UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕЖИМ ОЖИДАНИЯ

…И все непрочно - который час, и то никто не знает точно. А. Галич Уважаемые читатели! Позвольте поздравить вас с наступающим праздником Нового Бюджетного Процесса и пожелать, чтобы он (процесс) вас не коснулся...

Автор: Светлана Рябошапка

…И все непрочно -

который час, и то никто не знает точно.

А. Галич

Уважаемые читатели! Позвольте поздравить вас с наступающим праздником Нового Бюджетного Процесса и пожелать, чтобы он (процесс) вас не коснулся. Но на всякий случай хочу ознакомить читающую публику с программой праздничных мероприятий. Сегодня и до конца текущего года в программе: показательные бои близнецов-братьев - Кабмина и бюджетного комитета ВР под лозунгом «А ну-ка, отними!», стайерский забег лоббистов от АПК и ВПК на приз Максимального бюджетного финансирования, игра на спортивный интерес «Затормози до выборов», аттракцион «Украинские горки курса гривни», разноцветный и постоянно меняющийся фейерверк цифр доходов, расходов, дефицита. Слоган начавшегося праздника «С профицитом - в ХХІ век. Поскольку дальше - некуда». Но пока всенародные бюджетные гуляния-2000 только набирают обороты, в стране имеют место быть сумеречные бюджетно-валютно-предвыборные будни-99.

Стартовые условия

Прежде всего - о явлениях экономической природы. На отчетной неделе замечены следующие перемещения: курс гривни в очередной раз укрепился, причем, что занятно, банковские ставки по гривневым кредитам пошли вниз, а по валютным - вверх. Нацбанк, прикупавший до начала сентября доллары, на этой неделе продолжил это увлекательное для многих занятие. Вообще же НБУ нарастил свои валютные резервы до 1,5 млрд. долл. - как за счет покупки, так и за счет подоспевших траншей МВФ и Всемирного банка. Минфин продолжает демонстрировать умеренный оптимизм: Игорь Митюков высказался в том смысле, что бюджет текущего года будет выполнен на 87%. Парламент продолжает неуклонно повышать благосостояние подведомственного ему народа: черта малообеспеченности стремительно пошла вверх, а заодно в четыре раза (до 100 млн. грн.) выросли бюджетные расходы на выборы президента. В целом же все, как всегда, с поправкой на предвыборную летаргию бизнеса, заморозки на почве инвестиций и выжидательную политику производителей и законодателей.

А теперь - подробнее. Гривня укрепилась, как всегда, молитвами Нацбанка, который, во-первых, вежливо попросил Минфин продать на межбанке валютный кредит Всемирного банка, а во-вторых, ужесточил санкции за несоблюдение комбанками гривневых нормативов резервирования. Заодно можно припомнить и то, что НБУ не кредитует братьев своих меньших - коммерческие банки уже довольно давно - с августа и не планирует возобновить раздачу ресурсов в ближайшее время. В результате: финансовые потоки окончательно приобретут предвыборный вид, гривни у банков маловато будет, а долларовое предложение Минфина пока что вполне покрывает спрос.

Правда, и правительство продолжает гасить гривневые зарплатные долги. Причем население, получившее зарплату, вряд ли понесет ее, голубушку, в банк - понесет оно ее, болезную, прямиком на рынок. Так что неофициальная экономика по-прежнему не будет испытывать недостатка в средствах. Что же до официальной экономики, можно предположить, что курсовые колебания в пределах 4,4 - 4,6 грн./долл. будут тешить души участников рынка аж до окончания выборов. Далее - всенародное послевыборное похмелье, усугубляющееся прогнозным курсом Минфина 5 грн./долл. в среднем на 2000 год.

Впрочем, вернемся в сегодняшний день, чтобы оценить вклад ветвистых и развесистых властей наших в исполнение бюджета-99, после которого, как водится, стартует бюджет-00.

Верховная Рада, похоже, взялась строго соблюдать баланс пристойных и непристойных решений. К последним можно смело отнести уже упоминавшуюся новенькую черту малообеспеченности в 118 грн. и 1,5 млрд. грн. дополнительных вливаний в шахтерское дело. Но нельзя не признать, что от парламента произошла в последнее время и некоторая польза.

Стараниями парламентариев отклонен указ Президента об отмене картотеки и вместо него одобрен законопроект, бродивший по парламенту с 1996 года (в качестве закона о платежах) со времен налогового пакета, давшего миру закон об НДС и налогообложении прибыли предприятий.

Вторым экономически полезным решением, правда, пока что не окончательным, стало то, что парламент не присоединился к кабминовским поползновениям ввести с 1 октября 20-процентные амортотчисления в бюджет и тем самым сберег предприятиям чуток оборотных средств. Тем более, что, посеяв 20% изъятий, правительство странным образом обманывалось: предполагало пожать в текущем году - 500 млн. грн., в следующем - почти три миллиарда. Как показывает опыт и практика, даже при 10% уровне амортотчислений, собираемых в бюджет, собрано их было не более 30% от запланированного. Так что пока остается в силе простой и понятный понижающий коэффициент 0,8.

