UA / RU
Поддержать ZN.ua

REUTERS ПЕРЕСМАТРИВАЕТ СТРАТЕГИЮ

На прошлой неделе акции финансово-информационной компании Reuters резко упали в цене. Таким образом рынки отреагировали на заявление компании о планах реструктуризации и сокращении штата почти на 20%...

Автор: Юлия Загоруйко

На прошлой неделе акции финансово-информационной компании Reuters резко упали в цене. Таким образом рынки отреагировали на заявление компании о планах реструктуризации и сокращении штата почти на 20%. К 2005 году руководство намерено сконцентрировать деятельность на главных направлениях и сократить более 3000 рабочих мест. Нет сомнений, что причиной столь жесткой решимости стали объявленные в феврале неутешительные итоги за прошедший год. А именно, что в 2002 году убытки Reuters составили 740 млн. долл., в то время как 2001 год был завершен с прибылью в 237 млн. долл. Однако финансовые потери — это всего лишь закономерный результат как внешней, так и внутренней «непогоды».

Сокращение персонала коснется отделов продаж, технических и вспомогательных. Основной — информационно-аналитический — состав практически не пострадает. Хотя обозреватели подозревают, что увольнения будут продолжаться, и причина их не только в глобальном экономическом спаде, приведшем к резкому сокращению операций, оборотов, доходов и персонала, в первую очередь, у главных клиентов Reuters — в банках, пенсионных фондах и других финансовых группax. Не менее важным наблюдатели все-таки считают ужесточение конкурентной борьбы на информационно-финансовом поле. Все тяжелее стало обгонять главного конкурента, американскую частную компанию Bloomberg, которая буквально наступает на пятки и выхватывает лакомые куски из-под носа у Reuters. Новые времена требуют новых форм построения производства. Информационного — в первую очередь. Bloomberg, например, продает один продукт по фиксированной цене, что, по мнению его клиентов, очень удобно в пользовании, покупке и инсталлировании. Также в числе преимуществ этой компании 15 млн. мобильных информационных посланий ежедневно, подготовленный персонал, качественный сервис, освобождающий клиентов от эксплуатации сложных компьютерных систем.

Все же у британского Reuters остается огромная доля рынка, и в некоторых его сегментах американский Bloomberg пока не соперник. У Reuters гораздо шире перечень предлагаемых продуктов во всех финансово-экономических сферах, более гибкая система цен, что существенно для тех клиентов, которых раздражают стабильно высокие цены Bloomberg, растущие даже в период экономического спада. Среди бесспорных достижений Reuters и то, что он быстро набрал 70 тысяч активных постоянных пользователей в системе телефонных почтовых сообщений и намеревается интегрировать этот продукт в продажи и внутренние системы. Тем не менее, пользователи, которые во времена рыночного бума могли позволить себе покупать продукцию как Reuters, так и Bloomberg, сегодня, экономя средства, вынуждены выбирать кого-то одного. Многие предпочитают Bloomberg, смирившись даже с его дороговизной.

А ведь еще в 1996 году Reuters доминировал в индустрии финансовой информации, которая составляла 90% его годового дохода. И, покрывая 40% мирового рынка, полностью затенял Bloomberg, основанный лишь в 1981 году. Однако в результате напряженной гонки американский соперник более чем удвоил свое присутствие на рынке. В 2001 году, например, Reuters занимал 46% рынка, а Bloomberg достиг уже 38%. В то же время компания Thomson Financial, конкурирующая с обоими гигантами по части цен, имела более 6%. Кроме Тhomson в профильном бизнесе появились еще несколько молодых и довольно агрессивных фирм, таких, как Proquote и Moneyline Telerate, которые оперируют, главным образом, в нижних сегментах рынка и продают дешевые базовые информационные пакеты клиентам, не нуждающимся в пакетах класса люкс. Proquote, например, оценивает свой базовый сервис в 260 долл. в месяц, тогда как Bloomberg, обслуживающий верхний сегмент рынка, — в 1350 долл. в месяц.

Кстати сказать, даже новостийный бизнес Reuters, который зарабатывает компании 10% годового дохода, теряет свое лидерство в мире. Конечно, имея 198 офисов и 2500 журналистов, Reuters по-прежнему главный продавец новостей для СМИ. Но трейдеров и других клиентов из сферы финансовой индустрии вполне устраивают более дешевые новости, к примеру, от агентства Dow Jones.

Когда Том Глосер полтора года тому стал исполнительным директором Reuters (девять лет проработав перед этим в компании юристом), он задумал реформировать 150-летнюю британскую компанию. В день его назначения в июле 2001-го пышно открывали новый офис в Нью-Йорке. А уже через неделю Глосер объявил, что штат сокращается на 1100 человек и предложил план реструктуризации компании. На прошлой неделе он решил напомнить, что реформирование не отменяется, а наоборот, ускоряется. При этом не высказал сожаления, что с самого начала не форсировал реформы, а проводил их настолько спокойно, насколько было возможно. Для этого у него были свои резоны.

Глосер стал первым нежурналистом и первым американцем во главе британской компании, одной из старейших в мире. Он вовсе не горел желанием с первых шагов прослыть грубым американским ковбоем, который любой ценой рвется к слияниям и приобретениям. Кроме того, чтобы завоевать расположение консервативной Британии, Глосер старался сохранить максимум традиций компании. Сегодня поговаривают, что у него по-прежнему мало поддержки в лондонском Сити. Однако Глосер, скорее всего из тех американских менеджеров, которые всегда готовы к неординарным шагам и решениям. Например, широко известен случай, когда в первые дни после событий 11 сентября Глосер — сам житель Нью-Йорка, — всего два месяца управляющий Reuters, в ответ на теракты распорядился снять американский флаг, вывешенный у входа в здание офиса в Нью-Йорке. Сразу же последовали протесты от конгрессменов о таком неприемлемом «нейтралитете» агентства новостей.

Хотя Глосер относит себя к пессимистам, он обещает защитить компанию в период «рынка медведей», обозначающего экономический спад, даже если тот продлится до 2005 года. Тем не менее, перечень неприятностей продолжается. Когда 18 месяцев тому Глосер принял компанию, она больше напоминала департамент госслужбы, чем лидера на рынке финансовой информации. И хотя акции Reuters тогда сохраняли довольно высокую цену — 748 пенсов за акцию, что можно объяснить отсутствием реальных конкурентов, компания, тем не менее, уже погружалась в трясину неуклюжей бюрократии, особенно в части принятия решений. По едкому замечанию Глосера, там превалировала «культура дискусий Оксфордского клуба». На прошлой неделе, после оглашения суммы убытков, цена за акцию упала на 12% и составила 135 пенсов, впервые с момента выпуска акций на рынок в 1984 году.

Что собирается делать Глосер? В первую очередь, существенно снизить расходы, уйти из непрофильного бизнеса, унифицировать различные компьютерные системы, используемые в компании. Реструктуризацию планируется провести на протяжении 2003—2005 годов и уложиться в сумму 510 млн. долл., а на сокращении издержек Глосер планирует экономить 660 млн. долл. в год. Он настаивает, что последнее — не разовая «скорая помощь», а стратегический подход. Рост бизнеса, по его мнению, должен начаться за счет упрощения ассортимента продукции, а также удешевления услуг. Американский менеджер также будет пытаться трансформировать корпоративную культуру Reuters, — борясь с бюрократией и превращая Reuters в более современную, динамичную и коммерческую структуру, во многом похожую на «реактивный» Bloomberg. Во всяком случае, Глосер ясно дает понять, что дни расслабления для компании остались в прошлом.