UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗ, ДВА И — «КИНУЛИ»

Битва за контроль над валютными потоками Николаевского глиноземного завода всем уже изрядно приелась, и удивить ее участников чем-нибудь новеньким сложно...

Автор: Игорь Маскалевич

Битва за контроль над валютными потоками Николаевского глиноземного завода всем уже изрядно приелась, и удивить ее участников чем-нибудь новеньким сложно. Ан нет: оказывается, если постараться, то еще можно. И похоже, что не зря НГЗ называют полигоном для отработки технологии украинской приватизации.

Как мы уже сообщали в предыдущем выпуске «ЗН», на 5 ноября было назначено проведение первого с момента создания ОАО «Николаевский глиноземный завод» общего открытого собрания акционеров. В том, что в связи с этим ожидается «буря», никто не сомневался, тем более что гром грянул много раньше - когда произошел захват офиса реестродержателя ОАО «НГЗ».

После «низложения» бывшего директора НГЗ Виталия Мешина Минпромполитики и Нацагентство по управлению госкорпоративными правами поручили управление заводом Николаю Набоке и, как выясняется, в его лице людям, близким к британской трейдерской группе Trans World. А так как на НГЗ стремится попасть и российская промышленная группа «Сибирский алюминий», ситуация напоминает классический пример «берлоги с двумя медведями». Кто из «мишек» лишний, и должно было решить собрание акционеров ОАО «НГЗ»…

С одной стороны, новое (как его уже прозвали - протэвэгэшное) руководство НГЗ явно пользуется если уж не прямой поддержкой, то как минимум лояльностью Кабмина Украины в лице премьера, и стремится закрепить свое положение. С другой - «Сибирский алюминий» в последние месяцы проводил интенсивную кампанию по скупке акций ОАО «НГЗ». Причем ее ход был достаточно интересен. Спецификой НГЗ есть то, что основная часть акций, находящихся в негосударственной собственности (26,4% из 45%), сконцентрирована в ЗАО «Трудовой коллектив НГЗ» (ЗАО «ТК НГЗ»). Поэтому основной упор был сделан на получение контроля над этим ЗАО.

Идея состояла в следующем: приобретя контрольный пакет акций ЗАО «ТК НГЗ», обеспечить голосование всем его пакетом на собрании акционеров ОАО «НГЗ». Задачу облегчало то, что покупать акции согласилась родственная «Сибирскому алюминию» компания «Алюминпродукт», уже входящая в состав ЗАО. При этом покупателем акций выкладывались вполне приличные суммы. По словам юристов «Сибирского алюминия», за каждую акцию платили 1,5-2 номинала. Так как в конце концов удалось скупить 54% акций ЗАО, то затраты на эту операцию составили около 20 млн. долл.

Параллельно акции ОАО «НГЗ» скупались и на вторичном рынке. Был перекуплен у литовской инвесткомпании Ukio Bankas пакет в 5,33 %. А также шла интенсивная скупка акций мелких акционеров. Только в октябре с акциями ОАО «НГЗ» на фондовой бирже (ПФТС) состоялось 683 сделки на 69,8 млн. грн. В итоге удалось выкупить еще примерно 4% акций. Всего «вторичка», по расчетам экспертов, обошлась «сибирякам» еще дополнительно почти в 10 млн. долл.

Очевидно, что целью «Сибирского алюминия» было взятие под контроль 40% акций ОАО «НГЗ». Это дало бы возможность в случае необходимости не допустить проведения собрания акционеров ОАО с нежелательной повесткой дня. Да и впоследствии ввести своих представителей в состав правления.

К середине сентября цель казалась вполне реальной. Вице-президент группы «Сибирский алюминий» Герман Ткаченко даже сделал заявление (если его тогда правильно поняли) о том, что этой группой получен контроль над третью акций ОАО «НГЗ», и осталось только зарегистрировать сделку у регистратора.

Не то чтобы такое заявление было для руководства НГЗ неожиданным. В конце концов юристы TWG, консультирующие новый менеджмент, имеют приличный опыт борьбы за контроль над предприятиями. Да и ряд мер в противодействие акции «Сибирского алюминия» они начали проводить в жизнь еще в июле.