Впрочем, бюджетно-налоговые новации правительства не иссякают: в парламент поступило что-то около полусотни разнообразных поправок, дополнений и изменений (а значит, не поступило ничего, поскольку парламент наш больших порций поправок просто не переваривает). Тем не менее, волею пославшего его Президента, в очередной раз заявившего, что старая законодательная база не годится для нового бюджета, Кабмин предлагает ввести налог на недвижимость, не возмещать НДС по бартерному экспорту, повысить кое-что из таможенных платежей и тарифов, а также собрать урожай рентной платы и платы за транзит газа.

Кабмин предполагает, что все это потянет на 3,2 млрд. грн., за счет которых будут происходить социальные выплаты. Ну-ну. А что еще тут можно сказать? Разве что предположить: грядет волна очередных налоговых проверок и «ужесточения режима», причем в ближайшее время - поскольку вряд ли наши власти настолько наивны, что всерьез рассчитывают, к примеру, на такой источник доходов бюджета, как дивиденды с акций предприятий, находящихся в госсобственности. Или - еще почище - на «нетрадиционные методы», каковыми предполагает пополнять казну бюджетный комитет ВР.

Напрашивается вывод, что бюджет-00, как всегда - нереален, как всегда - реально дефицитен, как всегда - сверстан на доброй старой налоговой базе, но к тому же еще - стартует в сверхнеблагоприятных условиях выборов и необходимости что-то платить по внешне-внутренним долгам. Вы заметили, как плавно мы перешли к теме профицита? Весьма, надо сказать, философская тема.

Финишная кривая

Министерство финансов довольно давно заявило о необходимости сверстать новый бюджет таким образом, чтобы доходы его превышали расходы (без учета выплат по госдолгу). По странному стечению обстоятельств, парламент - также не вчера - предупредил, что помрет, но профицита не допустит. Потому, что в парламенте у нас сидят реалисты, которые сильно подозревают, что затея с профицитом вполне может обернуться урезанием финансирования некоторых полезных депутатам отраслей и некоторых льгот. И потом - прозреваемое депутатами намерение правительства продолжить ручное управление урезанными расходами бюджета является намерением нехорошим и вызывающим нездоровую зависть законодателей.

На самом деле без ручного управления не обойдется, но профицит тут ни при чем. Перекошенная во все стороны схема государственных финансов остается нерушимой, а значит, остаются в силе все экономические схемы, так мешавшие наполнению всех предыдущих бюджетов. Доходов, как водится, будет мало, расходов (тут уж все постараются) будет много. Тем более что для оправдания ручного управления бюджетом в следующем году у правительства появится непробиваемый аргумент: угроза ( к сожалению, более чем реальная) дефолта-00.

Теперь собственно о профиците. Точнее, о его таинственных трансформациях. Поначалу Кабмин нацеливался на профицит никак не менее 1,5% ВВП, а МВФ так вообще советовал верстать 2,5%. Но плохое настроение бюджетного комитета ВР заставило Минфин вывести цифру профицита 0,4% ВВП (554 млн. грн.), чего очевидно недостаточно даже для частичного решения долговых проблем, поскольку общий объем выплат Минфина по долгам в следующем году составляет более 16 миллиардов гривен. И весьма сомнительно, что кто-нибудь отсрочит Украине час расплаты.

Все заклинания по поводу возможной реструктуризации части государственных долгов (а долги эти разные) до сих пор не подействовали. Нет, заклинания неплохие, просто долги тяжелые. Например, Всемирный банк - тот вообще кредитор первой руки и долги ему реструктуризации не подлежат. МВФ вообще со скрипом раскошелился на очередные транши расширенного финансирования, причем заметим - под клятвенное обещание украинских властей сократить неприоритетные расходы бюджета и улучшить собираемость налогов. Что же до еще одной категории кредиторов - держателей еврооблигаций, то невыполнение обязательств по отношению к ним запросто отбросит Украину в зону стран, в которые любые инвестиции невозможны.

Так что в распоряжении властей остается традиционный путь Минфин - ОВГЗ - Нацбанк. То есть эмиссия Нацбанка под покупку ОВГЗ. И если кто-нибудь полюбопытствует, сколько это может продолжаться, то узнает, что это давно уже продолжаться не может. Хотя бы потому, что в 2000 году тоже нужно будет платить по прошлым эмиссиям ОВГЗ. Платить предполагается за счет новых эмиссий облигаций. Которые купит Нацбанк. Который и является основным держателем прошлых выпусков. Замкнутый круг, который явно построил не Джек.

Сказав все то, что мы тут сказали, мы возьмем паузу в бюджетных рассказках, поскольку все равно у парламента не будет ни малейшего желания тратить время и силы на бюджет нового года. Он будет занят дележом текущего бюджета. А вот после избрания Президента нас ждет продолжение бюджетного праздника - со всеми объявленными в программе мероприятиями. До этого момента мы будем просто следить за родной экономикой, работающей, как и вся страна, в условиях, приближенных к выборам.