФ в нынешнем году увеличится примерно до 6% ВВП, а золотовалютные резервы ЦБ РФ — до 174 млрд. долл. С учетом досрочного погашения внешнего долга МВФ и Парижскому клубу госдолг РФ снизится до 17% ВВП. А это более чем в два раза ниже 36-процентного уровня, характерного для стран с рейтингом ВВВ.

Замедление экономики
и удвоение ВВП

Вместе с тем общая макроэкономическая ситуация в стране начала ухудшаться. За семь месяцев рост ВВП в России составил 5,7%, индекс промышленного производства — 4,1, инфляция — 8,5%.

Для сравнения: в 2004 году в январе—июле по отношению к предыдущему году ВВП увеличился на 7,7%, промышленное производство — на 7,3%. «Сдержанно-оптимистический» прогноз Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) по ВВП до конца текущего года — 5,9% роста (тогда как изначально в бюджет закладывалось 6,5%). Большинство оценок как внешних, так и внутренних наблюдателей колеблется в диапазоне 5—6%, хотя существуют и намного более пессимистические прогнозы — 3,5—4% роста.

А вот правительственный прогноз по инфляции (первоначальный — 8,5%, впоследствии пересмотренный сначала до 10, а затем — до 11%) который год подряд будет перевыполнен, в этом уже сомневаться не приходится. Оптимизм излучают разве что представители экономического блока правительства. Да и то, вероятнее всего, только на словах.

Как признало Минэкономразвития, прежние источники экономического роста «себя практически исчерпали». Почти двукратное замедление темпов роста промышленного производства произошло из-за падения темпов роста продукции военного назначения и машиностроения, но в наибольшей степени — вследствие «стагнации экспорта нефти, физический объем которого в первом полугодии увеличился всего на 0,5% по сравнению с ростом в 14% ежегодно». Да и увеличение объема добычи нефти не внушает особого восторга — в первом полугодии всего на 2,7% (10,5% годом ранее).

Оказывается, несмотря на высокие цены на нефть, российским компаниям невыгодно наращивать ее экспорт, а тем более вкладывать средства в разработку новых месторождений. Причина — в увеличении экспортных пошлин, налога на добычу полезных ископаемых и росте производственных и транспортных затрат. Казалось бы, полуторакратный рост цен на российскую нефть в первом полугодии 2005 года должен был бы только увеличивать прибыли нефтяников и подстегивать их к дальнейшему наращиванию физических объемов производства. Но все не так просто. Ставка экспортной пошлины за нефть в первом полугодии 2005-го превысила 100 долл. за тонну, увеличившись по сравнению с прошлым годом втрое (35,1 долл./тонна). На три четверти увеличилась и ставка налога на добычу полезных ископаемых — с 31,7 до 55,7 долл./тонна.

С учетом роста ставок прибыли российских нефтяников увеличились в 2005 году весьма умеренно. Эксперты считают, что баррель подорожал всего на 2 долл. (9% в долларовом выражении и всего 6% — в рублевом). В условиях ограниченности мощностей трубопроводной системы более высокая стоимость транспортировки нефти альтернативными видами транспорта, видимо, снизила прибыльность такого экспорта ниже запретительного уровня. «Это не может не сказаться на инвестиционной активности компаний», — заявил глава МЭРТ Герман Греф и добавил, что дифференциация ставки налога на добычу полезных ископаемых сегодня должна стать первоочередной задачей.

Российскому министру сейчас приходится крутиться как белке в колесе. Темпы роста ВВП в следующем году он сам прогнозирует на уровне 5,8%. И предполагает, что их заметное ускорение (до 7—8%) произойдет не раньше 2008—2010 гг. За подобные оппортунистические настроения господин министр уже был подвергнут нещадной критике со стороны как наблюдателей, так и непосредственного руководства.

Все дело в том, что темпы роста экономики России на уровне ниже 7% в год никоим образом не позволяют выполнить одну «чрезвычайно важную задачу» — удвоить ВВП к 2010 году. Напомним: два года назад в очередном послании Федеральному собранию Владимир Путин поручил чиновникам обеспечить это удвоение за 10 лет, т.е. к 2013 году. Но уже через год задача была значительно усложнена. В послании 2004 года президент России поручил удвоить ВВП к 2010 году, т.е. за семь лет.

В конце прошлой недели, после очередной перепалки с «умником»-министром, премьер Михаил Фрадков обозначил Грефу четкий срок, к которому министерство должно подготовить пакет конкретных мер по удвоению ВВП — 1 октября. Но, учитывая жесткую позицию г-на Грефа, считающего, что в нынешней ситуации это невозможно в принципе, появились предположения, что 2 октября министр будет вынужден освободить кресло для «более амбициозной и решительной личности». Впрочем, эксперты относятся к такой возможности достаточно скептически: г-н Греф, как и глава Минфина РФ Алексей Кудрин, пользуется огромным личным доверием президента. Да и сколько распоряжений нынешнего премьера его подчиненные-министры втихаря спустили на тормозах — не счесть...

