UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС — МЕЧТА АМЕРИКАНЦА

Мечта о собственном свечном заводике, столь близкая и понятная сердцу большинства русскоязычных представителей старшего поколения, у американцев вряд ли найдет адекватный отклик...

Автор: Оксана Приходько

Мечта о собственном свечном заводике, столь близкая и понятная сердцу большинства русскоязычных представителей старшего поколения, у американцев вряд ли найдет адекватный отклик. И не только потому, что воспитывались они на другой литературе. Ведь буквально с раннего детства ими, американцами, движет совсем другая, но не менее пламенная страсть — обзавестись собственным ресторанчиком.

На первый взгляд, ничего удивительного в этом нет. В прошлом году в предприятиях общественного питания американцы оставили 47 процентов всех денег, расходуемых на питание (при том что еще в 1955 году эта доля составляла всего 25 процентов), и посещали их в среднем не менее пяти раз в неделю. Каждый раз при этом отмечая те недостатки, которые, будь они владельцами данного заведения, ни за что бы не допустили.

Правда, на второй взгляд все выглядит далеко не так радужно. Риск банкротства в собственном ресторанном бизнесе, по самым приблизительным оценкам, составляет от 90 до 95 процентов. И тем не менее только за прошлый далеко не благополучный год количество частных ресторанов, достигавшее 870 тыс. в целом по стране, увеличилось еще на 12 тыс.

Для того чтобы обзавестись подобным бизнесом, обычно требуется стартовый капитал в размере сотни тысяч долларов. Получить кредит под это дело в банке — задача практически не осуществимая. Наиболее распространенная схема — привлечение к финансированию родственников и друзей. Поставив перед собой цель собрать «с носа» в среднем по две тысячи долларов, энтузиасты стараются привлечь потенциальных инвесторов не только «гарантированной» доходностью в размере 4—6 процентов, но и обещанием обязательного предоставления столика, даже в дни самых сумасшедших аншлагов, к тому же еще и с 25-процентной скидкой.

После того как нужную сумму удалось насобирать, ее предстоит грамотно потратить. От 60 до 70 процентов всех средств приходится на приобретение продуктов и оплату труда. Помещение очень редко является собственностью владельца ресторана, поэтому 5—10 процентов обычно уходит на арендную плату. Естественно, в случае банкротства покрывать убытки нечем. А для того чтобы банкротства не произошло, годовой оборот среднего ресторанчика в крупном городе должен достигать миллиона долларов. В таком случае капиталовложения обычно окупаются года за три. Правда, обещанной прибыли даже при благоприятном раскладе ожидать приходится гораздо дольше.

Причинами неудач чаще всего оказываются неудобное местоположение, плохая кухня и/или обслуживание, неадекватные расценки, а также отсутствие узкой специализации. Вот с нее и советуют начинать. Финансовые аналитики, отчаянно пытающиеся вернуть себе доверие со стороны частных инвесторов, рекомендуют вкладывать средства только в те рестораны, которые вы сами будете охотно посещать. Так, например, рекордсменами по темпам расширения за 2001 год в Америке стали китайские бистро и морские ресторанчики.