UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разбегающаяся Канада

Канадское экономическое чудо — далеко не самая популярная тема как украинских, так и мировых СМИ. ...

Автор: Оксана Приходько

Канадское экономическое чудо — далеко не самая популярная тема как украинских, так и мировых СМИ. Тем не менее о том, как замечательно живется в Стране кленового листа, наши соотечественники знают хорошо — в основном благодаря родственникам и друзьям, там обосновавшимся. Питер Дэвид, обозреватель британского журнала The Economist, свой обзор достижений и проблем канадской экономики готовил на основании более объективной информации. Тем не менее и у него возникла мысль, что после ознакомления с его публикацией у многих может появиться желание обратиться в канадское посольство за визой. Впрочем, в Украине канадский опыт, «сын ошибок трудных», может оказаться интересным и для тех, кто от украинского гражданства в ближайшее время отказываться не собирается.

Отягощенная нефтью

Чтобы в полной мере оценить достижения современной Канады, стоит вернуться к событиям 15-летней давности. Тогда в результате неграмотной фискальной политики правящих консерваторов и неблагоприятной мировой конъюнктуры эта страна, член «большой семерки», стала одним из кандидатов на получение стабилизационного кредита МВФ. Пришедшие к власти в результате выборов 1993 года либералы решили обойтись собственными силами. И обошлись. Резко закрутили гайки федеральных расходов, повысили налоги, продолжили процесс либерализации торговли с США.

Результаты этих не слишком популярных мер не заставили себя долго ждать. А стремительный взлет цен на энергоносители дополнил это чудесное превращение: нынче Канада — единственная из промышленно развитых стран — не имеет ни бюджетного, ни торгового, ни платежного дефицита. Даже в торговле с привычно демонизируемым Китаем общий торговый профицит составил в прошлом году рекордные 66 млрд. канадских долларов (приблизительно 57 млрд. долларов американских), а объемы канадского экспорта в Китай выросли на 40%. Естественно, обладание огромными запасами газа и нефти отнюдь не является достижением правящего правительства, однако умение извлечь пользу из этого богатства несомненно является его заслугой.

Дело в том, что Канада, обладающая вторыми в мире (после Саудовской Аравии) запасами нефти, имеет очень большие проблемы с ее добычей. 95% канадских запасов «черного золота» не стремятся при первой же возможности забить из-под земли фонтаном, а успели растечься по так называемым нефтеносным пескам. Так что канадская технология добычи нефти существенно отличается от ближневосточной и ее развитие потребовало существенных инвестиций.

30 млрд. канадских долларов, которые с 1960-х годов уже вложены в разработку новых технологий, довели рентабельность добычи нефти из песка до 30 американских долларов за баррель. Еще 30 млрд. долларов канадских, которые планируется выделить в течение последующих 15 лет, позволят еще ниже сбить ценовую границу, при которой добыча нефти окажется рентабельной.

Современные канадские технологии нефтедобычи требуют больших расходов пресной воды, на которую очень богата Канада, но к которой, тем не менее, канадцы относятся очень бережно. Не хочется им и сжигать при этом природный газ, особенно с учетом нынешней ситуации вокруг его поставок. Вполне возможно, что уже в ближайшее время будут внедрены новые технологии, основанные на использовании атомной энергии.

Этим перечень правительственных усилий не ограничивается. Экологически щепетильная Канада не жалеет средств на природосберегающие технологии. Сразу же за огромными землеройными и погрузочными машинами идут не менее мощные тягачи с плодородным грунтом, сопровождаемые техникой для посадки саженцев или восстановления дерна. Мощный консорциум специализируется на закупке и акклиматизации диких стад бизонов — из уважения к индейцам-аборигенам, которым вдруг захочется вернуться к своему традиционному образу жизни. Как ни крути, а канадская модель капитализма имеет очень мало общего с голой погоней за наибольшим наваром. Ведь речь идет о стране, которая по площади занимает второе (после России) место в мире и отнюдь не страдает перенаселенностью.

Добрососедство
по-североамерикански

Не менее важным фактором экономического развития Канады является ее огромная по протяженности — почти 9 тыс. километров — граница с США. Вообще-то соседство двух стран, говорящих на одном языке, но при этом находящихся в совершенно разных весовых категориях (население США — 300 млн. человек, ВВП достигает 12 трлн. американских долларов, Канады — соответственно 32 млн. человек и один триллион тех же долларов) считается весьма опасным. Угроза экономической и культурной абсорбции со стороны южного соседа издавна отравляет жизнь коренным канадцам, изначально не принявшим американскую революцию и сохранившим лояльность к Британской империи. Политическая составляющая канадско-американских отношений действительно остается очень сложной, хотя США этого практически не замечают. Ведь в экономическом отношении особых поводов для беспокойства нет.