Тем не менее упомянутое заявление явно послужило катализатором дальнейших событий. В субботу, 2 октября, неизвестные блокировали офис регистратора завода ООО «Ваш регистратор». При ближайшем рассмотрении «неизвестные» оказались сотрудниками охраны НГЗ. В конце концов, вокруг офиса образовался «коктейль» из сотрудников заводской охраны и представлявших разные стороны охранных фирм. В результате компьютер с реестром акционеров ОАО «НГЗ» перенесли в здание управления СБУ по Николаевской области. А правление ОАО выдало «на-гора» пресс-релиз, в котором утверждалось, что правление было вынуждено принять меры «по защите реестра рядовых акционеров, являющегося собственностью ОАО «НГЗ», от несанкционированных и незаконных действий». К слову, скупка акций «Сибирским алюминием» была квалифицирована так: «К приватизации… проявляют интерес фирмы с сомнительной репутацией, заявившие о приобретении 33% уставного фонда». Репутация TWG , расследование действий менеджеров которой сейчас ведут американские, английские, швейцарские, казахские и российские спецслужбы, надо думать, кристально чиста?..

Раздражение правления было легко объяснимо: дружественные ему компании не смогли купить сколь-нибудь крупных пакетов акций, и на собрании акционеров новый директор НГЗ Н.Набока представлял лишь 2,3% акций.

После этого стало ясно, что основная борьба развернется на двух фронтах. Во-первых, за блокирование внесения сделки «Сибирского алюминия» в реестр, ну и еще надо было постараться обесценить приобретения саянцев внутри ЗАО «ТК НГЗ».

Некоторым сюрпризом стало разве что продолжение сугубо силовых методов. Во всяком случае, срыв двумя «неизвестными лицами» 12 октября торгов по продаже 5% пакета акций ОАО «НГЗ» на Украинской фондовой бирже был неожиданностью. По мнению президента УФБ Валентина Оскольского, это было «выполнение заказа» на срыв продажи госпакета акций ОАО «НГЗ».

Впрочем, я не берусь, в отличие от народного депутата Инны Богословской, утверждать, что они имели какое-то отношение к нынешнему руководству завода или к TWG. Да и вообще, всякие «силовые» приемы, несмотря на внешнюю эффективность, могут скорее свидетельствовать об отсутствии у возможного заказчика этой акции денег (или как минимум желания их тратить) на борьбу другими методами, например способом скупки акций на той же бирже.

Срыв продажи имел и юридические последствия. Так как размещение акций ОАО «НГЗ» не было закончено, то, по мнению депутата И.Богословской, согласно уставу НГЗ, само собрание становилось нелегитимным. Впрочем, юристы заработают на утряске юридических тонкостей вокруг НГЗ еще не одну сотню тысяч «условных единиц». Все-таки одними битвами на «кулачках» в Украине (интересно: все-таки «уже» или «пока»?) полностью решить дело в свою пользу не удается.

Основные усилия стороны сосредоточили именно на юридическом фронте. Во-первых, правление ОАО «НГЗ» расторгло договор с реестродержателем - ООО «Ваш регистратор» и приняло решение о передаче реестра другому регистратору. Это тоже была акция из занимательных составляющих, но речь не о них.

Второй удар был нанесен по самому ЗАО «ТК НГЗ», причем изнутри. Еще летом днепропетровская «Славутич-Капитал» приобрела у физлица аж 0,01% акций ЗАО. Очевидно, вскоре она поняла, что свои деньги (этак 5-6 тыс. грн.) она вложила неправильно. Можно было, конечно, продать эти акции, причем с прибылью - как раз шла скупка. Но вместо этого она подалась в суд, требуя признания незаконным самого ЗАО. 26 октября Киевский областной арбитражный суд признал учредительные документы ЗАО недействительными с момента его создания.

Позаботились и о реестре. Руководство НГЗ заявило, что так как он находится в СБУ, то собрание акционеров будет проводиться в соответствии с последней копией реестра, находящейся в распоряжении ОАО «НГЗ». Другими словами, от 5 октября, где никаких акций за «Сибирским алюминием» не значится.

Правда, «Ваш регистратор» все-таки получил документы из СБУ, и на свет появился реестр ОАО, датированный 4 ноября. А так как, по утверждению представителей «Сибирского алюминия», Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку рекомендовала вести собрание по реестру на последнюю дату, то работать надо было вроде бы с ним. Но руководство завода нового реестра «в упор не видело», считая «последней датой» именно октябрьский реестр. Собственно, ситуация, при которой существует два документа, всегда провоцирует разные варианты.