Бюджет-2006
и перспективы развития

Сейчас ресурсы для оживления ВВП российские чиновники пытаются отыскать в бюджете на следующий год. Во вторник, 23 августа, Минфин РФ внес на рассмотрение правительства его «окончательную и доработанную» версию, после чего работу кабминовских буфетов продлили до 23:00. Сие означает, что всю прошлую неделю правительственные чиновники должны были напряженно трудиться, чтобы успеть утвердить документ и внести его на рассмотрение Думы до вечера пятницы. Впрочем, проект бюджета российские законодатели увидят не впервые — в начале августа уже состоялось его «нулевое» чтение.

С весны, когда Минфин представлял правительству первые ориентировочные параметры трехлетнего финансового плана, усилиями всевозможных лоббистских групп бюджет-2006 года прирос, ни много ни мало, на триллион рублей. При этом прогноз цены барреля нефти поэтапно повышался с первоначальных 28 долл. до 34, затем до 35 и в последний раз — до 40 долл. за баррель. В итоге доходная часть бюджета была увеличена по сравнению с прошлогодней на 60% , до 5,46 трлн. руб., расходная — примерно на треть, до 4,27 трлн. руб.

Среди наиболее существенно увеличенных расходных статей — затраты на органы безопасности (на 37%) и национальную оборону (на 20%), в результате чего они достигнут рекордных для мирных государств 5% ВВП. На реформирование судебной системы в бюджете-2006 предусмотрено на 38% больше средств, чем в нынешнем, а на преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства расходы увеличены втрое. Конечно, с приближением выборов начали повышаться социальные расходы государства: на увеличение пенсий, зарплат бюджетникам и прочее в проекте бюджета на следующий год заложено более 900 млрд. руб.

Получается, что объемы перераспределяемых через бюджет финансовых средств растут в несколько раз быстрее, чем ВВП (его рост на следующий год запланирован на уровне 5,8%). И роль федерального бюджета в экономике, как и его величина по сравнению с бюджетами других уровней, соответственно продолжит увеличиваться. Что, конечно же, не может не беспокоить экономистов, настойчиво предупреждающих о растущей инфляционной угрозе.

Однако несмотря на столь существенное повышение расходов, профицит бюджета-2006 запланирован на рекордном уровне — более 776 млрд. руб. (27 млрд. долл.), что втрое больше, чем изначально планировалось в бюджете 2005 года. В итоге стабилизационный фонд, который по расчетам Минфина к концу декабря достигнет 1,32 трлн. руб., в следующем году увеличится еще более чем на 62%, до астрономических 2,13 трлн. руб. (около 75 млрд. долл.)

Конечно, в Думе уже прозвучали призывы потратить эти деньги на социальные нужды. Но чиновникам хватило смелости доказать, что при отсутствии серьезных предпосылок для адекватного роста товарного предложения бюджетной помощью малоимущим воспользоваться не удастся. Поскольку сумма товаров и услуг при этом практически не изменится, увеличение спроса сбалансируется не иначе, как повышением цен. И о макроэкономической стабилизации в таких условиях придется забыть.

С другой стороны, многие эксперты не без оснований критикуют правительство за неспособность найти более достойное, нежели накопление стабилизационного фонда, применение нефтедолларам. И справедливо указывают на тот факт, что столь значительный профицит бюджета развитые государства планируют крайне редко. Избыточные доходы либо являются поводом для снижения налогового бремени, либо используются для увеличения государственных расходов, как правило, инвестиционных.

В ответ на подобные упреки министр финансов РФ Алексей Кудрин претенциозно называет бюджет следующего года «бюджетом развития», поскольку в нем планируется на треть увеличить государственные инвестиции.

Около 300 млрд. руб. должно быть потрачено на федеральные адресные инвестиционные программы и 340 млрд. — на федеральные целевые программы. Полный их перечень пока не готов. Разве что утверждены вышеупомянутые реформы образования, судебной системы и ЖКХ. Немалые средства предусмотрены на модернизацию транспорта, утилизацию вооружений, ядерных боеголовок и атомных подводных лодок, уничтожение химического оружия, программу «Антитеррор» и т.д.

Однако наблюдатели резонно замечают, что все эти федеральные программы абсолютно непрозрачны, сроки их реализации растянуты как минимум на несколько лет, а критерии выполнения весьма туманны. Поэтому их надо считать скорее не инвестициями, а дополнительными ведомственными бюджетами. Насколько эффективным окажется использование этих ресурсов для ускорения экономического роста — еще большой вопрос.

Как справедливо заметил научный руководитель Высшей школы экономики, экс-министр экономики РФ Евгений Ясин, скорее всего, эти деньги будут истрачены по запросам отраслевых лоббистов на различного рода проекты. А значит, и величина «отката» государственным чиновникам будет довольно существенной. И если дело пойдет именно по такому сценарию, то ускорится не столько рост ВВП, сколько инфляция. Которая по итогам нынешнего года, считает эксперт, в лучшем случае составит 12—12,5%.