Оборот товаров и услуг через американо-канадскую границу оценивается в 700 млрд. американских долларов в год, причем 70% канадского экспорта приходятся именно на США. Штаты очень комфортно себя чувствуют, имея под боком надежного и стабильного поставщика энергоносителей, а большая часть канадской экономики ориентирована именно на американского потребителя.

Для Канады, 90% населения которой сосредоточены в двухсоткилометровой зоне вдоль американской границы, прозрачность последней является очень важным фактором. В 1999 году американские пограничники поймали террориста с фальшивым канадским паспортом и целым грузовиком взрывчатки, направлявшегося в Лос-Анджелесский аэропорт. А после сентябрьского теракта 2001 года движение через границу и вовсе оказалось заблокированным. Найти взаимоприемлемый выход из сложившегося кризиса не удалось до сих пор. Более того, нет даже единого видения, в каком направлении этот выход искать. Некоторые силы по обе стороны границы выступают за заключение «большого договора» — создание общего «периметра безопасности» на внешних границах США и Канады, которая позволит значительно упростить меры безопасности на американо-канадском рубеже. Более того, в марте прошлого года в Нью-Йорке был учрежден Совет по внешним отношениям. Вошедшие в его состав представители Канады, Мексики и США начали разрабатывать концепцию Североамериканского сообщества, в рамках которого к 2010 году планируется объединить политику трех государств в сфере экономики, безопасности, а также, возможно, экологии, здравоохранения и трудовых ресурсов. Наиболее ярые сторонники поговаривают даже о введении единой валюты...

Тем не менее в Канаде очень многие критически относятся к этой идее. Особенно с учетом уже имеющегося опыта членства в NAFTA. Подписывая Североамериканское соглашение о свободной торговле — а именно так расшифровывается эта аббревиатура (North American Free Trade Agreement), Канада многим жертвовала ради либерализации торгового режима со своим крупнейшим торговым партнером. Существенно сократилось пространство для маневра в энергетической политике, оказались под угрозой многие социальные программы. В результате на алтарь конкурентоспособности была принесена модель канадского капитализма с не просто человеческим лицом, а, скорее, с милосердным ликом Мадонны. Свои обязательства канадцы, ворча и стеная, выполняли добросовестно. А вот американцы...

Знаменитая канадская древесина является одной из важнейших статей национального экспорта, и одним из ее главных потребителей издавна были именно Соединенные Штаты. Обвинив северных соседей в том, что их налог на порубку государственного леса несправедливо занижен, Америка три года назад ввела импортную пошлину. Законопослушные канадцы обратились в арбитражный суд, созданный в рамках NAFTA, и терпеливо дожидались его решения. Дождались. Установив, что канадский импорт не наносит ущерба американским производителям, арбитры признали пошлину незаконной и постановили ее отменить, а всю уже собранную сумму вернуть Канаде. Вот только американцы это решение попросту проигнорировали.

К северу от границы этот факт вызвал настоящий шквал негодования, призывы пересмотреть права американских компаний на участие в освоении нефтяных месторождений, перекрыть газопровод, идущий с Аляски через территорию Канады, и вообще привязать поставки энергоносителей в США к выполнению решения суда. А также начать активные поиски альтернативных рынков сбыта канадской древесины. Например, обратить взоры к Китаю. Правда, несмотря на все уже предпринятые усилия, объем «деревянного» экспорта в Китай составляет менее процента того объема, который даже в условиях несправедливого тарифа продается в США. Там канадская древесина упорно удерживает 34% всего рынка, а всего в канадском экспорте в США стабильно занимает 3%.

Отличная экономика,
да политикам досталась

О том, что Канада все еще остается доминионом Великобритании и формально ею правит генерал-губернатор, представляющий интересы британской королевы, вспоминают нечасто. Хотя бы потому, что назначает этого губернатора канадский премьер-министр, которому и принадлежит практически вся полнота власти. За исключением разве что определения даты внеочередных выборов, которые ожидают страну в ближайший понедельник. Нынешнему правительству в конце прошлого года в результате так называемого спонсорского скандала был вынесен вотум недоверия. В интересах либералов, партии, уже 12 лет находящейся у власти, было бы провести выборы попозже, когда скандал уже затихнет и главными аргументами станут именно экономические показатели. Однако Микаэла Жан, очаровательная темнокожая журналистка из Квебека, которая и занимает должность генерал-губернатора, назначила выборы на 23 января.