В итоге «сибиряки», затратив порядка 30 млн. долл. на скупку акций, не смогли голосовать на собрании ни одной из них. Более того, вице-президента «Сибирского алюминия» Германа Ткаченко с доверенностью от ЗАО просто не пустили на собрание. Он попал туда как акционер, вложивший в предприятие свой приватсертификат.

Зато «Славутич-Капитал» был консультантом НГЗ по подготовке собрания и вошел в состав мандатной комиссии. Кроме этого, новым независимым регистратором, по мнению нынешнего руководства НГЗ, станет «Славутич-Регистратор».

В общем, первый этап остался за новым руководством. «Сибирский алюминий» на собрании присутствовать не смог. Это имело любопытные последствия. Так как государство имеет сейчас 55% голосов, то при неучастии трети акций (26,4% акций ЗАО и 9% скупленной «Сибирским алюминием» «вторички») государство могло единолично провести любой пункт. При зарегистрированных 62,9% голосов 55% пакет госакций автоматически превращался в 87%.

Между тем в повестку дня общего собрания акционеров ОАО «НГЗ» были включены и внесение изменений в устав, и переизбрание правления, наблюдательного совета и ревизионной комиссии. Так как Кабинет министров явно поддерживал новое руководство, то оно вполне могло плюсовать к своим 2,3% и госпакет…

Кстати, на руки акционерам проект нового устава не выдавали. Только в вестибюле сиротливо висел его одинокий образец, но пресса доступа к нему не получила.

«Нейтрализация» «Сибирского алюминия» с их блокирующим пакетом позволяла одним махом провести все нужные (явно не «сибирякам») решения. Правда, потом их неизбежно будут оспаривать - уже в судебном порядке. Но опыт той же TWG показывает: судиться можно очень долго, сохраняя тем временем контроль над предприятием. Тем более что к осени уже закончилось перераспределение товарно-финансовых потоков НГЗ. Место двух мешинских «семейных» оффшорок (Newnikom и Global Interholding) теперь заняла родственная TWG оффшорная компания Morlay Trading (зарегистрированная на британских Виргинских островах). В сентябре по толлингу ушло уже 100% продукции завода. И Николай Набока был абсолютно прав, говоря, что он не определяет, куда дальше идет глинозем завода: «Наш глинозем мы отгружаем Morley, и уже она распоряжается, куда поставлять его».

Устраивает ли Украину вариант, когда завод превращается в «грязный» цех по переработке для фирмы Morlay Trading, это уже другой вопрос.

Значение же НГЗ для TWG сейчас особенно великого. После того как эту группу выдворили с Павлодарского алюминиевого комбината в Казахстане, а сейчас ее выбивают с Ачинского глиноземного комбината в России, TWG практически потеряла контроль над производителями глинозема в СНГ. Так что ставки очень высоки.

И все же воплотить планы в жизнь «с первого захода» не удалось. Все-таки до конца не просчитан эффект выборов. Президент меньше всего нуждается в громком скандале накануне второго тура. И без этого в российской прессе поднялся шум по поводу антироссийской позиции украинского правительства и премьера В.Пустовойтенко. Президент уже несколько раз упоминал о нецелесообразности проведения собрания в предвыборный период. Попытки премьера изменить (или хотя бы заглушить?..) это мнение успеха не имели. Неопределенность чувствовалась и на собрании. Ярким симптомом стала затянувшаяся на шесть часов регистрация. Все же начав собрание, его менее чем через час перенесли на 24 ноября под невнятным предлогом «неприбытия на собрание ряда лиц, отвечающих за отдельные вопросы». Это, вроде бы, не давало возможности качественно проголосовать по ним.

Вместе с тем нынешнее руководство НГЗ пытается удержать временно захваченные позиции. В частности, было категорически заявлено, что повторной регистрации оно проводить не будет. А значит - «Сибирский алюминий» откровенно не хотят допустить и на «второй тур» собрания акционеров ОАО «НГЗ». Если же они попробуют это положение изменить, им придется здорово побороться.

Первый раунд в споре между новым руководством и «Сибирским алюминием» пока за правлением, но спор этот явно не последний. Ну а основной итог для любого инвестора прост до банальности: в Украине важно не только, сколько у вас денег, но и как, каким способом и на что вы их потратите. Иногда случается, что 2% значат куда больше, чем 9% или даже 35%. Ну и еще - при недостаточном прикрытии вас могут «кинуть» на любом этапе сделки. Впрочем, разве это новость? А пока что подождем до 24-го…