Есть идея!

Для частичного решения проблемы «лишних» бюджетных средств (вы только вдумайтесь в подобную формулировку вопроса!) и качественного увеличения госинвестиций предлагается создать специальный инвестиционный фонд, который будет формироваться за счет средств стабилизационного фонда. Сие новшество — детище Германа Грефа. На финансирование нужд фонда министр экономического развития и торговли РФ предлагает выделять по 70 млрд. руб. в течение ближайших трех лет (в парламенте уже прозвучали предложения увеличить эту сумму до 100 млрд.), которые будут «расходоваться на проекты частно-государственного партнерства».

По замыслу главы министерства, «это будут только крупные национальные и экономически обоснованные проекты, которые будут развивать отечественное производство и приносить доход». Объем участия государства в таких проектах должен быть не менее 5 млрд. рублей, а срок реализации — не превышать пяти лет. Доля частного капитала в них будет составлять от 10 до 25%. «Средства фонда будут направляться исключительно на развитие инфраструктуры (строительство дорог, морских и аэропортов)», — предполагает г-н Греф. Инвестировать их в коммерцию и бизнес будет запрещено.

Президент России Владимир Путин на состоявшемся в Кремле 1 августа совещании лично благословил это начинание. Но потребовал, чтобы «финансирование этих проектов было максимально прозрачным и не мешало развитию российской экономики».

При этом министр поспешил сообщить, что «уже есть несколько хорошо проработанных проектов, которые будут реализовываться в следующем году». Правда, уточнить, какие именно, не смог, поскольку полностью подготовленных начинаний еще не было.

В вопросе «как тратить инвестфонд?» правительство должно было окончательно определиться на прошлой неделе. Но так и не смогло этого сделать вовремя, в очередной раз попросив отсрочку еще на несколько дней…

Камни преткновения

Эксперты по-разному оценивают новшества МЭРТ. Как бы то ни было, большинство из них указывают на необходимость решения более глобальной задачи — кардинального улучшения инвестиционного климата в стране. Инвестиции в основной капитал за январь–июнь выросли на 9,4% (12,6% годом ранее). Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику в целом по итогам первого полугодия составили всего 12 млрд. долл.

В то же время чистый отток капитала из России за первое полугодие составил порядка 5,5 млрд. долл. А валовой вывоз капитала за этот же период равнялся около 34 млрд. долл. За 2001—2004 годы бизнес вывез из России около 100 млрд. долл. Это, как считают аналитики агентства Fitch, говорит о «враждебном характере российского инвестиционного климата». И свидетельствует о недоверии к финансовой, политической и законодательной системам России.

Самым большим препятствием для роста иностранных инвестиций, по результатам опроса, проведенного Консультативным советом иностранных инвестиций, 71% компаний считают коррупцию, которая укоренилась практически на всех уровнях власти. Как пишет «Нью-Йорк таймс», фонд «Индем», пытаясь измерить масштабы коррупции, провел опрос, результаты которого впечатляют. Оказалось, что рядовые россияне платят взятки на общую сумму 3 млрд. долл. ежегодно, а предприятия — 316 млрд. Это почти в 10 раз превышает данные, полученные во время первого опроса, проведенного четыре года назад. Общая сумма взяток в два раза превышает доходы, которые правительство собирает в бюджет. Средний размер взятки при этом составляет 135 тыс. долл., что в 13 раз больше, чем в 2001 году.

Говоря об инвестиционном климате, также нельзя не упомянуть о переделе собственности, который с делом ЮКОСа приобрел качественно новые масштабы. По оценкам Frankfurter Allgemeine, в прошлом году окружение Путина получило контроль над важнейшими российскими компаниями с активами в размере 222 млрд. долл. и прибылью 11 млрд. Активы этих предприятий соответствуют примерно 40% ВВП России.

Сейчас процесс «раскулачивания олигархов», в глазах общества выдаваемый за акт исторической справедливости, продолжается. После вхождения основной дочерней фирмы ЮКОСа — нефтедобывающего предприятия «Юганскнефтегаз» — в государственный нефтяной концерн «Роснефть» и при условии, что Газпром смог бы приобрести контролируемую Романом Абрамовичем «Сибнефть», государство (читай — чиновники) получило бы контроль над третью российской нефтяной отрасли с оборотом порядка 50 млрд. долл. в год.

Тем временем подготовленный Минфином, опять же по заданию г-на Путина, план амнистии капиталов подвергся неожиданно резкой критике в обществе. Эксперты и чиновники дружно назвали его «нелепым и неработоспособным». А ведь на зарубежных счетах россиян хранится, по некоторым оценкам, до 200 млрд. долл. Да еще 25—50 млрд. — в виде наличных под подушками. Для сравнения: по состоянию на 1 июля банковские сбережения россиян достигли 2,87 трлн. руб. (около 100 млрд. долл.)

Впрочем, правительство не особенно и нуждается в этих деньгах. Приток нефтедолларов извне и так вызывает у российских финансовых властей постоянную головную боль.