UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОБИЛ ЧАС ПОЛНОЙ РАСПЛАТЫ… БЕЗ ЗАРПЛАТЫ

Пять лет назад в Украине стартовала реформа ценовой политики в жилищно-коммунальной сфере. За это время размеры платежей населения за коммунальные услуги возросли от 5 до 80% их себестоимости...

Автор: Ольга Лунченко

Пять лет назад в Украине стартовала реформа ценовой политики в жилищно-коммунальной сфере. За это время размеры платежей населения за коммунальные услуги возросли от 5 до 80% их себестоимости. Государство постепенно готовило граждан к капиталистическим отношениям в системе сервиса. Приучив народ принимать яд, то есть рост цен на коммунальный комфорт, по капле, нынче правительство резко увеличило дозу - и вскоре законопослушные граждане страны имеют все шансы оплатить 100% себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Подвигнул правительство на этот решительный шаг Международный валютный фонд, который выдвинул одним из условий возобновления кредитования - либерализацию цен в жилищно-коммунальной сфере. Украина должна была успеть реформировать коммунальные цены до 15 марта, т.е. до заседания совета директоров МВФ. Успела...

На этой неделе Конституционный суд Украины признал неконституционным закон Украины «О временном запрете повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, которые предоставляются гражданам Украины». Аргументировано это решение тем, что Верховная Рада Украины вышла за пределы своей компетенции, определенной Конституцией Украины, и взяла на себя полномочия, которые Конституция Украины возложила на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Иными словами, ценовая политика по закону не входит в компетенцию высшего законодательного органа. Эта парафия Кабинета министров и областных властей. Таков правовой пролог этой истории.

Что же касается ее социально-экономического эпилога, то он гораздо запутаннее... Более того, существует несколько версий заключительной, а точнее, главной части этой жилищно-коммунальной драмы, действующие лица которой - мы с вами. Приводим некоторые из них.

Заместитель министра социальной политики и труда, главный жилищный субсидист Украины Николай Нощенко считает, что катастрофы не произойдет.

- До сих пор 80% за коммунальные услуги платили граждане, 20% - государство через дотации. В бюджете предусматривались суммы и на субсидии, и на дотации - они практически тождественны: в прошлом году был заложен 1 млрд. на субсидии и около 800 млн. - на дотации. При этом жилищные субсидии финансировались значительно хуже, чем дотации. Этого феномена я объяснить не могу. В бюджете 99-го года, я слышал, дотации финансироваться вообще не будут... Моя позиция - механизм адресности в пять раз эффективнее механизма всеобщей дотационности.

Однако, как сообщили в Министерстве по социальной политике, в связи с постановлением КМ «О введении адресной социальной помощи малообеспеченным семьям», финансирование программы жилищных субсидий будет уменьшено на 450 тысяч в месяц...

Представитель фирмы «Падко», заместитель руководителя программы реформирования социального сектора Агентства США по международному развитию Александр Кучеренко видит проблему не в требовании МВФ, а в отечественных коммунальных нормативах:

- Раз это условие МВФ, то рано или поздно Украине придется его выполнить. Но проблема в другом. В том, что у нас нет прозрачного и надежного механизма определения стоимости жилищно-коммунальных услуг. Сейчас ценообразование отдано на местный уровень. Сам механизм определения себестоимости коммунальных услуг наталкивается на противоречия в статусе наших коммунальных предприятий, которые являются, с одной стороны, государственными, с другой - имеют право на коммерческую деятельность... И эту деятельность они могут закладывать в себестоимость услуг. Себестоимость учитывает все потери. Если говорить, к примеру, о воде, то все потери, связанные с водоснабжением, ложатся на плечи потребителя.

Правительственное решение в 1,5-2 раза поднять цены на коммунальный сервис, конечно же, повлияет на количество получателей жилищных субсидий, но они ничего не потеряют. Тяжесть платы ляжет на тех, кто может платить...

Хотя премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко говорит о «нормализации» тарифов на все виды жилищно-коммунальных услуг, заявляя, что внедрение 100-процентного возмещения стоимости не обязательно будет означать их повышение, готовиться следует к обратному. Повышение платы за коммунальный сервис и услуги транспорта придется на период нестабильности гривни и растущей инфляции. По большому счету, злостным неплательщикам жилищно-коммунальных алиментов абсолютно все равно, сколько не платить - 80% или 100% себестоимости. Однако их финансовый нигилизм не останется безнаказанным. Кризис неплатежей приведет к карательным санкциям вплоть до выселения из квартир за долги... Посему на ипподроме социальных реформ «свободные» тарифы на услуги коммунальщиков и транспортников будут той черной лошадкой, которая откроет дорогу дальнейшему росту социальной напряженности...