UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕКОРДНЫЕ ПОТЕРИ ТЕЛЕКОМОВ

За последнюю неделю ведущие телекоммуникационные компании, подводя итоги за 2002 год, вынуждены были объявить о потерях, которые оказались крупнейшими за всю корпоративную историю Европы...

Автор: Юлия Загоруйко

За последнюю неделю ведущие телекоммуникационные компании, подводя итоги за 2002 год, вынуждены были объявить о потерях, которые оказались крупнейшими за всю корпоративную историю Европы. Немецкий Deutsche Telekom — 24,6 млрд. евро, France Telecom — 20,7 млрд., голландская KPN — 9,5 млрд., испанская Telefonica — 5,5 млрд. К ним присоединился телекоммуникационный медиагигант — французская Vivendi Universal — с 23,3 млрд. евро убытков за прошлый год. Статьей расходов, ударившей больнее всего, стало списание потерь по инвестициям, в том числе в Интернет и мобильную связь третьего поколения.

Одни аналитики видят в происходящем некую закономерность, выявившую внутреннюю хрупкость и рыночную уязвимость некогда могущественных европейских гигантов на фоне биржевого кризиса. Другие же расценивают процесс как симптом очищения, ведущий к общему выздоровлению телекоммуникационной отрасли. Кто прав, покажут уже результаты первого квартала года текущего. Хотя особо радостных предпосылок пока не наблюдается.

На самом деле показатели, драматизирующие сегодня весь телекомовский климат Европы, не должны были стать сюрпризом ни для руководителей компаний, ни для инвесторов. Потому что весь предыдущий год был соткан из сигналов о неблагополучии.

Deutsche Telekom, например, еще в мае 2002-го, переварив почти двухмиллиардные потери за первый квартал, объявил, что к концу 2004 года будет уволено более 30 тыс. сотрудников, дабы сэкономить 10 млрд. евро (общая численность работающих — 245 тыс. человек). Тогда же, по оценкам руководства компании, потери за год ожидались в размере 5,5 млрд. евро. Однако последующие события увеличили эту цифру более чем в четыре раза. И это при том, что в 2001 году Deutsche Telekom недобрал «всего» 3,5 млрд. евро, а 2000-й вообще закончил с прибылью в 5,9 млрд. В июле вокруг телеком-гиганта разразился скандал, связанный с предвыборной напряженностью в стране. Оппозиция обвиняла канцлера Герхарда Шредера, что за годы его правления стоимость акций компании уменьшилась на 90%, дойдя до цены начала выпуска акций в 1996 году, а заработки директоров за тот же период пропорционально выросли. К середине 2002 года долги компании достигли 67 млрд. евро.

43% акций Deutsche Telekom принадлежат правительству Германии. Как крупнейший акционер-собственник, оно в равной мере несет ответственность за неудачи наполовину государственного телекома. Три миллиона пострадавших немецких частных инвесторов, они же электорат, могли отреагировать на этот факт адекватно. Посему в роли ответчика предстал глава компании Рон Зоммер, когда-то один из наиболее успешных топ-менеджеров Европы. Его обвинили в том, что в течение 2000—2001 годов, в период доткомовского бума, когда цены продаж находились на пике, Deutsche Telekom активно скупал мелкие телекоммуникационные компании за рубежом, используя под это огромные банковские кредиты.

Проблемы начались, когда ожидаемый быстрый рост прибылей не состоялся из-за резкого падения стоимости приобретенных активов и общего кризиса на мировых рынках. Долги, естественно, разрастались. Зоммер ушел в отставку, однако груз его «стратегических» приобретений крепко придавил Deutsche Telekom.

Назначенный в ноябре новый исполнительный директор Кай Уве Рике и обновленный совет директоров вынуждены заниматься довольно прозаическим бизнесом — искать пути погашения долга. Или хотя бы его уменьшения. Дивиденды за прошлый год инвесторам не выплачены. Кроме того, акции, которые они приобретали по цене 66 евро, сегодня стоят в шесть раз дешевле. Программа выхода из кризиса предполагает реорганизацию компании, которую Рике начал еще в декабре. В числе экстренных мер по «спасению» Deutsche Telekom — продажа неосновных и непрофильных активов, а также частично недвижимости компании, сокращение инвестиций, увольнение 55 тыс. сотрудников (против заявленных год назад 30 тыс.).

Интересно, что к концу прошлого года компания удивила экспертов: долги удалось сократить до 61 млрд. евро. В текущем году руководство надеется «ужать» их до 50 млрд. Но вместе с тем Рике настаивает, что нельзя ограничивать компанию до крайности, пренебрегая инвестициями в ее самые быстрорастущие бизнесы, среди которых американский сотовый филиал T-Mobile USA, купленный за 40 млрд. евро.

