UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОГРАММА-МИНИМУМ ИНДИЙСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Ошеломительное поражение на досрочных парламентских выборах в Индии правящей Бхаратия Джаната П...

Автор: Оксана Приходько

Ошеломительное поражение на досрочных парламентских выборах в Индии правящей Бхаратия Джаната Парти (БДП) и отказ лидера Индийского национального конгресса (ИНК) Сони Ганди занять кресло премьер-министра достаточно долго были среди самых интригующих сообщений мировых СМИ. И только теперь, когда шум несколько поутих, стали появляться аналитические материалы о развитии индийской экономики. Но даже самые академические из них все равно привлекают внимание широкой публики интригой, заключенной в судьбе экономической реформы.

О последних успехах индийской экономики в последнее время говорилось много, в том числе и на страницах «ЗН». Причем, как оказалось, так много, что это вызвало бурный протест со стороны той части населения страны, которая об успехах только слышала, но на себе так и не ощутила. А таких насчитывается немало. Среди них 300 млн. индийцев, чей доход не превышает одного доллара в день, а также 160 млн., не имеющих доступа к чистой питьевой воде. Именно они, как считают аналитики, и обеспечили сокрушительное поражение правящей партии, выразив таким образом свой протест против проводимой ею экономической политики.

И вот здесь-то и начинается самое интересное. Ведь в действительности архитектором этой политики является Манмохан Сингх, который и возглавил нынешнее правительство Индии. 71-летний доктор экономики, получивший образование в Оксфорде и Кембридже, горячий поклонник политики Маргарет Тэтчер, впервые получил предложение занять пост министра финансов в 1991 году. Тогда страна переживала тяжелейший кризис. Золотовалютных резервов едва хватало на покрытие трехнедельного объема импорта, долги правительства и проценты по ним достигли двух третей ВВП, бюджетный дефицит приближался к отметке в 10%, а дотирование нерентабельных государственных предприятий еще больше способствовало его росту.

Реформы, предложенные новым правительством, были болезненными, но очень эффективными: открытие индийского рынка, начало приватизации, упрощение системы лицензирования и налогообложения. Именно им Индия и обязана тем, что в течение последнего десятилетия средний прирост ее ВВП составлял 7%. Реформаторы стремились сократить роль государства в индийской экономике, но после ряда коррупционных скандалов их правящая коалиция оказалась не у дел.

Пришедшее на смену правительство продолжало их преобразования уже с гораздо меньшим энтузиазмом. И вот сейчас Манмохан Сингх и его коллега, выпускник Гарварда Паланьяпан Чидамбарам, занимавший ранее пост министра торговли, а ныне — министра финансов, получили возможность продолжить свое дело, начатое полтора десятка лет назад. Правда, для этого им нужно хорошо разобраться с сигналом, полученным от индийского народа во время последних выборов.

Похоже, уже разобрались. Причем настолько виртуозно, что Чидамбараму пришлось, как шутят индийские журналисты, по совместительству занять еще одну должность — штатного чудотворца. Разработанная им Всеобщая программа-минимум гораздо менее радикальна, чем программа самой партии, и гораздо более близка самым широким слоям индийского населения. Поддержание прироста ВВП на уровне 7—8%, преодоление нищеты, безработицы, безграмотности, повышение расходов на здравоохранение и образование — казалось бы, подобные заклинания действительно более приличествуют шаману, нежели высокообразованному экономисту. Тем не менее программа содержит и немало конкретных наработок.

Так, например, борьба с безработицей сводится к «гарантированному трудоустройству», согласно которому каждому индийцу должно быть предоставлено право на минимум 100 рабочих дней в году с минимальной оплатой в 50 рупий (1,1 долл.) в день. Это обойдется правительству в 250 млрд. рупий в год вместо тех 180 млрд., которые выделялись на социальную защиту прежним правительством. Такие рабочие будут заняты прокладкой дорог и созданием инфраструктуры, без которой дальнейшее реформирование индийской экономики просто невозможно.

Полному реформированию подлежит также система государственной поддержки сельского хозяйства Индии. Опять же из-за труднодоступности многих сельских районов пятая часть всей сельскохозяйственной продукции пропадала, в том числе и четыре из тех 40 млн. тонн зерна, которые закупались правительством по фиксированным ценам у фермеров и должны были распределяться среди неимущих. Теперь же в течение 90 дней новому правительству предстоит разработать основы новой системы субсидирования.

Постепенно проясняется и судьба приватизационной программы. Именно с нее министры-реформаторы и начали свою работу в 1991 году. Правда, тогда на продажу выставляли лишь небольшие пакеты акций убыточных предприятий. Последующее же правительство взялось раздавать в собственность или в управление самым достойным те предприятия, которые приносили неплохую прибыль государству. Этой практике правительство Сингха пообещало положить конец. Как и бесконечным проверкам частного бизнеса со стороны контролирующих органов. Как показывают специальные исследования, в течение месяца каждое предприятие посещают 40—60 инспекторов, а 16% рабочего времени среднего индийского менеджера уходит на улаживание бюрократических формальностей с государственными чиновниками.

И все же есть проблемы, решение которых без волшебной палочки наблюдателям не представляется возможным. Одна из них — сокращение дефицита бюджета, который, по некоторым данным, уже даже превысил 10%. Причем, согласно принятому в прошлом году закону, Чидамбараму обязательно придется приводить расходы в соответствие с доходами. Свой первый бюджет новый министр финансов должен будет представить в начале июля, и этого момента как сторонники, так и критики нового правительства ждут с нетерпением.

А вот когда и как может быть решена проблема поголовной коррупции, в Индии пока еще не знают. Впрочем, не только в Индии.