В то время, как шахтеры Луганщины все чаще, и не без успеха, берут на вооружение тактику ультимативных заявлений о том, что в случае невыплаты задолженности по зарплате они вскроют себе вены, недавняя коллегия Минуглепрома рассматривала итоги работы отрасли за первый квартал текущего года.
За это время потребителям было отгружено 14,4 млн. тонн угля на сумму 1,4 млрд. грн. На расчетные счета угольных предприятий поступило 415 млн. грн. (30% от стоимости реализованной продукции). Всего же в отрасль поступило 815 млн. грн., что на 154 млн. грн. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Но несмотря на этот положительный факт, дебиторская задолженность увеличилась по состоянию на 1 апреля 1999 года на 136,7%. Данное обстоятельство руководители министерства объясняют тем, что с угольщиками не спешат рассчитаться предприятия Минэнерго, а руководители холдинговых компаний и производственных объединений, в свою очередь, недобросовестно относятся к своим должностным обязанностям.
Не лучше обстоят дела и с кредиторской задолженностью, которая уже достигла отметки в 7 млрд. грн. и не покрывается дебиторской. В ней наибольший удельный вес составляет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и Пенсионный фонд (57%). Недоимка перед бюджетом по состоянию на 1 апреля составляла 533 млн. грн. (уменьшилась с начала года на 231 млн.) Всего же за прошлый год было уплачено 59% начисленных в бюджет налогов, сборов и обязательных платежей. Показатели первого квартала подросли до отметки 66%.
За 1998 год долг по зарплате вырос на 406 млн. грн. и в настоящее время составляет 2,2 млрд. Несмотря на это, отдельные руководители шахт денежные средства направляли не на выплату текущей заработной платы, а расходовали на другие цели, чем сознательно создавали условия для дестабилизации работы предприятий. В ГХК «Донецкуголь» из поступивших 43,2 млн. грн. на заработную плату было направлено 20 млн. Так, в ГХК «Краснодонуголь» из 18,8 млн. зарплате «досталось» всего 11,6 млн. Но «разброд и шатание» присутствуют не только в этом вопросе. На ликвидацию последствий аварии на шахте им. Скочинского из резервного фонда Кабинета министров было выделено 9,4 млн. грн., из которых 2 млн. были использованы не по целевому назначению. И это несмотря на то, что расходование этих средств должно было идти строго по смете, утвержденной Минфином.
По-прежнему крепка «дружба» угольщиков с коммерческими структурами. На первом месте стоит приобретение материальных ресурсов по завышенным ценам. В целом предприятиями Минуглепрома в текущем году за поставленное оборудование переплачено уже 57 млн. В январе ГХК «Донуголь» приобрело 389 куб. м лесоматериалов по цене 162 грн. за кубометр, в то время, как его цена составляла 66 грн. Кроме этого, в качестве примера на коллегии была приведена ситуация на шахте «Новопавловская», где нет ни одного горнорабочего очистного забоя, а уголь шахта покупает у коммерческих структур, сдавая им лавы в аренду. Тем самым руководство создало льготные условия для работы частных предприятий на базе государственной собственности. Примечателен и тот факт, что на закупку угля на «Новопавловской» направляются средства Госкомрезерва. Всего же предприятия отрасли задолжали коммерческим структурам 714 млн. грн. В свою очередь, последние должны угольщикам 94 млн.
Большая часть стоимости отгружаемой продукции погашается за счет бартерных операций, уровень которых составил в январе-марте 65,3% (на 8,4% меньше, чем за аналогичный период 1998 года). Как отметил министр угольной промышленности Сергей Тулуб, работа по уменьшению доли бартера будет продолжаться и в дальнейшем, чтобы к концу 1999 года этот показатель составлял 35%. Сокращение бартерных операций на 5% дополнительно приносит угольщикам 300 млн. грн.
Выступивший на коллегии первый вице-премьер-министр Украины В. Куратченко подчеркнул, что угольная промышленность - единственная отрасль, которой государственные средства перечисляются в полном объеме и своевременно. Вопрос ее поддержки рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной экономической политики. Главный же ее смысл заключается в превращении угледобывающих предприятий в субъекты предпринимательской деятельности, не нуждающиеся в бюджетных средствах.
Но пока это перспективы ближайшего будущего. А пока государственным мужам предстоит максимально смягчить последствия пешего похода шахтеров на Киев, который Независимый профсоюз горняков Украины запланировал на начало июня; решить вопрос с финансированием строительства пускового комплекса шахты «Самсоновская-Западная» проектной мощностью 55 тыс. тонн коксующегося угля в год, введение которого в строй запланировано ко Дню шахтера в текущем году, но может так и остаться на бумаге. И, конечно же, не допустить, чтобы шахтеры взяли за практику вскрывать себе под землей вены, требуя заработанные деньги, как это сделали горняки «Суходольской-Восточной» в начале мая. Ведь долгов столько, что и шахтеров не хватит...