Немецкий телефонный оператор лишь завершил серию неприятных признаний о результатах минувшего года. За пару дней до него французский France Telecom также попытался стать рекордсменом во французской корпоративной истории, объявив о годовых потерях в 20,7 млрд. евро. История до боли похожа на историю немецкого «коллеги». Финансовые потери компании уже к середине 2002 года достигают 12 млрд. долл. Акции теряют 90% своей стоимости. Годовые убытки планируются в размере 17—19 млрд. евро. Президент компании Мишель Бон уходит в отставку. Однако французское правительство, которому принадлежит 55% акций France Telecom, приходит на помощь бывшему государственному монополисту, и в декабре предоставляет кредит в размере 9 млрд. евро.

Увы, ни новый глава компании Тьери Бретон, ни государственный кредит, ни намерение выпустить облигаций на сумму в 6 млрд. евро ситуацию не спасают. 5 марта France Telecom вынужден огласить сумму своих убытков, которые шокируют экспертов, даже по сравнению с не особенно успешным годом 2001-м.

На сегодня общий долг France Telecom составляет 70 млрд. евро и является крупнейшим корпоративным долгом в мире. Образовался он вследствие политики экспансии, которой увлекался предыдущий президент компании. В 90-х более 100 млрд. евро были потрачены на приобретение мелких компаний внутри страны и за рубежом. Затем вместо прибылей последовало списание убытков: с немецкого филиала сотовой связи MobilCom — 7,3 млрд. евро, с голландского интернет-провайдера Equant — 4,4 млрд. По словам Бретона, активы, купленные вплоть до 2000 года, относились к сфере высоких технологий. И лопнули как мыльный пузырь.

Рекорд годовых убытков France Telecom побила компания-соотечественница. Медиа-гигант Vivendi Universal закончил 2002 год с потерями в 23,3 млрд. евро, почти удвоив сумму по сравнению с 2001-м. Бывший руководитель компании Жан-Мари Месье в последнее время не сходил со страниц ведущих финансовых изданий мира по причине многочисленных скандалов и разбирательств вокруг некогда успешной компании. Ему вменили в вину чересчур рискованную политику, которая к середине 2002-го привела компанию к многомиллиардным долгам (35 млрд. евро), резкому снижению капитализации.

В 2001-м Vivendi Universal чудом избежала банкротства, а Месье вынужден был покинуть фирму. Хотя именно он был тем человеком, который за несколько лет сумел превратить неказистую «Компанию по водоснабжению» во вторую в мире медиа-телекоммуникационную империю, где сбор и очистка воды заняли позиции второго-третьего плана. За счет финансирования в долг Vivendi росла как на дрожжах, создав некую коллекцию из умопомрачительных приобретений. В 2000 году — голливудская киностудия Universal Studios, французская платная телесеть Canal Plus, половина книгоиздательской индустрии Франции, крупнейшая в мире звукозаписывающая фирма Universal Music Group (UMG), контракты на сотрудничество с Лучано Паваротти и рок-группой U2. В 2001-м — второй по величине кабельный оператор США USA Networks и 10% акций американской компании Echostar, лидера спутникового телевидения США…

Окончание истории — почти «классическое» для современного периода корпоративной истории. В октябре 2002 года началось расследование деятельности компании Vivendi в связи с подозрениями акционеров в том, что бухгалтерские отчеты скрывали истинное положение дел, а компания публиковала недостоверную, то есть приукрашенную информацию о состоянии своих финансов. Следствие продолжается. Новый генеральный директор компании Жан-Рене Фурту не считает возможным комментировать его ход. Он занят в основном тем, что пытается не дать компании обвалиться полностью.

К концу 2002 года путем срочной продажи активов удалось сократить размер задолженности на 25,8 млрд. евро, снизив ее до 12,3 млрд. евро. Фурту собирается и дальше практиковать продажи хотя бы еще на 7 млрд. евро. А для этого, считают аналитики, не обойтись, во-первых, без расчленения компании на части, во-вторых, без продажи если не всей, то большей части ее медиа-крыла.

Vivendi действительно ведет поиск потенциальных покупателей для своих американских активов. Хотя понятно, что сегодня найти желающих платить по высоким ценам 90-х вряд ли удастся. Проскальзывает даже мысль о возврате компании к своим водоканализационным корням. Но даже при этом сохранится бизнес мобильной телефонии, от которого в следующем году ожидают 25% роста...