Законопроект, призванный резко ограничить объемы импорта стали в США, был с воодушевлением провален на заседании американского сената. Произошло это к вящей радости администрации Клинтона, которой теперь можно не опасаться грядущей конфронтации с такими важными торговыми партнерами, как Китай и Япония, и к большому огорчению американских сталелитейщиков. Поражение последних принимает особую остроту с учетом того факта, что аналогичный закон, предусматривающий введение специальной квоты на импорт стали, с легкостью прошел в Палате представителей.
Главным аргументом против принятия закона его основной оппонент-республиканец Фил Грем считает перспективу создания и утраты рабочих мест. Рост цен на сталь в США «на каждое созданное в сталелитейной промышленности рабочее место уничтожит 40 рабочих мест в тех отраслях промышленности, в которых используются продукты из стали», - утверждает сенатор Грем.
Провал законопроекта в сенате избавил Билла Клинтона от необходимости наложения вето на закон в случае принятия, хотя президент и был готов пойти на эту вынужденную меру. Даже несмотря на то, что неизбежная вследствие этого конфронтация с профсоюзами сталепроизводителей должна была сильно осложнить проведение избирательной кампании Альберта Гора в 2000 году. Зато в нынешней обстановке действия администрации президента на фоне решений сената встретили самый восторженный прием. Ведь президент принял решение проводить тщательное расследование всех смахивающих на демпинг случаев импорта стали по исключительно низким ценам из Аргентины, Бразилии, Китая, Индонезии, Японии, России, Словакии, Южной Африки, Тайваня, Таиланда, Турции и Венесуэлы. Правда, после азиатского финансового кризиса, приведшего к обесцениванию многих национальных валют, доказать факт предумышленного занижения цены на нефть будет нелегко. Поэтому сенат дополнительно принял программу льготного кредитования сталелитейной, газо- и нефтедобывающей промышленности в размере 1,5 миллиарда долларов.
Тем не менее, обнародование данных, полученных Торговой палатой США о количественных показателях роста объема импорта стали за последние месяцы, может привести к пересмотру решения о непринятии квоты. В частности, за май стали было ввезено в США на 30% больше, чем за апрель. Хотя и на 18% меньше самого рекордного, ноябрьского, уровня. Основными импортерами в мае выступали Бразилия, Мексика и Россия. Одна только Россия увеличила свои поставки в шесть раз. Джордж Бейкер, президент профсоюза сталелитейщиков, сказал, что в США создается угроза повторения ситуации 1980-х годов, когда было закрыто более 350 000 рабочих мест и более 400 предприятий, занимающихся выпуском стали. Вторую такую катастрофу отрасль, по его словам, уже не перенесет.