Сам скандал имеет очень длинные «ноги», да к тому же связан с одной из самых болезненных проблем современной Канады. Франкоязычная провинция Квебек уже несколько раз проводила референдумы, на которых недосчитывалась буквально нескольких процентов голосов для отделения от Канады. После очередного такого референдума 1995 года либеральное правительство Жана Кретьена приняло специальную программу, нацеленную на пропаганду в этой провинции единых канадских ценностей, и выделило на эти цели 300 млн. долл. Вот только большая их часть, как оказалось, попадала не в рекламные или пиар-агентства, а в «левые» фирмы, известные своей активной поддержкой либералов.

Поль Мартин, занимавший в правительстве Жана Кретьена пост министра финансов и считавшийся главным архитектором выведения страны из экономического кризиса, по результатам расследования был признан непричастным к этим незаконным схемам «отката». Тем не менее, приложив огромные усилия, чтобы сместить с поста премьер-министра своего шефа и самому занять эту должность, Мартин как раз и оказался главной жертвой скандала. Его первые искры привели к поражению либералов на выборах 2004 года, в результате чего в 308-местном парламенте их квота сократилась со 168 мест до 135.

Неудивительно, что главной задачей премьера с тех пор стало не укрепление экономики страны, а собственное политическое выживание. В результате федеральные расходы за год выросли на 15%, а обещанного сокращения налогов при одновременном увеличении объемов социальных программ(!) не произошло. Журнал The Economist считает, что шансы на победу основных политических конкурентов либералов — консерваторов — минимальны, тем не менее результаты последнего опроса общественного мнения, приведенного в International Herald Tribune, свидетельствуют, что за консерваторов готовятся проголосовать 38% избирателей, тогда как за либералов — на 10% меньше.

С другой стороны, международные обозреватели крайне низко оценивают шансы как консерваторов, так и либералов решить основные структурные проблемы Канады. Хитроумный государственный строй, благодаря которому природные богатства принадлежат не федеральному правительству, а провинциям, способствует тому, что золотоносный нефтяной дождь неравномерно орошает канадскую почву. Жители провинции Альберта, где и сосредоточена большая часть нефтеносных песков, богатеют, сокращают налоги, повышают социальные выплаты. И только 26% из них считают, что своим богатством следует поделиться с остальными канадцами. В противовес 61% жителей остальных провинций.

Профицит бюджета провинции Альберта за прошлый год оценивается в 8 млрд. канадских долларов, тогда как провинция Онтарио, где профильными считаются пришедшие ныне в упадок высокие технологии и автомобилестроение, пребывают в глубоком финансовом кризисе. А ведь существует еще и специальный Трастовый фонд по сохранению наследия Альберты, который после накопления в нем 12 млрд. канадских долларов пополнять перестали. Одно время его средства расходовали на инвестиции в развитие, а сейчас и вовсе предлагают выплатить по 400 долл. дивидендов каждому жителю провинции…

Не предвидится и рационального выхода из квебекской проблемы. «Назначение» французского языка государственным в стране, где количество говорящих по-китайски если уже не превысило, то вот-вот превысит количество франкоязычных, создает больше проблем, чем решает. Еще сложнее определиться в отношениях с США. Демонстративное решение не посылать свои войска в Ирак, не поддерживать экономическое эмбарго Кубы и не принимать участие в единой противоракетной системе принесло определенные политические дивиденды предыдущему правительству, однако вряд ли сыграет положительную роль сейчас. Иными словами, дестабилизирующих факторов предостаточно. Сохранение же Канады как единого целого обеспечивается, по словам Гордона Гибсона из Фрейзерского института в Ванкувере, исключительно «сентиментальностью и инертностью». Которых совершенно недостаточно, чтобы решить проблемы, начинающие тормозить так стремительно разогнавшуюся канадскую экономику.

При прочих весьма радужных показателях рост производительности труда в Канаде с 2000 года составил 0,9 %. Для сравнения, в Америке— 3,5. Основной причиной этого отставания специалисты называют недостаточные объемы инвестиций. Например, в пересчете на каждое рабочее место в Канаде инвестируется на 2700 канадских долларов меньше, чем в США. В Америке основными инвесторами являются крупные компании, которых в Канаде раз-два и обчелся. 69 % занятых в канадском частном секторе работают в компаниях с численностью менее ста человек.

По словам Джока Финлайсона, вице-президента Совета предпринимателей Британской Колумбии, Канада является одним из лучших в мире мест для желающих начать свой бизнес. Дальнейшая же их судьба оставляет желать лучшего: слишком многие затем разоряются и лишь очень немногие — растут.